Горизонты строительного сектора

Темпы работ на строительных площадках Астаны заметно отстают от установленных графиков. Причем, как утверждают представители Фонда устойчивого развития (ФУР) «Казына», деньги у застройщиков имеются. Представители госорганов всячески стараются доказать, что власти предпринимают действенные меры по оживлению строительного сектора. Однако их аргументы порой выходят за пределы реальной картины происходящего.

Темпы работ на строительных площадках Астаны заметно отстают от установленных графиков. Причем, как утверждают представители Фонда устойчивого развития (ФУР) «Казына», деньги у застройщиков имеются. Представители госорганов всячески стараются доказать, что власти предпринимают действенные меры по оживлению строительного сектора. Однако их аргументы порой выходят за пределы реальной картины происходящего.

Объемы строительства растут

Если верить данным Агентства РК по статистике, темпы жилищного строительства в Казахстане растут, несмотря на мировой кризис ликвидности, отразившийся и в нашей стране. За четыре месяца этого года объем инвестиций в жилищное строительство возрос на 22,6 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причем в общем объеме инвестиций доля государственных средств составила 4,4 процента. «В целом это говорит о том, что изменения в банковском секторе не повлияли на привлекательность жилищного строительства как сферы вложения капитала», - считает вице-министр индустрии и торговли Едиль Мамытбеков, который на прошлой неделе выступил в ходе государственной комиссии по модернизации экономики под председательством Премьер-министра страны Карима Масимова.

За январь-апрель 2008 года доля строительства жилья за счет заемных средств составила 36 процентов, тогда как в 2005-2007 годы она не превышала отметки, равной 10 процентам. «Это также является результатом действий Правительства по обеспечению кредитования долевого строительства за счет бюджетных средств при ограниченном доступе к кредитным ресурсам банков второго уровня (БВУ)», - заключил Едиль Мамытбеков.

Проблемы строительного сектора коснулись не всех регионов страны. Как показал анализ Министерства индустрии, в семи областях объекты, по которым требуется государственная под-

держка, отсутствуют. В Карагандинской, Западно-Казахстанской и Северо-Казахстанской областях работа по определению объектов, требующих господдержки, еще не завершена. С недостатком денежных средств столкнулись застройщики Актюбинской, Алматинской, Мангыстауской и Восточно-Казахстанской областей, но им была предоставлена помощь акиматов из местных бюджетов.

Меры господдержки

Таким образом, замершие краны нависли только над двумя городами страны – Астаной и Алматы. Здесь следует отметить, что именно на долю политического и финансового центров приходится большая часть проектов, возводимых в рамках долевого участия в строительстве. Напомним, что по официальным данным кроме этих городов строительство жилья с привлечением денег дольщиков ведется только в Мангистауской и Костанайской областях.

Для защиты дольщиков еще в прошлом году из республиканского бюджета ФУР «Казына» было выделено 71,2 миллиарда тенге. Из них 48,8 миллиарда – для Астаны и 22,4 миллиарда тенге для Алматы.

Для обеспечения должного контроля по освоению данных средств было принято решение об их выделении тремя траншами. Те застройщики, которые вовремя не успеют реализовать свои действия в рамках первого транша, второй транш уже не получат.

На данный момент из выделенного объема средств для завершения строительства жилых домов с участием дольщиков БВУ для 36 объектов Астаны было выделено 23,3 миллиарда тенге. Это позволит защитить права 8968 дольщиков. На застройку 23 объектов Алматы готовятся к выделению 10,4 миллиарда тенге. Таким образом, при реализации планов застройщиков крышу над головой обретут 3353 алматинских дольщика.

В целом, первый транш бюджетных средств позволит защитить права около 40 процентов дольщиков на объектах двух городов страны.

Кроме того акимату Астаны было решено из резерва Правительства выделить 41 миллиард тенге на приобретение 6 тысяч квартир. Они будут предоставлены в аренду по льготному тарифу социально уязвимым слоям населения и работникам бюджетной сферы без права приватизации. Таким образом, власти преследуют сразу две цели – обеспечить жильем приоритетные группы населения, нуждающиеся в жилье и способствовать дополнительному вливанию ресурсов, необходимых застройщикам для завершения строительства начатых объектов.

