Диалог градоначальников

Мэры, пэры и сэры городов собрались в Астане на форуме Международной ассамблеи столиц и крупных городов (МАГ). Их объединяет стремление решить проблемы крупных населенных пунктов, в которых проживает в общей сложности более 52 миллионов человек.

Мэры, пэры и сэры городов собрались в Астане на форуме Международной ассамблеи столиц и крупных городов (МАГ). Их объединяет стремление решить проблемы крупных населенных пунктов, в которых проживает в общей сложности более 52 миллионов человек.

МАГические перемены

Если говорить об истории МАГ, то эта добровольная международная некоммерческая организация была образована в 1998 году для совместных действий в интересах устойчивого развития городов. Решение о ее создании было принято органами исполнительной власти 7 столиц и 19 мегаполисов 9 стран СНГ. До недавнего времени в состав МАГ входили 72 города из 9 стран СНГ, в том числе такие казахстанские города, как Астана, Алматы, Караганда, Шымкент и Костанай.

5 июля очередной юбилейный форум был проведен в Астане. В ходе заседания было принято решение о включении в состав ассамблеи шести городов. Новыми членами МАГ стали Атырау, Актау, Самара, Пермь, Грозный и Симферополь.

— Таким образом, в МАГ теперь входит 78 городов, представляющих более 52 миллионов человек населения. Это большая сила, — отметил исполнительный директор МАГ Михаил Соколов после проведения голосования.

Это не первая сессия МАГ, которая проходит в Астане. В последний раз более 40 глав городов собирались в Казахстане в 2005 году. Тогда темой обсуждения был опыт противодействия асоциальным явлениям в городской среде. Участники сессии приняли участие в «круглых столах»: «Новации в архитектурной и градостроительной стратегии развития крупных городов: практика и пути решения», «Информатизация городской среды: взгляд в будущее», «Передовые медицинские технологии — на службу крупным городам». Кроме того, была организована работа виртуальной выставки московских и региональных товаропроизводителей и состоялась презентация проектов МАГ «Электронный город» и «Трехмерные городские геоинформационные системы».

Выступая три года назад, президент МАГ, мэр Москвы Юрий Лужков рассказал о том, как преодолеть асоциальные явления в городской среде. Он заявил, что «когда мы говорим об асоциальных проявлениях, то уровень их прямо связан, в первую очередь, с экономической ситуацией в наших городах». «Если город развивается, нет безработицы, если все граждане нашли свое место в сильно меняющейся ситуации, то можно говорить о сложившемся положительном базисе, который обеспечивает социальный нерв», — отметил Лужков.

Столичное новаторство

В этот раз заседание МАГ было проведено на тему «Столичные города XXI века: новаторство и традиции в архитектуре и градостроительстве». Как отметили его участники, данный форум не случайно был проведен именно в Астане. В своем обращении к участ-никам МАГ, текст которого был распространен в ходе форума, Президент страны Нурсултан Назарбаев отметил: «Тема вашего форума как нельзя лучше соответствует атмосфере нашего строящегося города, в котором смелое архитектурное новаторство тесно переплетается с мировыми и национальными традициями».

«Мы строим столицу «с чистого листа», не ограничивая творческий порыв и полет фантазии наших зодчих и художников, инженеров и строителей, поэтому Астана обретает свой неповторимый и запоминающийся облик», — говорится в послании.

Как результат, за 10 лет развития Астаны в город было вложено более 7 миллиардов долларов США. Причем большая часть от этой суммы, 70 процентов, это частные инвестиции. Объем инвестиций в основной капитал в этом году в 25 раз больше, чем сумма, озвученная по итогам 1998 года. Кроме того, за 10 лет объемы вводимого жилья возросли почти в 15 раз, промышленное производство — в 7 раз. Стремительными темпами растет и население города, которое с 250-тысячной отметки преодолело рубеж в 700 тысяч человек. По прогнозам, озвученным Премьер-министром страны Каримом Масимовым, уже через пару лет население Астаны достигнет показателя в 1 миллион человек.

Учитывая такие перспективы, столичные власти не останавливаются на достигнутом. Как говорится в официальном сообщении акимата города, в течение ближайших 3 лет, с 2009 по 2011 год, на развитие инфраструктуры в столице будет направлено более 10 миллиардов долларов США.

