Наступление по всем фронтам

Темпы строительства торговых центров снизились, но слабая насыщенность рынка и сохраняющийся спрос на качественные торговые центры привлекают новых игроков. Финансовый кризис, затормозивший развитие строительного рынка в Казахстане, сказался и на секторе торговой коммерческой недвижимости. Но не слишком болезненно.

Темпы строительства торговых центров снизились, но слабая насыщенность рынка и сохраняющийся спрос на качественные торговые центры привлекают новых игроков.

Финансовый кризис, затормозивший развитие строительного рынка в Казахстане, сказался и на секторе торговой коммерческой недвижимости. Но не слишком болезненно. По словам вице-президента Национальной ассоциации риелторов Казахстана Олега Алферова, «последствиями кризиса ликвидности стала отсрочка ввода объектов в эксплуатацию, но не перечеркивание первоначальных планов девелоперов торговой коммерческой недвижимости». В IV квартале 2008 года компания Capital Partners запускает в Алматы торгово-развлекательный центр (ТРЦ) Essentai Shopping Mall и уже открыла торговый центр класса «А» «Сары-Арка» в Астане.

Не отстают и другие компании – Build System открывает в Астане в сентябре 2008−го ТРЦ «Керуен», Oriental Real Estate – два ТРЦ в Алматы и один в Астане. City Mall запускает одноименный центр товаров для дома в Алматы в сентябре, ТРЦ «Хан Шатыры» будет сдан в эксплуатацию в этом году в Астане.

По сведениям «Эксперта Казахстан», еще один игрок, группа компаний «Аркада», планирует объявить о крупном проекте по открытию в следующем году сразу трех новых ТРЦ – в Астане, Алматы и Костанае. При этом коммерческий директор ГК «Аркада» Сергей Вдонин признал в разговоре с «Экспертом Казахстан»: «Кризис в первую очередь повлиял на потребительскую активность и заставил девелоперов более рационально подходить к реализации проектов и сокращать расходы». Но от своих планов компания все равно не отказывается.

Если в кучу сгрудились…

Крупнейший проект группы – ТРЦ Asia Park в Астане, общая площадь которого составит 43 тыс. квадратных метров, расположен на левобережье Ишима. ГК «Аркада» привлек российского брокера «Торговый квартал» для заполнения Asia Park ведущими российскими торговыми операторами. На данный момент группа заключила соглашения только с продуктовой сетью «Вестер», которая проводит активную экспансию на казахстанский рынок, и сетью кинотеатров KINOCITY. Сеть «Вестер» будет представлена во всех новых торговых центрах ГК «Аркада» и ТРЦ «Керуен». Заместитель коммерческого директора по маркетингу и рекламе «Аркады» Юрий Олейников сообщил, что ведутся переговоры с представителями сети семейных развлекательных центров – Crazy park, сетью магазинов детских товаров «Детский мир» и сетью спортивных товаров «Спортмастер». Г-н Олейников добавил, что наиболее благоприятная ситуация для открытия ТРЦ складывается в Костанае, где еще нет качественных торговых площадей, а наименее – в Астане, где довольно высок уровень конкуренции и вводятся в эксплуатацию сразу два новых ТРЦ по соседству с Asia Park – «Керуен» и «Хан Шатыры».

Отметим, что открытие «Керуена» уже переносилось из-за проблем с подведением коммуникаций. Тем не менее сейчас операторы проекта уверены в успехе. Центр будет располагать общей площадью в 10 тыс. квадратных метров. По концепции проекта первый этаж рассчитан на массового покупателя, а второй будет наполнен более дорогими европейскими брендами, работающими по франчайзингу. Директор по развитию торгового центра Наталья Шерстюк сообщила, что объем инвестиций составил 80 млн долларов, а примерный срок окупаемости – 10 лет. Объект был реализован с помощью кредита Halyk Bank и собственных средств. По словам г-жи Шерстюк, сейчас не самое удачное время для запуска торговых центров, но с началом осеннего сезона ситуация может измениться, а если смотреть в долгосрочную перспективу, то качественные современные центры займут устойчивое положение на рынке и вытеснят более мелких игроков.

Кризису назло

Управляющий директор Capital Partners Юсуф Сарымсакчы считает: «Современные проекты в этом сегменте рынка, разработанные с учетом мировых стандартов, должны расширяться и обязательно найдут своего потребителя». По его мнению, успешный торговый центр должен отличаться высокой эффективностью. «Прежде всего это касается наиболее продуктивной системы менеджмента и максимально выверенной политики в сфере поиска и выбора арендаторов», – говорит г-н Сарымсакчы.

Олег Алферов считает, что рынок еще далек от насыщения качественными торговыми площадями, и баланс спроса и предложения складывается в сторону продавца, то есть девелопера. Современные торговые площади довольно востребованы на рынке. Вице-президент Национальной ассоциации риелторов отмечает, что на рынке существует недостаток качественных центров класса «А» и избыток площадей категории «С». По его словам, лишь в 2010–2011 годах рынок ожидает 100−процентное насыщение современными торговыми площадями, что может вызвать уход девелоперов в другие отрасли. А пока недостаток торговых площадей является существенной преградой для выхода на казахстанский рынок иностранных операторов. Интерес с их стороны к потребительскому рынку республики стимулирует дальнейшее развитие рынка торговой недвижимости.

12.05.2008

Александра Цай, www.expert.ru

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.