Земля порядок любит

В Шымкенте порой вокруг того или иного земельного участка разгораются нешуточные страсти. Земля все явственнее принимает очертания товара, имеет свою стоимость, а в сельской местности является основой благосостояния селян. Земельная реформа, как никакая другая, в своей основе имеет социальную направленность. Навести порядок в использовании и учете земель призвана новая структура — межрегиональная земельная инспекция.

В Шымкенте порой вокруг того или иного земельного участка разгораются нешуточные страсти. Земля все явственнее принимает очертания товара, имеет свою стоимость, а в сельской местности является основой благосостояния селян. Земельная реформа, как никакая другая, в своей основе имеет социальную направленность. Навести порядок в использовании и учете земель призвана новая структура — межрегиональная земельная инспекция. На юге ее возглавляет Бакытбек Накипбеков, который согласился ответить на вопросы нашего корреспондента.

— Бакытбек Ауенович, можно ли говорить, что рынок земли в Южно-Казахстанской области уже сформировался?

— Формированию рынка земли на юге способствовали происходящие в республике экономические преобразования и земельная реформа. Землепользование стало платным. Повсеместно еще в начале проведения земельной реформы были введены земельный налог и арендная плата. В последние годы в регионе сформирован институт купли-продажи права частной собственности, права землепользования. Земельные участки вовлечены в рыночные отношения и стали объектом купли-продажи, залога и других сделок, разрешенных законодательством.

Одной из форм продажи земельных участков и права землепользования стали земельные конкурсы и аукционы, проводимые в городах и райцентрах. Они содействуют созданию наиболее благоприятных условий для рационального и эффективного использования земель, повышения ответственности и заинтересованности субъектов земельных правоотношений, конкуренции на рынке недвижимости, а также привлечения дополнительных средств в местный бюджет. Думаю, что с созданием межрегиональной земельной инспекции сформируется полная база данных и будет наведен порядок в распределении и учете земель.

— Именно межрегиональная земельная инспекция инициировала судебные иски по возврату парковых земель, относящихся к землям общего пользования. Эта задача стала своего рода боевым крещением для только созданной структуры.

— Только по одному парку имени Абая нами подано 43 исковых заявления, 33 из которых судами удовлетворены. Семь исковых заявлений по возврату земель находятся в судах. В отношении трех землепользователей кадастровые дела направлены в областную прокуратуру. Всего же в частные руки тем или иным образом в разные годы переданы земли шести парков. Возврат их в коммунальную собственность оказался процессом сложным и болезненным, но высшая справедливость, как известно, в законе, и поставленная Главой государства задача будет выполнена, сколько бы шума и ажиотажа вокруг этого ни поднимали те, кому, бесспорно, есть что терять.

— Земельные тяжбы и споры очень распространены на юге. Конфликты могут длиться годами. Это не отвлекает от основной работы?

— Еще как отвлекает, ведь каждый такой земельный спор сопровождается жалобами в различные инстанции и следующими одна за другой проверками. Приведу только один пример. Крестьянское хозяйство «Камбар-ата», доказывая свое право на землю, дошло до Верховного суда РК. Несмотря на то что постановлением суда в удовлетворении исковых требований ему отказано, поток жалоб и заявлений не прекращается. Буквально накануне завершилась проверка Агентства РК по управлению земельными ресурсами, которая подтвердила правомочность наших решений. Зачастую жалобы становятся итогом проверок, проведенных нашими сотрудниками. Выявили нарушения, наложили штраф, а человек, вместо того чтобы исправить ситуацию, садится строчить заявление. Но даже это не остановит нас в стремлении навести порядок в землепользовании.

— Как бы вы охарактеризовали состояние и использование земельных ресурсов в регионе?

— Буду оперировать цифрами и фактами, которые красноречиво говорят сами за себя. С момента образования межрегиональной земельной инспекции по Жамбылской, Кызылординской и Южно-Казахстанской областям Агентства РК по управлению земельными ресурсами проведено 262 проверки соблюдения земельного законодательства. При этом выявлены 232 нарушения. На виновных наложены штрафы на сумму, превышающую одиннадцать миллионов тенге, и вынесены предупреждения.