Рассказывая о создании новой казахстанской столицы, аким Астаны Имангали Тасмагамбетов сравнил это событие по значимости с тем временем, когда Россия прорубила «окно в Европу».

— В свое время Петр Первый переносом столицы к балтийским берегам, в болотистую местность на Неве, «поднял Россию на дыбы», заставил ее мощным прыжком преодолеть 200-летнее отставание от Европы. Первый Президент Казахстана взял на себя всютяжесть ответственности за возможные последствия столь рискованного, но крайне важного для будущего страны решения, — отметил столичный градоначальник в своем докладе. — Своим авторитетом он смог убедить парламентариев не только в необходимости, но и в возможности преобразования провинциального городка в столицу.

Москва и Астана — города-побратимы

Одним из главных событий форума стало подписание совместного плана мероприятий по сотрудничеству между Астаной и Москвой на 2008-2010 годы. Он включает сотрудничество в экономической, научно-технической и культурной сферах.

— Мы с Астаной дружим, у нас уже давно подписан договор о братских, партнерских связях. Мы — города-побратимы, и мы постоянно работаем вместе, обмениваясь и опытом строительства, и опытом решения очень сложных проблем — транспорта, обеспечения качественными ресурсами, — отметил Юрий Лужков. — Мы говорим о том, что у нас есть и одинаковые возможности, и у каждого свои решения. Например, по демографической политике. Несколько лет назад мы активизировали в Москве работу по предоставлению жилья для молодых людей. Когда Нурсултан Назарбаев ознакомился с нашей системой, он попросил наши материалы передать Астане. Астана их освоила, и освоила так, что после этого освоения мы взяли опыт Астаны и использовали его в Москве. Я думаю, что наше сотрудничество абсолютно необходимо в решении не только муниципальных, строительных, но и архитектурных проблем.

Еще один вид сотрудничества налажен на инвестиционном уровне. По словам российского гостя, «казахстанский бизнес и инвестиции в Москве не просто заметны, а играют очень большую, очень серьезную роль. Достаточно сказать о том, что Казахстан после того, как мы снесли в самом центре города гостиницу «Интурист», взял на финансирование и построил потрясающий по красоте отель высшего разряда. Сейчас этот отель, по сути, является лидером с точки зрения комфорта, удобства, и там останавливаются гости самого высокого уровня, которые приезжают в Москву».

Не менее крупный проект планируется реализовать в ближайшее время. Казахстанские инвесторы решили возвести в первопрестольной океанариум, который, по словам Юрия Лужкова, «будет крупнейшим в мире». Мэр Москвы отметил, что это будет не просто масштабный объект, а хороший информационный центр, место для изучения подводного мира, а также для развлечений.

— Казахстан также осуществляет инвестиции в строительство жилья, и мы видим, что Казахстан выигрывает, предоставляя интересные проекты. Так что я думаю, что дальше по мере повышения потенциа-ла экономики, финансового потенциала Казахстана это все будет расширяться. Тем более что у нас объем иностранных инвестиций в прошлом году составил 75 миллиардов долларов только в течение года, из них 25 миллиардов долларов — это прямые инвестиции в реальный сектор экономики, — продолжил градоначальник российской столицы.

В свою очередь, Имангали Тасмагамбетов, учитывая опыт и размах белокаменной, отметил, что для Астаны, «для крупных столиц постсоветского пространства, Москва — это эталон решения многих вызовов и проблем, с которыми ежедневно приходится сталкиваться исполнительным органам».

Среди них — проблемы транспорта. По мнению акима Астаны, они характерны для всех городов, вне зависимости от того, молодой это город или он имеет многовековую историю.

— С каждым годом мы замечаем — в нашей молодой столице стремительно растет количество автотранспорта. На сегодняшний день в городе у нас более 200 тысяч автомашин, для молодого города это очень много. Естественно, это создает проблему. С другой стороны, город построен в степи, очень продуваем, и серьезных проблем смога у нас, естественно, нет, — отметил аким Астаны, отвечая на вопросы журналистов.

