Вывод из тени

Несмотря на проведение акции по легализации имущества, итоги которой были подведены осенью прошлого года, объем теневого рынка недвижимости в Казахстане по-прежнему остается высоким. А это — недополученные в виде налогов средства в бюджет, необъективная картина состояния жилищного фонда регионов. Для наведения порядка в этой сфере теперь будут использоваться традиционные способы, предусматривающие соответствующие меры ответственности.

Несмотря на проведение акции по легализации имущества, итоги которой были подведены осенью прошлого года, объем теневого рынка недвижимости в Казахстане по-прежнему остается высоким. А это — недополученные в виде налогов средства в бюджет, необъективная картина состояния жилищного фонда регионов. Для наведения порядка в этой сфере теперь будут использоваться традиционные способы, предусматривающие соответствующие меры ответственности.

Цифры по объему теневого сектора в Казахстане колеблются от 20-25 процентов к ВВП по данным Агентства по статистике до 45-50 процентов по информации независимых экспертов. Для сокращения этих данных в 2001 году в стране была проведена первая амнистия капитала. По ее результатам было легализовано около 480 миллионов долларов США, или более двух процентов к ВВП.

Учитывая данный опыт, шесть лет спустя в Казахстане была проведена еще одна амнистия, которую первоначально планировалось провести исключительно с целью легализации имущества. Однако в ходе обсуждения соответствующего законопроекта в стенах Парламента депутаты предложили расширить ее рамки и призвать казахстанцев легализовать теневой капитал.

По информации Министерства юстиции, до запуска второй правительственной акции в стране имелось более 4,7 миллиона объектов недвижимости, права на которые не были зарегистрированы в центрах по недвижимости. А это треть от общего числа всех оформленных в Казахстане объектов недвижимости.

Всего за время акции, проведенной с 1 июля 2006 по 1 августа 2007 года, в соответствующие комиссии на местах было подано около 1,7 миллиона заявлений на легализацию недвижимого имущества. Положительное заключение было выдано по 1,48 миллиона объектов недвижимости. (Из них на долю жилых объектов приходится чуть более одного миллиона.) Общая стоимость легализованной недвижимости составила 236,2 миллиарда тенге.

Как следует из справки Минюста, наибольшее число заявлений на легализацию недвижимости поступило из Южно-Казахстанской, Восточно-Казахстанской и Костанайской областей, наименьшее — из Астаны, Алматы и Мангистауской области.

Что касается легализации денежных средств, то, по данным Налогового комитета Министерства финансов, за все время проведения акции в республике было легализовано капитала на 844 миллиарда тенге. В разрезе регионов основная сумма денег выведена из тени в финансовом центре страны — 363 миллиарда тенге, или 67 процентов от общей стоимости легализованных денег. На долю жителей Астаны приходится 90,6 миллиарда тенге, Алматинской области — 9,8 миллиарда тенге.

Напомним, что акция по легализации незарегистрированного имущества проходила на добровольных началах. Более года на тех казахстанцев, которые имели нелегальные объекты недвижимости и пожелали вывести их из тени, действовал закон, в соответствии с которым они освобождались от административной и уголовной ответственности, предусмотренной в действующем законодательстве. Главное требование при подаче заявлений на регистрацию теневой собственности касалось оплаты государству сбора в размере 10 процентов от стоимости легализуемого имущества.

По отношению к тем, кто не зарегистрировал объекты недвижимости за этот промежуток времени, будут применяться все способы обеспечения исполнения невыполненного в срок налогового обязательства, а также меры принудительного взыскания налоговой задолженности. При обнаружении укрытых от налогов доходов и имущества налоговыми органами будут взыскиваться суммы налогов, начисляться и взыскиваться пеня, а также штрафы в размере 50 процентов от доначисленных сумм.

Данное предупреждение высказывалось в ходе проведения всей акции, рамки которой, кстати, были продлены. На это члены Кабмина пошли, учитывая, что вал документов на легализацию движимого и недвижимого имущества отмечался весной прошлого года, незадолго до окончания первоначальных сроков, оговоренных в законе «Об амнистии в связи с легализацией имущества и денежных средств». Если сначала планировалось провести амнистию до 1 апреля 2007 года, то затем депутатами были поддержаны новые сроки проведения акции — до 1 августа.

Однако сегодня стало известно, что даже в ходе легализации в ряде регионов были использованы коррупционные схемы. Как сообщил начальник управления прокуратуры Южно-Казахстанской области Канат Мамаев, «в многочисленных жалобах, поступающих в областную прокуратуру, указывается, что за определенную мзду в акимате Шымкента можно было легализовать любой участок. Легализовывали все подряд, практически на грани криминала».

К примеру, имуществу, которое не подлежало легализации, придавался законный статус. Причем здесь на вооружение брались любые схемы, вплоть до подделки подписи умершего акима.

Известны такие прецеденты, когда граждане, уверенные в неограниченности полномочий чиновников, с которыми они вступали в сговор, делили земли сельхозназначения на участки, по 8-10 соток каждый, и в ходе амнистии оформляли их под индивидуальное жилищное строительство. О масштабах мошенничества говорит официальная статистика органов прокуратуры: в ЮКО было зафиксировано 348 подобных случаев. При этом нарушители не брали во внимание два факта: необходимость вывода земель из статуса сельхозназначения и наличия отдельного разрешения акимата на предоставление земли для ИЖС.

По мнению надзорного органа, в регионе с целью легкой наживы была создана целая преступная группировка, в которую вошли чиновники, каждый из которых содействовал продвижению документов на своем участке работы. После получения взятки выполнялся любой каприз казахстанцев, желающих присвоить тот или иной земельный участок (даже если он находился в природоохранной зоне) или объекты недвижимости, по которым в свое время не был уплачен 10-проценный взнос в пользу госказны. Только по этой причине в 12 случаях бюджет недополучил 144,5 тысячи тенге. Соответствующие разрешения оформлялись задним числом, нечистым на руку чиновникам не составляло особого труда подделать подпись или поставить «липовую» печать.

Причем, мошенники особо не задумывались, какие объекты им будет легче «прибрать к рукам». Они обращали внимание на заявления, по которым ввиду отсутствия необходимых документов выдавалось отрицательное решение комиссии. Наиболее яркий пример — с выдачей 187 «легализованных» земельных участков в микрорайоне Ынтымак в Шымкенте, доставшихся гражданам, которые, в отличие от первоначальных «неудачливых» претендентов на эти земельные наделы, успели «подружиться» с предприимчивыми чиновниками.

По результатам проверок надзорного органа возбуждено четыре уголовных дела, 18 исков предъявлено в суд. Представители правоохранительных органов после проведения детальных проверок обещают наказать виновных, отменить все решения, принятые с нарушениями, и вернуть землю истинным собственникам или государству.

При обнаружении укрытых от налогов доходов и имущества налоговыми органами будут взыскиваться суммы налогов, начисляться и взыскиваться пеня, а также штрафы в размере 50 процентов от доначисленных сумм.

Цифры по объему теневого сектора в Казахстане колеблются от 20-25 процентов к ВВП, по данным Агентства по статистике, до 45-50 процентов по информации независимых экспертов. Для сокращения этих данных в 2001 году в стране была проведена первая амнистия капитала. По ее результатам было легализовано около 480 миллионов долларов США, или более двух процентов к ВВП.

18.06.2008

ГУЛЬБАХЫТ ДЖАМБУРШИНА, www.kn.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.