— Получается, что ни проверка — то выявленные нарушения. Какие из них можно назвать наиболее типичными?

— Наиболее распространенным является нарушение права государственной собственности на землю, то есть незаконное занятие земельных участков, находящихся в государственной собственности. Этим грешат физические и юридические лица, частные предприниматели. Распространено и нецелевое использование земельных участков, равно как и нарушение установленного порядка утверждения землеустроительной документации. На практике нередко встречаются случаи, особенно в пригородной зоне, когда участок, находящийся в собственности для ведения крестьянского хозяйства, делится на большое количество мелких участков — по восемь-десять соток, и без изменения целевого назначения они затем распродаются, как правило, под ИЖС. В результате земли выбывают из сельскохозяйственного назначения, а власть получает дополнительную головную боль по сносу незаконно возведенных жилых домов.

К тому же несовершенство закона приводит к реальному уменьшению сельскохозяйственных земель, возникновению теневого (спекулятивного) оборота земель. Цены за продаваемые участки многократно превышают стоимость земель, по которой они выкуплены у государства. Для предотвращения таких фактов необходимо законодательно установить минимальные размеры земельных участков сельскохозяйственного назначения. Беспокоит нас и порча земли, ведь плодородный слой восстанавливается десятилетиями, а вот вывести земли из сельскохозяйственного оборота достаточно просто.

— Как-то мне на глаза попалась любопытная цифра: из общей площади сельскохозяйственных угодий, составляющей более чем десять миллионов гектар, к числу беспроблемных относится только восемнадцать процентов. Стало быть, четыре пятых земельного фонда требует если и не улучшения состояния, то, по меньшей мере, недопущения их деградации?

— Это действительно так. Добавлю лишь, что любые мероприятия, направленные на улучшение сельскохозяйственных угодий, требуют огромных материальных и финансовых затрат. Так, например, в Мактааральском районе были проведены мелиоративные работы по снижению засоленности почв на площади 43,5 тысячи гектаров, стоимость которых составила более 45 миллионов долларов. Не может не беспокоить и то обстоятельство, что, к примеру, в одной только Южно-Казахстанской области числится 165,5 тысячи гектаров залежных земель. При том что в целом по республике площадь залежных земель уменьшается, на юге, к сожалению, она только за последние три года увеличилась на двадцать тысяч гектаров. А регион между тем имеет аграрную направленность, и больше половины населения проживает в сельской местности.

За этот же период на три тысячи гектаров уменьшилась площадь многолетних насаждений. В то время как государство реализует специальную программу по стимулированию закладки садов и виноградников, параллельно идет процесс их выкорчевывания. Уменьшается и площадь сенокосов, что тоже не совсем согласовывается с курсом на развитие животноводства, являющегося традиционным видом деятельности.

Не могу не назвать и еще одну тревожную цифру. За последние три года площадь орошаемой пашни, а ведь это самый ценный вид сельскохозяйственных угодий, уменьшилась на одиннадцать с половиной тысяч гектаров.

— Не является ли столь стремительное ухудшение состояния и использования земельных ресурсов в регионе результатом преобразований и проведения земельной реформы?

— В определенной степени да. По состоянию на первое ноября 2007 года в Южном Казахстане числится без малого семьдесят тысяч крестьянских хозяйств. За ними закреплено почти полтора миллиона гектаров земли. Одна тысяча 677 хозяйственных товариществ и акционерных обществ владеют 885,6 тысячами гектаров. Почти столько же принадлежит 977 сельскохозяйственным производственным кооперативам. Всего же за негосударственными землевладельцами числится свыше трех миллионов гектаров земель сельскохозяйственного назначения. Я вскользь уже говорил, что проблемным вопросом в использовании земель сегодня стало отсутствие законодательно установленных минимальных размеров земельных участков сельскохозяйственного назначения. Земельным кодексом установлены только предельные максимальные размеры сельскохозяйственных земель, находящиеся в частной собственности.

