Алматы – не резиновый

В пригороде южной столицы объявлен мораторий на строительство. Он будет действовать до утверждения разрабатываемого генерального плана застройки этой территории. Между тем сама пригородная зона, возможно, увеличится в десять раз, взяв в кольцо будущие туристические центры – города-спутники Алматы. Таким образом акимат Алматы надеется разделить с областью не только территорию и обещаемые туристическим кластером блага, но и поток внутренних мигрантов.

В пригороде южной столицы объявлен мораторий на строительство. Он будет действовать до утверждения разрабатываемого генерального плана застройки этой территории. Между тем сама пригородная зона, возможно, увеличится в десять раз, взяв в кольцо будущие туристические центры – города-спутники Алматы. Таким образом акимат Алматы надеется разделить с областью не только территорию и обещаемые туристическим кластером блага, но и поток внутренних мигрантов.

Каждый день в южную столицу приезжают до ста пятидесяти тысяч трудовых мигрантов и порядка ста тысяч автомобилей. С таким огромным потоком гостей сравнительно небольшому по площади городу справляться все труднее. Как заметил аким южной столицы Ахметжан Есимов, по основным трассам города сегодня трудно проехать не только в часы «пик», но и в течение всего светового дня.

– Факты свидетельствуют о необходимости развития в пригородной зоне транспортной, инженерной и социально­культурной сфер для создания благоприятной жизненной среды в целях снижения дневной трудовой и культурно­бытовой миграции населения пригорода в город, – сказал он на совместном совещании акиматов Алматы и Алматинской области.

Манна бюджетная, согласно проектам генерального плана пригородной зоны, в первую очередь обещана четырем ближайшим к Алматы городам – Капчагаю, Каскелену, Иссыку и Талгару. Там будет развиваться не только туристическая инфраструктура, но и транспортная сеть. В частности, на презентации градостроительных проектов Алматинской области рассказали, что в том же Капчагае, где сосредоточится игровой бизнес, к строящемуся аэропорту подведут железную дорогу. Также в городах­спутниках расширят старые и построят новые трассы, соединяющие регион с основными транзитными путями.

Кроме того, в пригородной зоне разместят объекты энергетического и газового комплекса. А в дальнейшем, как планируют уже градостроители Алматы, в субрегион перенесут все городские промышленные объекты. Необходимые для полноценного развития пригородной зоны ресурсы, по словам экспертов, здесь имеются. Так, например, разведанные месторождения обеспечат водой весь регион. Однако прежде пригород предстоит обеспечить всеми необходимыми инженерными сетями.

– В настоящее время из-за отсутствия генплана только в юго-западной и западной прилегающих к Алматы частях под строительство многоэтажных жилых комплексов и жилых коттеджей восемнадцать компаний осваивают порядка ста двадцати гектаров. Ни один из этих застройщиков не согласовал размещение своих объектов с городскими службами, но все планируют подключиться к городским инженерным сетям, которые и так сейчас перегружены. Как они строят без технических условий и потом подключаются к сетям? Подкупают наши городские службы! – констатировал Ахметжан Есимов и погрозил присутствующим на совещании чиновникам: – Мы с Сериком Абикеновичем (Серик Умбетов – аким Алматинской области. – Прим. авт.) будем к этому подходить очень строго.

Впрочем, нарушаются не только строительные нормы. Бессистемная застройка не учитывает также геологические и экологические условия, транспортные коридоры. При этом постановление правительства, призванное регулировать градостроительство в пригородной зоне, без проектно-планировочной документации не имеет никакой силы. В связи с этим было принято решение объявить мораторий на строительство до утверждения генерального плана развития пригородной зоны. К слову, акимат Алматинской области принял это решение еще в прошлом году. Теперь же запрет коснется и территории строгого градостроительного регулирования Алматы. Сроки разработки генплана, как пояснил Ахметжан Есимов, истекают в декабре следующего года. До этого времени не будут выдавать разрешения не только на строительство, но и на изменение целевого назначения земельных участков. Исключение составят только объекты бюджетной сферы.

В то же время границы пригородной зоны могут существенно расшириться. Как прозвучало на презентации проектов генерального плана развития, утвержденная еще в 1998 году территория пригорода не отвечает сегодняшним нуждам. Градостроители предлагают провести новую линию за пределами городов­спутников, которые непосредственно связаны с Алматы и пользуются его ресурсами. Помимо них пригородом южной столицы станут более ста окрестных поселков, которые также должны получить должное развитие. Таким образом пригородная зона увеличится в десять раз, оставаясь при этом в ведении областной администрации.

Что же касается строительства будущих объектов инфраструктуры, то под них, скорее всего, будут изыматься земли крестьянских хозяйств. Дело в том, что основная часть земель пригорода приватизирована. Белых пятен на карте предварительного плана, обозначаемых свободную территорию, совсем немного. В непосредственной же близости от границ города предполагается строительство доступного жилья. Жилищные комплексы, как пообещали застройщики, будут включать в себя также школы, детсады и поликлиники.

Контролировать разработку генерального плана развития пригорода Алматы будет Координационный совет под председательством заместителей акимов города и области. Все проекты развития пригорода были одобрены премьер­министром страны на специальном заседании госкомиссии.

11.06.2008

Юлия Мамырбаева, www.izvestia.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.