Как следует из доклада вице-министра индустрии и торговли, по состоянию на 4 мая текущего года из 41 миллиарда тенге перечислено пока только 4 миллиарда. Представители столичных строительных компаний уже изъявили желание продать местному исполнительному органу 4970 квартир в 46 объектах долевого строительства. По словам заместителя акима Астаны Сергея Хорошуна, если данное предложение будет соответствовать установленным в акимате квалификационным требованиям, то договоры об их приобретении будут заключены до конца текущего месяца.

Параллельно с местным исполнительным органом в столичных жилых комплексах осуществляется закуп двух тысяч квартир национальными компаниями. Они приобретают их для своих сотрудников за счет собственных средств.

Причем сам механизм приобретения данных квартир акиматами и Нацкомпаниями отличается. «Мы вопросы, связанные с выкупом квартир, решили в соответствии со статьей 4 Закона РК «О государственных закупках», то есть без проведения конкурсных процедур в соответствии с разработанными правилами, которые мы утвердили в Департаменте юстиции. Национальные компании будут проводить конкурс, где они будут выступать организаторами», - отметил Сергей Хорошун после проведения заседания государственной комиссии, отвечая на вопросы журналистов.

Принимаемые меры позволяют оживить строительный сектор, однако для полного решения проблемы их недостаточно.

В своем выступлении Едиль Мамытбеков всячески старался доказать, что меры государственной поддержки являются эффективными и действенными. А потому «определенная информация, которая поступает в средствах массовой информации о не-эффективности принимаемых Правительством мер» показалась вице-министру «не совсем понятной».

— Следует отметить, что материалы носят не вполне объективный характер. Так, например, в одной из газет было заявлено, что город Астана на стабилизацию жилищного строительства получила всего 79 миллионов долларов. Фактически же Астане было выделено через «Казыну» 48,8 миллиарда тенге, или 406 миллионов долларов. Кроме того, акимату выделен на выкуп квартир 41 миллиард тенге, или 341 миллион долларов. Итого получается всего 89,8 миллиарда тенге, или 747 миллионов долларов США.

Однако, эти данные противоречат цифрам из доклада, приведенным выше. Ведь судя по этой информации, на самом же деле было выделено 23,3 и 4 миллиарда тенге соответственно.

К сожалению, иногда чиновники высокого ранга стремятся выдать желаемое за действительное. Наверное, чтобы получить очередные «очки» со стороны руководства. А это чревато последствиями и может привести к необъективной оценке происходящего и как следствие – неоперативными мерами реагирования.

Столичные недострои

Всего по состоянию на сентябрь прошлого года в Астане насчитывалось 227 жилых комплексов, строящихся с участием дольщиков. Как сообщал нашей газете Владимир Лютов, который в это время занимал должность директора Департамента государственного архитектурно-строительного контроля (ГАСК) (в настоящее время он возглавляет столичный Департамент строительства), из них 38 объектов имели высокую степень готовности. Большая их часть в октябре 2007 года уже находились на стадии прохождения рабочей и государственной комиссии.

Однако как было озвучено в Правительстве на минувшей неделе, из 227 ЖК было введено в эксплуатацию всего 26 объектов, в которых находилось 5 тысяч квартир.

По итогам четырех месяцев этого года в Астане было введено в эксплуатацию 494 тысячи квадратных метров жилья, в том числе 463 тысячи квадратных метров малоэтажного и 31 тысяча квадратных метров индивидуального. Это в полтора раза выше показателей прошлого года.

Всего на данный момент в столице действует 201 строительная площадка. В данных жилых комплексах насчитывается 79 тысяч квартир, из которых дольщиками выкуплено 32 тысячи.

27 многоквартирных жилых комплексов имеют низкую степень готовности. Чтобы исключить социальную напряженность, акимат смог договориться с застройщиками о переводе средств дольщиков данных объектов на здания, имеющие более высокую степень готовности. Те дольщики, которые отказались от этого варианта, получили назад вложенные денежные средства.

К категории проблемных отнесено 24 объекта долевого строительства, в которые вложились 6197 дольщиков. В отношении 6 застройщиков, допустивших такое положение дел, были возбуждены уголовные дела по статьям: 176 – хищение, 177 – мошенничество и 190 – осуществление предпринимательской деятельности без лицензии.

На 96 строительных площадках строительство ведется без финансовых вливаний государства. По словам Сергея Хорошуна, данные застройщики отказались от мероприятий по выкупу квартир. Скорее всего, они не были согласны с ценой, установленной Правительством. «Вместе с тем необходимо отметить низкий темп строительства данных объектов, - отметил заместитель акима Астаны. – Основной причиной является незначительный объем продаж».

