Переход от количества к качеству

Финансовый кризис в Южной Корее 1997-1998 годов научил власти страны развивать экономику не количественно, а качественно. Сегодня, спустя десять лет, уже казахстанские специалисты пытаются решить проблему недостатка ликвидности в экономике и устранить возникшие вслед за этим трудности. В этом свете изучение корейского пути выхода из кризиса, успешность которого доказало время, может оказаться весьма полезным для отечественных экономистов.

Финансовый кризис в Южной Корее 1997-1998 годов научил власти страны развивать экономику не количественно, а качественно. Сегодня, спустя десять лет, уже казахстанские специалисты пытаются решить проблему недостатка ликвидности в экономике и устранить возникшие вслед за этим трудности.

В этом свете изучение корейского пути выхода из кризиса, успешность которого доказало время, может оказаться весьма полезным для отечественных экономистов.

Обмен опытом — именно с этой целью в Сенате был организован трехдневный семинар с участием экспертов двух стран. Со стороны гостей в мероприятии приняли участие руководитель аппарата премьер-министра республики Корея Чо Джунг Пе, экс-вице-премьер, а ныне — министр финансов и экономики Ли Кю Сонг, профессор Корейского института развития Канг Донг Су и другие.

Казахстанскую сторону представили министры: экономики и бюджетного планирования — Бахыт Султанов, финансов — Болат Жамишев, председатель Нацбанка РК Анвар Сайденов, а также председатель Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН) Елена Бахмутова.

Корейская история

По словам Ли Кю Сонга, корейский кризис 1997 начался из-за «слабой финансовой структуры и стремления только к количественному росту экономики». Опьяненные возможностью легкого дохода, банки щедро раздавали кредиты предприятиям. При этом внимание уделялось не рентабельности компаний-заемщиков, а только наличию достаточной залоговой базы. Как выяснилось позже, «коренной» проблемой для страны стало и «медленное реагирование на изменение мировой конъюнктуры». Как результат — отток средств иностранных инвесторов, недостаток ликвидности, ограниченность кредитных ресурсов, банкротство предприятий, проблема безработицы.

По словам профессора Корейского института развития Канг Донг Су, с наступлением кризиса рядовому корейцу было сложнее получить ипотечный кредит. Связано это с тем, что банки не без нажима правительства ужесточили условия кредитования: повысили первоначальный взнос до 50-60 процентов от стоимости квартиры, запретили покупать по две квартиры в тех районах, где наблюдалась «чрезмерная спекуляция», повысили требования к уровню платежеспособности клиента…

Полезный опыт

По такому же сценарию развивалась ситуация в банковском секторе Казахстана с августа прошлого года.

— Затруднение испытали казахстанские банки, которые в предшествующий период делали существенные внешние заимствования и из-за кризиса на международных рынках столкнулись с проблемами ликвидности, — отметил в своем докладе Анвар Сайденов.

Казахстанское Правительство, по примеру других азиатских стран, в том числе и Южной Кореи, приняло решение помочь банкам финансово — выделив бюджетные средства. В частности, около одного миллиарда долларов в 2007 году и около трех миллиардов — в текущем. Причем, как подчеркнул в выступлении Болат Жамишев, эти деньги не были почерпнуты из Национального фонда — их изыскали путем перераспределения средств бюджета. Эти средства через банки были направлены на финансирование малого и среднего бизнеса, строительной отрасли и ипотечного рынка.

При этом до принятия решения о выделении этих средств властям пришлось столкнуться с серьезной дилеммой.

— В 2007 году наблюдался недостаток банковской ликвидности при одновременном росте инфляционного давления. В этих условиях Нацбанк оказался перед необходимостью установления приоритетов между мерами по поддержанию устойчивости банковской системы и мерами по сохранению стабильности цен. Проблема заключалась в том, что эти меры… в какой-то степени противоречили друг другу. Для поддержания устойчивости банковской системы требовалось вливание ликвидности, а для снижения инфляционного давления — ее изъятие. В этих условиях Нацбанк определил приоритетность по сохранению устойчивости банковской системы перед целью по поддержанию стабильности цен, — рассказал Анвар Сайденов корейским коллегам.

Именно с целью обеспечения устойчивости банковской системы ведомство Елены Бахмутовой с начала этого года «внедрило» своих представителей в банки второго уровня.

— Сейчас представители агентства, основной функцией которых является наблюдение за принятием решений менеджментом банка и оценка систем управления риск-менеджментом в банке, имеются в пяти крупнейших банках второго уровня, — сообщила глава АФН.

Деньги портят бизнесменов?

Сегодня деньги, выделенные для казахстанского строительного сектора и малого бизнеса, уже поступили по назначению. Вместе с тем, как отметил министр финансов, предприниматели слишком сильно зависят от банковских кредитов.

— Государством обеспечивается дальнейшее финансирование крупных перспективных инвестиционных проектов и проектов малого и среднего бизнеса. Кроме того, осуществляется комплекс мероприятий, направленных на обеспечение стабильности на ипотечном рынке страны, защиты прав дольщиков и завершения объектов строительства в городах Астане и Алматы. Те проекты, которые рассматриваются по Астане и Алматы, в качестве проектов, которые следует поддержать, показывают практически нулевое собственное финансирование застройщиков и исключительную ориентацию на кредиторов в лице банков и дольщиков, — подчеркнул Болат Жамишев.

На фоне всех принятых Правительством мер по стабилизации экономики итоги этого финансового года для Казахстана могут выглядеть так.

— Ожидается, что в 2008 году реальный рост ВВП сложится на уровне 5-7 процентов, в среднесрочной перспективе среднегодовой темп роста ВВП прогнозируем на уровне 5-6 процентов. Это позволит нам выполнить задачу, которую мы ставили в стратегии индустриально-инновационного развития — утроение ВВП к 2015 году по отношению к 2000. Инфляцию в 2008 году планируется удержать на уровне 10 процентов, — сообщил в ходе семинара Бахыт Султанов.

Государство способно отреагировать на любые изменения конъюнктуры на мировом рынке, уверен министр экономики и бюджетного планирования. И даже «сгладить негативное воздействие внешних факторов, обеспечив устойчивое экономическое развитие».

Этот осторожный оптимизм укрепляет и успешный пример Южной Кореи. В кризисном 1998 рост ВВП страны был на уровне 6,9 процента, и уже к 1999 вырос до 9,5 процента. Сегодня ВВП этой республики оценивается в 980 миллиардов долларов, или в 24,6 тысячи долларов на душу населения. Основной доход экономике страны, по данным за 2007 год, приносят промышленность (39,6 процента), сельское хозяйство (3,2 процента) и сфера услуг (57,2 процента).

01.04.2008

МАРИЯ ДАУТОВА, www.kn.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.