— Решение экологической проблемы, связанной с транспортной составляющей, мы видим в нескольких направлениях, — продолжил Имангали Тасмагамбетов. — Это, прежде всего, законодательное решение ряда вопросов, связанных с ограничением ввоза подержанных автомашин в страну. Такой документ рассматривается в Правительстве и скоро будет внесен в Парламент. Второй вопрос связан с тем, чтобы сертифицировать горюче-смазочные материалы. В последующем мы намерены ввести очень жесткий контроль по наличию нейтрализаторов, которые должны быть в каждой современной машине. Мы говорили о том, что строительство новых дорог, транспортных развязок не может в полной мере решить транспортную стратегию. Нужен комплексный подход — это строительство подземных, надземных развязок, создание условий для того, чтобы общественный транспорт был более привлекательным, дешевым, современным, с тем чтобы минимизировать очень большой рост транспортных потоков и транспортных единиц в городе.

На очереди — проблемы ветхих домов

В своем выступлении на заседании Юрий Лужков обратил внимание на проблему, волнующую градоначальников всего постсоветского пространства. Она касается ветхих многоэтажек. В особенности так называемых «хрущевок».

— Проблема реконструкции актуальна практически для всех евразийских столиц и крупных городов. Мы получили повсеместно страшную вещь — хрущевские пятиэтажки. Это жилье, которое, по сути, было рассчитано на 30 — максимум 40 лет жизни, и ту проблему, жилищный кризис, который в свое время в 60-х годах был в Советском Союзе, авторы этой программы пятиэтажек передали нам. Сегодня вместе с новым строи-

тельством нам приходится решать вопросы реконструкции этих самых пятиэтажек, а реконструкция является тяжелейшим и невыгоднейшим делом, — отметил мэр Москвы.

Эту тему в ходе форума подхватил мэр города Омска Виктор Шрейдер.

— Все, что касается «хрущевок» — я завидую Москве, от души, по-хорошему завидую, потому что у этого города есть возможность их сноса. Но, к сожалению, у нас и у других мэров такой возможности нет из-за недостатка объема бюджетного финансирования, поэтому у нас один выход — реконструкция, и мы эту работу у себя ведем. У нас 170 «хрущевок» первой серии, которые строились без каркаса. Вы понимаете, что это такое. И на сегодня реальная опасность — просто-напросто разрушение этих конструкций. Есть, к сожалению, пример в Киргизии, когда это произошло в городе Ош. Реконструкция одной «хрущевки» по той технологии, которую мы применяем, — порядка 25-30 миллионов рублей. Лучше, конечно, их сносить. Но при сносе одной «хрущевки» надо построить примерно площадью в 2 раза больше существующей. Затраты, к сожалению, не позволяют привлекать здесь инвестора, поэтому эта тема, на мой взгляд, государственного уровня и требует отдельного рассмотрения. Я готов пригласить своих коллег на одно из мероприятий МАГ на территории Омска, чтобы обсудить эту проблему — проблему 335-й серии «хрущевок». Это, на мой взгляд, существенная проблема, которая мешает развитию наших городов.

Международная ассамблея столиц и крупных городов оказывает содействие торгово-экономическому, научно-техническому и культурному развитию и сотрудничеству городов — регионов — стран, а также обеспечивает обмен информацией и опытом работы во всех областях сотрудничества, проводит конференции, семинары, симпозиумы, выставки, различного рода деловые встречи. Также в компетенцию МАГ входит сотрудничество в области городского хозяйства и управления, архитектуры и градостроительства, охраны окружающей среды, социальной сферы, туризма, спорта, науки и передовых технологий, подготовки и переподготовки кадров муниципальных служащих. Немаловажная функция Ассамблеи — содействие мерам, предпринимаемым властью и городскими администрациями по обеспечению безопасности городов и их жителей.

На 2006-2010 годы МАГ разработала межгородскую комплексную программу «Город — городу», целью которой является обмен опытом по использованию инновационных технологий по устойчивому развитию городов во всех сферахжизнедея-

тельности, включая хозяйство, строительство, экологию, архитектуру, благоустройство городской среды. Реализуя решения одиннадцатой сессии МАГ, в городе Уфе образована соответствующая постоянная комиссия по городскому хозяйству, строительству и архитектуре.

Только за последние полтора года в городах Магадане, Петропавловске-Камчатском, Харькове по тематике продвижения проектов программы МАГ «Город — городу» были проведены семинары, три международных конференции, 12 «круглых столов». Задача нынешнего форума в Астане — обобщить накопленный в городах опыт, продемонстрировать достижения в области градостроительства и архитектуры, выработать необходимые рекомендации, общие для решения подходы.

16.07.2008

Анна Романова, www.kn.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.