Нерешенность проблем ЖКХ является потенциально серьезной угрозой

Около 80% лифтов в стране работают уже за пределами сроков технологической эксплуатации.

Около 80% лифтов в стране работают уже за пределами сроков технологической эксплуатации.

Сильно изношены кровли и несущие конструкции жилых домов, на ремонт которых необходимо, по официальным данным, более 430 млрд. тенге. В плохом, а местами в очень плохом состоянии, находятся меж- и внутридомовые коммуникации.

Все это создает угрозу постепенного накопления коммунальных проблем в системе жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) с переходом их в социальные и экономические.

Например, кроме собственно проблем безопасности для жильцов, могут возникнуть и очень серьезные экономические сложности из-за износа инфраструктуры предприятий-поставщиков коммунальных услуг. Вот это действительно чревато серьезными проблемами уже в обозримой перспективе.

Например, если случится коллапс с системой теплоснабжения в Алматы, и население массово начнет пользоваться электрокаминами и электроплитками, то нагрузка на энергетическую систему всего южного Казахстана возрастет многократно.

"Придется еще одну Экибастузскую ГРЭС рядом построить", - заметил один из экспертов. Чем дольше тянуть с решением всех проблем ЖКХ, тем дороже во всех отношениях потом обойдутся их решения.

Кроме того, дальнейший износ несущих конструкций домов, коррозия их из-за утечки воды и пара из коммуникаций, протекания кровель - все это серьезно ухудшает сейсмоустойчивость зданий и сооружений.

Чтобы предотвратить такие перспективы, необходимо, чтобы нынешнее правительство, в отличие от своих предшественников, уделяло коммунальному сектору внимание, адекватное его проблемам.

Об этом шла речь на недавнем выступлении руководителей Общественной антимонопольной комиссии города Алматы и Лиги председателей КСК. Пока, сказано в официальном заявлении Комиссии, "целостной программой необходимых действий Правительство сейчас не располагает, а деятельность уполномоченных государственных органов, отвечающих за те или иные аспекты коммунальной проблематики, страдает нарушениями законности, бессистемностью и половинчатостью".

Претензий у представителей гражданского сектора, занимающихся этой проблематикой, к правительственной политике (вернее, ее отсутствию), много. Но в целом их можно сгруппировать в три основные.

Первая касается отсутствия в структуре правительства уполномоченного органа со статусом, адекватным важности проблемы состояния ЖКХ. Логика любой бюрократической системы говорит о том, что дабы быть замеченной этой системой, проблема должна быть не только острой самой по себе, но и озвучиваться на высоком уровне. Сегодня же вся огромная, сложная и переполненная проблемами система ЖКХ находится в ведении одного комитета Министерства индустрии и торговли. Очевидно, что этого недостаточно. О необходимости создать в структуре правительства специальный орган по проблемам ЖКХ, Лига председателей КСК говорит уже много лет, но все без результата. В итоге получается, что ни у КСК, ни у НПО, занимающихся этой проблематикой, в структуре власти нет адекватного контрагента, с которым можно было бы продуктивно работать.

Вторая проблема, поднимаемая экспертами, касается серьезного несовершенства законодательства. В середине 1990-х, когда проходила реформа жилищно-коммунальных отношений, многое делалось на скорую руку. С одной стороны, в стране был острый экономический кризис и на тщательную подготовку реформы просто не было времени.

С другой, система ЖКХ, выстроенная при СССР, отличалась хотя и неповоротливостью в новых рыночных условиях, но в то же время имела большой запас технологической прочности. И тогдашнему правительству было ясно, что, как ни проведи реформу, на следующий день система не рухнет. В результате, в законодательном и нормативном регулировании в системе ЖКХ осталось очень много пробелов.

Например, как отмечено в заявлении Общественной антимонопольной комиссии, Агентство по регулированию естественных монополий до сих пор не имеет утвержденной методики расчета тарифов на выработку тепла, применяемый же явочным порядком метод основан не на приборном учете, а на некоем неизвестно кем установленным и никем не утвержденном нормативе теплопотребления квадратных метров площади.

Это же Агентство, ответственное за разработку типового публичного договора на теплоснабжение, до сих пор так и не создало необходимый документ. В результате, расчеты с потребителями тепла производятся вне правового поля, в отсутствии договорных отношений и по тарифам, неадекватным как реалиям технологического процесса, так и условиям рыночной экономики.

Таких и подобных проблем много. Но третья большая сложность, на которую обращают внимание эксперты, состоит в финансовом аспекте. Очевидно, что самому населению решить накапливающиеся проблемы в коммунальной сфере невозможно. Вспомним цифру 430 млрд. тенге - это только то, что нужно затратить на ремонт несущих конструкций.

А если брать общие расходы на модернизацию системы, их нужно увеличивать на порядок. Без государственных вливаний этого не сделать. Но при отсутствии необходимой нормативно-правовой базы и уполномоченного государственного органа госинвестиции в сектор не пойдут.

Получается - замкнутый круг. Который надо то ли постепенно развязывать, то ли быстро разрывать, пока он не начал стягиваться в петлю для экономики и социальной сферы.

08.05.2007

Ольга Стеблова, www.gazeta.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.