На отставание строительных работ от графика в своем выступлении жаловался и заместитель председателя ФУР «Казына» Кайрат Айтекенов.

— Надо констатировать, что фактически идет отставание строительных работ от графика, причем банки и застройщики согласовывали данный график заранее и в феврале месяце мы его скорректировали. Тем не менее, уже идет определенный разрыв в плане по вине строителей, – сообщил он. – Деньги у них есть. Если разобраться – то мы четко обеспечиваем соглашение, заключенное в декабре прошлого года, проверками выявлено наличие средств на счетах застройщиков, особенно после январского решения госкомиссии, когда мы отзывали неиспользованные средства у банков. Работы на самих объектах фактически ускорились в марте–апреле. Вывод один: требуется жесткое исполнение застройщиками своих обязательств перед дольщиками. Мы проводим постоянные совещания, друг друга знаем в лицо. Инспекторы ежедневно посещают объекты, независимо от банков и застройщиков. Реальная картина имеется, ведется четкий мониторинг за каждым объектом.

На контроле – каждый объект

Что касается голодовки, проводимой дольщиками Астаны в знак бездействия городских властей, то как сообщил журналистам Сергей Хорошун, в течение года акимат проработал с застройщиками все варианты достройки данных объектов.

— То есть мы не один десяток раз встречались с этими застройщиками, прорабатывали различные варианты привлечения инвесторов на достройку объектов, которые называются проблемными, рассмотрели варианты финансирования через банки. Часть проблем удалось решить. Например, по ЖК «Москва», мы практически разобрались с дольщиками ЖК «Жана толкын», принципиально решен вопрос о выкупе залогового имущества по ТОО «Актив» и еще по ряду объектов. По оставшимся 24 объектам практически все методы, скажем так, мирные – они на сегодняшний день исчерпаны. Как я уже докладывал, в отношении 6 застройщиков, которые ведут строительство объектов с долевым участием, возбуждены уголовные дела. По каждому объекту, после проведения всех судебных процедур, будут выработаны конкретные меры по достройке. Я думаю, что по части объектов финансовые средства, которые были использованы не по целевому назначению, застройщиками будут возвращены, и за счет этого будут достроены объекты.

Как сообщил в ходе заседания Едиль Мамытбеков, для решения вопроса с проблемными объектами Правительству необходимо «поручить акимам областей, городов Алматы и Астаны совместно с правоохранительными органами и представителями комитета по работе с несостоятельными должниками Министерства финансов утвердить план мероприятий по каждому такому проблемному объекту, предусматривающему кроме всего прочего процедуры банкротства или реабилитации компаний».

В свою очередь, Премьер-министр Карим Масимов дал поручение рассмотреть каждый проблемный объект.

— Я думаю, что для добросовестных строительных компаний были приняты достаточно принципиальные, важные решения. Министерству индустрии и торговли вместе с «Казыной», акиматами нужно довести до логического конца все, что было сделано. По вопросам недобросовестных строительных компаний я поручаю акиматам Астаны и Алматы находить решения. Этот вопрос уже ручной, получается. То есть с каждой компанией и с каждым дольщиком нужно находить решение. Если вы это доведете до конца, то оно будет найдено.

Все строящееся коммерческое жилье с участием дольщиков было условно разделено на три группы: проблемные объекты, жилые комплексы, строительство которых будет продолжено за счет средств самих застройщиков и объекты, для возведения которых требуются меры государственной поддержки.

По данным Мининдустрии, в стране 34 проблемных объекта. В них были вложены средства 6635 дольщиков. Работы на 148 площадках, в строительствокоторых влиты финансовые сбережения 9063 дольщиков, застройщики могут завершить самостоятельно. Достройка 157 объектов (30357 дольщиков) будет вестись только при оказании помощи государства.

Для снижения влияния негативных изменений в банковской сфере, в рамках первоочередных мер по стабилизации социально-экономического развития, Правительством был принят комплекс мер. Кроме выделения средств через ФУР «Казына», в 2007 году было увеличено фондирование Казахстанской ипотечной компании для выкупа прав требований по ипотечным займам у БВУ на сумму 20,5 миллиарда тенге.

В целях обеспечения устойчивости системы жилищного финансирования Кабмином была обеспечена капитализация Казахстанского фонда гарантирования ипотечных кредитов на сумму 1 миллиард 25 миллионов тенге.

28.05.2008

Ануар Омар, www.kn.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.