Жилищный «застой»

Нежелание государства стать одним из участников жилищно-коммунальных отношений привело к затягиванию сроков рассмотрения соответствующего законопроекта. Сложившийся на сегодня текст многострадального документа в настоящее время не устраивает ни одну из сторон. Не умением, а числом Проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам жилищно-коммунальной сферы» продвигается с трудом. Изначально не имея конкретной цели, он формируется по принципу «кто кого перехитрит». Входя­щие в рабочую группу представители Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Мининдустрии стремятся максимально избавиться от столь проблематичного сектора и готовы идти на компромиссы с акиматами.

Нежелание государства стать одним из участников жилищно-коммунальных отношений привело к затягиванию сроков рассмотрения соответствующего законопроекта. Сложившийся на сегодня текст многострадального документа в настоящее время не устраивает ни одну из сторон.

Не умением, а числом

Проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам жилищно-коммунальной сферы» продвигается с трудом. Изначально не имея конкретной цели, он формируется по принципу «кто кого перехитрит». Входя­щие в рабочую группу представители Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Мининдустрии стремятся максимально избавиться от столь проблематичного сектора и готовы идти на компромиссы с акиматами.

В такой ситуации представители КСК, как могут, защищают свои интересы. В частности, стараются не допустить появления конкурентов на рынке коммунальных услуг и пытаются сохранить прежний порядок управления финансами. Как ни странно, для этого у них есть масса убедительных доводов. Надо сказать, что в этом отношении КСК постоянно находятся в оборонительной позиции. Им надо отбиться от жильцов, когда те требуют выполнения каких-либо работ. И это притом, что плата за содержание жилья в месяц собирается в лучшем случае с 70 процентов жителей. К тому же тарифы, регулируемые собраниями КСК, зачастую используются устаревшие, в ряде кооперативов они не меняются на протяжении несколько лет. Государство же, не участвуя в жилищных отношениях, регулярно повышает штрафы и расценки своих РГП, проверяющих или оказывающих обязательные к принятию услуги.

Обсуждение законопроекта тормозит как раз масса нерешенных финансовых вопросов. По мнению члена рабочей группы, председателя объединения юридических лиц (ОЮЛ) «Алматинская городская ассоциация КСК (П)» Шамиля Мендыгалиева, состав рабочей группы по обсуждению важнейшего для всей страны закона не адекватен поставленной задаче. Очень сложный во всем мире сектор жилищно-коммунальных отношений в то же время является весьма тонким делом. И решение основных вопросов должно проходить при балансе знаний и опыта, то есть при концентрации профессионалов — теоретиков и практиков.

Шамиль Мендыгалиев считает, что «каждая норма закона должна быть краткой, лаконичной, четкой, доступной для понимания и в то же время ёмкой, то есть содержать в себе весь смысл важного и необходимого». Кроме этого, должны соблюдаться правила написания закона. В понятийном аппарате, например, должны быть отражены лишь определения, используемые в тексте термины. Вместо этого в глоссарий вносятся нормы, фактически регулирующие правоотношения.

Простая арифметика

То, что нужно серьезно реформировать сложившуюся систему жилищно-коммунальной сферы, ясно всем. Казалось бы, решение на поверхности — разделить управление и оказание услуг. В управлении должны участвовать жильцы, а услуги нужно доверить профессионалам, причем на конкурентной основе. Предложение зарегистрировать один дом как один кондоминиум — очень красиво и привлекает простотой в реализации. Легко можно разобраться — сколько жильцы денег сдали и на что они были потрачены. Однако, по мнению действующих председателей КСК, содержать один дом, как предлагается разработчиками жилищной программы, даже собственникам квартир бывшего жилищно-строительного кооператива в настоящее время не под силу. А накопление средств на капитальный ремонт затянется на очень длительный срок. Эффективных финансовых инструментов по защите сбережений от инфляции на сегодня пока нет. Поэтому выгоднее аккумулировать средства, собранные с нескольких домов.

Иметь самостоятельный орган управления в каждом доме собственникам квартир необходимо, но экономически это невыгодно. Тут в силу вступает простая арифметика. «С учетом достигнутых договоренностей акимата города Алматы с соответствующими депар­таментами о снижении цен на услуги, расходы жителей только на оформление и регистрацию кондоминиумов составляют по 25000 тенге за дом, — считает Шамиль Мендыгалиев. — В дополнение к этим затратам прибавятся расходы на регистрацию юридического лица по каждому дому, открытие по ним счетов в банке, банковское обслуживание. Ранее обслуживание счета в банке в среднем обходилось по 2000-3000, а с 2008 года — по 9000 тенге в месяц, кроме того, увеличится содержание управляющих и бухгалтеров, налоговое обслуживание. К примеру, КСК, состоящий из 20 домов, в настоящее время обслуживают 20 работников: председатель, бухгалтер, паспортист, слесари-сантехники, электрик, плотник, дворники. На банковские расходы при наличии одного счета тратит по 9000 тенге в месяц. При разделении кооператива на самостоятельные юридические лица (кондоминиумы) расходы жителей вырастут пропорцио­нально в десятки раз. Содержать придется не 20 работников, а 60, может, и меньше. Но банковское обслуживание обойдется не в 9000 тенге, а в 180000 тенге, а при открытии по два счета, как предусматривает программа, расходы составят по 360000 тенге ежемесячно».

Конечно, можно поспорить насчет количества работников, быть может, тот же КСК и останется обслуживающей организацией, но против увеличения средств на управляющих и банковское обслуживание сказать что-либо сложно.

Представители КСК Алматы полагают, что и кондоминиум не надо еще раз регистрировать. По­скольку это было сделано практически повсеместно в 1997 году. «В выданных приватизационных договорах уже проставлены остаточные суммы стоимости квартиры и всего дома. Соотношение этих сумм определяет размер долевого участия в содержании общего имущества собственника квартиры (помещения). Эти же остаточные суммы стоимости домов проставлены и в документах инвентарных дел на дома, переданные в КСК государственными домоуправлениями, КЭЧами и т. п. конторами», — полагает Шамиль Мендыгалиев.

08.04.2008

Ольга Нижникова, www.kn.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.