Дороги спасения

В период, когда строительная отрасль пребывает в глубоком кризисе, единственный вариант для стройкомпаний — переориентировать свою деятельность на проекты с государственным финансированием. В частности, на строительство дорог. Именно к этому и стремятся сегодня некоторые игроки рынка недвижимости.

В период, когда строительная отрасль пребывает в глубоком кризисе, единственный вариант для стройкомпаний — переориентировать свою деятельность на проекты с государственным финансированием. В частности, на строительство дорог. Именно к этому и стремятся сегодня некоторые игроки рынка недвижимости.

Не секрет, что многие стройки жилых комплексов в разгар кризиса встали не только потому, что у стройкомпаний закончились средства, но и по той причине, что их руководители, дабы удержать компанию на плаву, переключились на возведение объектов, которые будут гарантированно оплачены, — домов в рамках Государственной жилищной программы. Сегодня в офисе одной из стройкомпаний Астаны честно признаются, что «заморозка» строительства анонсированного жилого комплекса связана с тем, что все силы брошены на постройку микрорайона в Алматы, который возводится в рамках государственного заказа.

Еще до начала кризиса отдельные (как правило, крупные) компании начали расширять свой бизнес, исполняя мечты Правительства о создании кластеров: покупали заводы по производству стройматериалов, создавали собственные предприятия. Часть организаций начала планомерно переходить от строительства исключительно объектов жилищного строительства в другие сферы. В частности, в одну из самых перспективных — дорожное строительство.

Согласно Программе развития автодорожной отрасли на 2006-2012 годы, в стране всеми видами ремонта будет охвачено 42 тысячи километров дорог. По сути дела, это «непаханое поле» для строителей. А главное — весьма прибыльное дело: общий объем финансирования превышает 1,3 триллиона тенге.

Одна из крупнейших строительных компаний страны еще в начале кризиса «просекла ситуацию». «В этом году мы выходим на высокий уровень, — сообщил нашему изданию руководитель этой компании. — У нас созданы несколько компаний, совместные предприятия, с которыми мы планируем несколько заказов получить».

Их примеру стоит, вероятно, последовать и другим строителям. Дороги — отличный шанс не заблудиться в мире строительного бизнеса.

Уже сегодня на рынок дорожного строительства Казахстана пытаются выйти компании «Дения Сибус» (входит в холдинг «Африка Исраэль») и «Солель Боне». Они намерены принять участие в тендере общей инвестиционной емкостью 4,5 миллиарда тенге по строительству пяти шоссейных дорог общей протяженностью 1,3 тысячи километров. В этих тендерах также намерены принять участие компании из Южной Кореи, Венгрии и Китая.

Скорее всего, проекты будут реализованы на основе концессии. Сейчас в Парламенте обсуждаются поправки в законы «О концессиях» и «Об автомобильных дорогах». Инструменты концессии будут прописаны в новых Налоговом и Бюджетном кодексах, которые будут внесены на рассмотрение парламентариев в начале осени.

Уже сейчас на концессионной основе реализуются пять проектов: «Строительство и эксплуатация железнодорожного участка Ералиево — Курык», «Электрификация железнодорожного участкаМакат — Кандыгаш», «Пассажирский терминал международного аэропорта Актау», «Строительство и эксплуатация железнодорожной линии Коргас — Жетиген» и «Строительство Кандыгашской ГТЭС».

С принятием поправок в концессионное законодательство в их список войдут дороги. В первую очередь речь идет о трассах, которые являются частью транспортного коридора Западный Китай — Западная Европа. Следовательно, их финансирование будет «на особом счету». Пока таких проектов пять: Астана — Щучинск (224 километра, 115 миллиардов тенге); Астана — Караганда (238 километров, 120 миллиардов тенге); Алматы — Капшагай (104 километра, 70 миллиардов тенге); Алматы — Хоргос (301 километр, 169 миллиардов тенге) и Большая Алматинская кольцевая дорога (БАКАД) (65 километров, 75 миллиардов тенге). Всего по планам Правительства протяженность концессионных автомобильных дорог должна составить порядка 1,2 процента от общей протяженности казахстанских магистралей.

Первый из перечисленных проектов Астана — Щучинск уже реализуется. Следующим на реализацию готовится проект автотрассы Астана — Караганда. По нему уже разработано технико-экономическое обоснование, которое проходит экспертизу в госорганах. «Мы попробуем уже в этом году провести тендер по этому проекту, — уверяет заместитель председателя Комитета автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Нурлан Умирбаев. — Причем проектно-сметную документацию будет разрабатывать победитель тендера, но экспертизу она обязательно пройдет в уполномоченном органе Казахстана».

Безусловно, у казахстанских компаний практически нет преимуществ перед иностранными конкурентами — у последних и опыта побольше, и денег. Однако, учитывая растущую в последнее время лояльность Правительства к отечественному бизнесу, не исключено, что тендерная комиссия отдаст предпочтение именно казахстанскому бизнесу.

По крайней мере, у казахстанских строителей есть шанс попытаться «выплыть» из кризиса, сохранив «лицо фирмы», а заодно освоив новые сектора в бизнесе.

04.06.2008

Нурлан ИСКАКОВ, www.kn.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.