Бизнес малый — польза велика

В составе валового продукта США малому бизнесу отводится 70 процентов, в Японии и того больше — 78, а в Италии — 73. У нас этот показатель едва дотягивает до 20 процентов. Что мешает развитию малого бизнеса в Казахстане?

В составе валового продукта США малому бизнесу отводится 70 процентов, в Японии и того больше — 78, а в Италии — 73. У нас этот показатель едва дотягивает до 20 процентов. Что мешает развитию малого бизнеса в Казахстане?

На сегодня малый бизнес — основа экономик всех развитых стран. По данным ООН, малые и средние предприятия составляют 95 процентов от общего количества всех функционирующих в мире. Согласитесь, цифра немаленькая. И явному росту популярности малого и среднего бизнеса (МСБ) имеются свои объективные причины, во многом обусловленные тем историческим этапом, который переживает сейчас планета Земля. А переживаем мы эру глобализации, которая, хотим мы того или нет, касается каждого. Информационное, постиндустриальное общество зиждется на услугах. И это сфера традиционного господства малых экономических форм. В мировых валовых показателях доля услуг неуклонно растет, достигая 70—80 процентов от национального ВВП в ряде стран.

Оценив по достоинству способность МСБ бороться с безработицей, в начале 90-х Президент тогда еще молодого независимого Казахстана подписал указ об усилении государственной поддержки малого предпринимательства. Но «кооперативная» стихийность, отсутствие четкой нормативно-правовой базы, государственных гарантий, неопытность новых предпринимателей, общая неразвитость рыночных механизмов приводили малые предприятия к банкротству. Естественный отбор, впрочем, имел свои преимущества. Оставшиеся игроки дождались вторично подоспевшей помощи государства. Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РК» можно оценивать по-разному, но активировать развитие сектора МСБ все же удалось. Сказалась и общая стабилизация ситуации в стране. Снижение общего уровня инфляции, становление банковской системы, принятие целого пакета законопроектов (законы «Об индивидуальном предпринимательстве», «О финансовом лизинге», постановления «О концепции развития ремесленничества», «О развитии женского предпринимательства») внесли позитивную лепту в развитие МСБ. Но, к сожалению, не сняли проблемы его направленности. Доля малых предприятий в торговле составляет 75 процентов. В сельском хозяйстве сосредоточено 25 процентов, 18 — в сфере услуг. И только два (!) процента — в промышленности.

В последнее время Правительство предприняло целый ряд шагов по восстановлению отечественного автомобилестроения, машиностроения, приборостроения, развитию предприятий легкой промышленности. В силу структурных предпочтений МСБ это может привести к скорому уходу с рынка огромного количества малых предприятий. Но такой оборот совсем не соответствует наказу Президента: «Когда 60 процентов работающего населения будет трудиться в малом и среднем бизнесе, тогда Казахстан достигнет устойчивости». Поэтому остро встает вопрос о диверсификации малого бизнеса, его равномерной переориентации во все сектора экономики и сбалансированном симбиозе с предприятиями крупной промышленности.

Надо сказать, отраслевая структура МСП (предприятий малого и среднего бизнеса) в Европе представляет собой совсем другую картину. Семнадцать процентов МСП приходится как раз на промышленность, 16 — на услуги населению, по 14 процентов берут на себя услуги предприятиям и строительство, 13 процентов занимает оптовая торговля, 12 — транспорт и связь. Малые предприятия там делятся на так называемых патиентов, коммунантов и эксплерентов.

Патиенты выпускают готовую продукцию, используя при этом местное сырье и ориентируясь на локальные рынки сбыта. К этому бизнесу относится производство одежды, обуви, продуктов питания. Такие предприятия часто составляют конкуренцию крупным производствам.

Коммунанты, напротив, идут обычно в сцепке с крупными корпорациями, изготавливая детали, узлы, осуществляя промежуточную сборку.

Эксплеренты — это инновационные фирмы, занимающиеся научными, конструкторскими разработками, внедрением технических открытий, созданием опытных партий товаров. При таком соотношении малый бизнес вполне устойчив. И устойчивость эта определяет важные моменты экономического развития. Если за крупными предприятиями стоит общенациональный уровень эффективности экономики, то малые предприятия — это возможность быстро снизить уровень безработицы и противостоять монопольным устремлениям корпораций.

Два последних года Правительство помимо мер по стимулированию развития малого бизнеса рассматривает способы его отраслевой переориентации. Главный фактор, вытесняющий отечественный МСБ из сферы производства, — сырьевая направленность экономики. Поставленная в президентском Послании цель: переориентировать экономику в сферу развития несырьевых производств должна изменить ситуацию. Крупным перерабатывающим компаниям понадобятся малые предприятия-сателлиты, которые возьмут на себя все вспомогательное производство. Это даст толчок развитию коммунантов. Развитие легкой и пищевой промышленности увеличит число предприятий-патиентов.

Но наибольший интерес у Правительства вызывают инновационные сферы малого предпринимательства. И этот сектор МСБ без поддержки государства явно не обойдется. На данный момент разрабатываются меры по бюджетному финансированию субъектов малого и среднего бизнеса. Это позволит со временем переориентировать их на сферы наибольшей экономической перспективности, что обеспечит в итоге более быстрый экономический рост, чем ставка на сырьевой потенциал.

Итак, малый и средний бизнес не требует больших затрат, он более мобилен и менее подвержен глобальным рискам, а также способен обеспечить рабочими местами до половины населения страны. Малый бизнес способствует выравниванию цен и доходов, он способствует диверсификации экономики и повышает общий конкурентный уровень страны. Единственное, что ему требуется, — поддержка государства. И Правительство, судя по всему, намерено помочь малому, но такому большому бизнесу.

18.03.2008

Зауре АХМЕТОВА, www.kazpravda.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.