Делимость или неделимость земельных участков устанавливается органами по земельным отношениям. Как правило, для ведения крестьянского хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства земельные участки признаются делимыми, что зачастую приводит к необоснованному дроблению земель, хотя законодательство и не нарушается. Мелкие наделы не позволяют собственникам соблюдать севооборот, проводить необходимые агротехнические мероприятия, что неминуемо приводит к истощению земли и потере плодородия. К тому же в соответствии с законодательством документы о праве на землю изготавливаются на каждый земельный участок. Паспорт составляется также на каждый земельный участок сельскохозяйственного назначения. Если же он раздроблен, то сделать это при отсутствии материалов крупномасштабных обследований практически невозможно.

Нам представляется необходимым законодательно закрепить минимальный размер земельного участка, на который должен быть составлен Паспорт земельного участка сельскохозяйственного назначения. В 2007 году завершена реализация программы по рациональному использованию земель сельскохозяйственного назначения на 2005—2007 годы. В ходе ее реализации осуществлялось бюджетное финансирование и выполнение работ по проведению государственного учета земель, ведению кадастра, мониторинга, почвенных и геоботанических изысканий, паспортизации земель сельскохозяйственного назначения и других работ. Говорить о том, что сформирована полная база данных, не приходится. Так что необходимо разработать аналогичную новую программу, где важно также предусмотреть мероприятия по улучшению использования земель. Выполняемые в настоящее время объемы работ по почвенным и геоботаническим изысканиям недостаточны для получения достоверных сведений о состоянии земель. Несмотря на возросшие в последние годы объемы почвенных изысканий, доброкачественными материалами обеспечена всего треть пахотных земель.

Из местных бюджетов средства на проведение изыскательских и землеустроительных работ выделяются в незначительных размерах. Хотя, по данным Налогового комитета РК, за 2006 год поступление средств земельного налога составило восемь миллиардов тенге. Если бы на землеустроительные и кадастровые работы направлялось хотя бы десять процентов этих средств, то ситуация явно улучшилась бы.

— Бакытбек Ауенович, можно ли говорить, что сегодня ваше ведомство имеет полную картину состояния всех земельных ресурсов южного региона страны? Как продвигается работа по созданию модели многофункционального земельного кадастра?

— Продолжается процесс внедрения автоматизированной информационной системы (АИС ГЗК). Информационная база АИС ГЗК пополнилась сформированными земельно-кадастровыми делами, изготовленными идентификационными документами на земельные участки. Обновлены сведения за счет почвенных изысканий и обследований, легализации земельных участков, уточнения количества собственников земельных участков и землепользователей. Сформирован кадастровый центр, являющийся государственным информационным ресурсом о земле, внедряются перспективные технологии ведения АИС ГЗК.

В прошлом году выполнялись работы по мониторингу земель в соответствии с государственным заказом. Велись наблюдения с использованием сети действующих стационарных и полустационарных экологических площадок, проводились полевые изыскательские работы.

Всего в Южном Казахстане заложены 86 стационарных экологических площадок, из них три — в прошлом году. Наблюдения на них показывают направленность и интенсивность развития негативных процессов в почвах, устойчивость почв к антропогенному воздействию, определяют эффективность применяемой системы земледелия и природоохранных мероприятий, обосновывают необходимость и приоритетность проведения детальных почвенных исследований. В то же время практически отсутствует ведение мониторинга на природных кормовых угодьях области.

Вне единой системы мониторинга территории оказалась информация о состоянии земель, получаемая при ведении наблюдений другими ведомствами, а также отдельными предприятиями. Так, в соответствии с природоохранным законодательством в области проводится производственный мониторинг земель, который ведут юридические лица — природопользователи. Полученные данные не представляются нам для ведения единого мониторинга земель.

Из почти десяти миллионов гектаров сельскохозяйственных угодий, числящихся во всех категориях земель, материалы почвенного обследования (почвенные карты, картограммы агропроизводственной группировки почв и другие) имеются на площадь 6,4 миллиона гектаров, что составляет чуть больше шестидесяти процентов.

10.06.2008

Ксения ЧЕРНИКА, www.kazpravda.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.