Требуется «коммунальный» модерн

Переход экономики Казахстана на рыночные отношения повлек за собой значительные изменения во всех областях жизнедеятельности общества, в том числе он коснулся и жилищной сферы. Вопросы жилищно-коммунальных отношений, имеющие высокую социальную значимость, — одно из приоритетных направлений Стратегии развития Казахстана и важная задача общенационального характера.

Переход экономики Казахстана на рыночные отношения повлек за собой значительные изменения во всех областях жизнедеятельности общества, в том числе он коснулся и жилищной сферы. Вопросы жилищно-коммунальных отношений, имеющие высокую социальную значимость, — одно из приоритетных направлений Стратегии развития Казахстана и важная задача общенационального характера.

В последние годы жилищное строительство демонстрировало высокие темпы развития. Тому способствовали, прежде всего, макроэкономические факторы: общий экономический рост, приток иностранного капитала, рост благосостояния населения, возможность легализации доходов, развитие ипотечного кредитования. Государство уделяет большое внимание вопросам развития жилищного строительства, чему примером — Стратегия индустриально-инновационного развития на 2003—2015 годы. В этом документе строительной отрасли определено одно из ключевых мест. А вопросы, касающиеся нынешней ситуации в сфере жилищного строительства, стоимости строящегося жилья, его объемов, нынче волнуют многих казахстанцев.

В число приоритетных направлений социально-экономических преобразований последних лет вошла реформа жилищно-коммунального хозяйства. Это одна из крупномасштабных социально-экономических программ, непосредственно направленных на улучшение качества жизни населения. Она призвана решать наболевшие вопросы в том секторе экономики, который обеспечивает нормальные условия жизнедеятельности людей — надежность и безопасность жилища, его тепло- и электроснабжение.

Согласно Конституции РК, каждый в нашей стране имеет право на жилище. Жизнь, здоровье, хлеб и кров — извечные человеческие ценности. Жилищная проблема в Казахстане существовала всегда и в различные исторические периоды решалась по-разному.

Президент Нурсултан Назарбаев поставил задачу — обеспечить граждан современным, высококачественным и, главное, доступным жильем. Стартовый импульс, данный властью, воплотился в практические действия, об этом свидетельствует Государственная программа развития жилищного строительства на 2008—2010 годы, которая является одной из приоритетных программ в проведении жилищных реформ.

Основной ее целью является комплексное решение проблем развития жилищного строительства, обеспечение доступности жилья. Можно сделать вывод, что строительство, распределение и вопросы кредитования доступного жилья отрегулированы государством четко, а его первоочередной задачей стали создание условий для развития институтов рынка жилья и оказания адресной государственной помощи.

Однако, чтобы добиться необходимых преобразований в такой сложной отрасли, которая является жизнеобеспечивающей для граждан, государство должно создать выверенную технологию проведения реформы. Главное здесь — четко определить конечные цели, постоянно иметь их в виду и неукоснительно направлять участников процесса к достижению заданного результата, а не того, который по ходу дела покажется им удобным или выгодным. Так, в ходе реформы жилищно-коммунальной сферы значительно изменилась роль государства. Если раньше практически все вопросы жилищных отношений относились к его компетенции, законодательно существовал приоритет государственному и общественному жилищному фонду, то сейчас массовая приватизация жилых помещений и иные способы возникновения права собственности на жилье привели к резкому увеличению числа квартир в частной собственности.

Что касается проблемы управления в жилищно-коммунальной сфере, то налицо отсутствие такового в отрасли в целом. Основное, в чем нуждается жилищно-коммунальное хозяйство, — это система управления, способная рационально распоряжаться деньгами и материальными ресурсами. Она же повысит качество и надежность предоставляемых услуг.

Между тем начатая реформа упустила вопрос госконтроля за состоянием жилищного фонда и проведения обследования состояния домов с выдачей предписаний на устранение выявленных нарушений. Премьер-Министр Карим Масимов неоднократно отмечал, что сегодня подобным правом (в рамках проводимой реформы) необходимо наделять местные исполнительные органы, создавая так называемые жилищные инспекции, которым вменить контроль над целевым использованием средств жильцов и деятельностью КСК. Время диктует новые подходы для решения вопросов эксплуатации жилья, ремонта, сноса и аренды, совершенствования института кооперативов собственников квартир, государственного контроля и надзора за строительством и эксплуатацией. То есть увеличение доли участия граждан в расходах «по надлежащему содержанию дома» должно стать реальностью. Следует отметить, что подобная норма содержится в проекте Закона «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты РК по вопросам жилищно-коммунальной сферы». Существует необходимость в наделении граждан правом собственности на долю в общедомовом имуществе, то есть в привлечении жильцов к участию в ремонте лестниц, лифтов, чердаков, подвалов и благоустройстве придомовой территории.

Истоки проблемы ветхих домов лежат в 1992 году и связаны с незавершенной логически приватизацией квартир. Передав их в собственность жильцам, регистрационные органы не указали в договорах купли-продажи доли общедомовой собственности, принадлежащей собственникам (фасадов, лестниц, прилегающих территорий, лифтов, кровель). Однако нельзя допускать и полного ухода государства из жилищной сферы. Следует ввести в компетенцию Правительства утверждение типовых правил предоставления жилищной помощи, учитывающих затраты на ремонт и реконструкцию общего имущества объекта кондоминиума, а также координацию деятельности КСК.

Необходимо в целом совершенствовать жилищные отношения и жилищное законодательство в соответствии с современными реалиями и рыночными отношениями. Для реализации этих идей следует внести некоторые изменения в проект Закона «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты РК по вопросам жилищно-коммунальной сферы» в части определения государственных структурных подразделений на центральном и местном уровнях управления, осуществляющих: обследование объектов жилья, контроль за техническим состоянием жилого фонда, сносом аварийных и ветхих жилых строений, предоставлением качественных коммунальных услуг населению; технический надзор за ремонтно-восстановительными работами, а также инвентаризацию жилого фонда региона и координацию деятельности кооперативов собственников квартир (КСК), проведение конкурсов на выполнение строительно-монтажных, ремонтно-восстановительных работ и организацию приемки в эксплуатацию жилых домов и объектов коммунального хозяйства; выделение из государственного бюджета средств на бесплатную регистрацию кондоминиумов, предоставление домов-общежитий для временного проживания граждан на время проведения капитального ремонта.

Также, видимо, целесообразно законодательно реализовать идею об образовании в государственных структурных подразделениях по управлению ЖКХ специальных бухгалтерских служб, которые на договорной основе будут предоставлять услуги КСК, по запросам жильцов выдавать информацию о его расходах. Это обеспечит достаточную прозрачность использования средств собственников квартир и кондоминиумов и, следовательно, повысит эффективность оказываемых им работ и услуг.

Таким образом, жилищно-коммунальная сфера все еще остается малоэффективной, непрозрачной и требует кардинальных и системных мер по реформированию. Необходимо исключить все существующие пробелы в действующем законодательстве, создать новые принципы реформирования в сфере коммунальных отношений, что, в свою очередь, даст импульс развитию жилищно-коммунальных отношений.

В этой связи предложения, выработанные по итогам выездного заседания Общественной палаты в Акмолинской области и направленные в Комитет по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса, призваны помочь в решении накопившихся проблем в отрасли через законопроект «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты РК по вопросам жилищно-коммунальной сферы».

04.04.2008

Светлана Савченко, www.kazpravda.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.