Как «построить» КСК

Деятельность кооперативов собственников квартир, или КСК, вызывает немало нареканий со стороны жителей. А потому акиматы, в адрес которых поступают многочисленные жалобы, постоянно находятся в поиске такой модели сотрудничества, при которой и люди будут довольны, и с домами не будет проблем, и городское начальство забудет о вечной головной боли, связанной с подготовкой домов к зиме.

Деятельность кооперативов собственников квартир, или КСК, вызывает немало нареканий со стороны жителей. А потому акиматы, в адрес которых поступают многочисленные жалобы, постоянно находятся в поиске такой модели сотрудничества, при которой и люди будут довольны, и с домами не будет проблем, и городское начальство забудет о вечной головной боли, связанной с подготовкой домов к зиме.

Перепробовано было много способов. Сначала для КСК вводили льготы, теперь им оказывают финансовую помощь за счет городских бюджетов (в частности, труд дворников оплачивается из средств госказны). Специально создаются ассоциации КСК, где можно получить консультацию, юридическую и бухгалтерскую помощь. Однако проблем меньше не становится. С одной стороны, далеко не все люди осознали, что вместе с правом собственности на квартиру они получили и ответственность за содержание своего дома, к которому относится не только непосредственно квартира, но и подъезд, подвал и крыша. Немало горожан до сих пор пребывает в полной уверенности, что, несмотря на прошедшую давным-давно приватизацию, содержать дома в нормальном состоянии, проводить капитальный ремонт общедомовых коммуникаций обязаны городские власти, а не сами жители дома.

С другой стороны, есть и немало КСК, где не желают заниматься решением проблем вверенных им домов. Перестали быть редкостью факты сбора целевых взносов с жильцов домов на проведение ремонтных работ и последующего за ним исчезновения руководителя КСК вместе с собранными деньгами. К сожалению, КСК стали еще хорошей «кормушкой» и для других предприимчивых людей, желающих быстро и без особых проблем заполучить значительную сумму.

В немалой степени такому положению дел способствует правовая безграмотность граждан. Люди предпочитают жаловаться на КСК в акиматы, забывая, что единственный орган контроля для КСК – собрание жильцов. Городские власти же не имеют права вмешиваться в их деятельность, поскольку и дома, и квартиры в них – это частная собственность.

Сегодня акимат Сарыаркинского района Астаны пытается подойти к решению проблемы очередным новым способом. Для председателей КСК создаются специальные курсы повышения квалификации. Им предлагают помощь не только в юридических и налоговых вопросах, но даже в построении диалога с жителями.

Помимо этого, для КСК разработаны специальные критерии оценки их деятельности. Кроме того, кооперативам собственников предлагается постепенно переходить в своей работе на международные стандарты менеджмента и управления.

Пока сложно сказать, как отнесутся к этим новшествам сами КСК. Возможно, кого-то «заденет за живое» последнее место в таблице рейтингов. А кто-то может не захотеть вновь садиться за парту и постигать основы общения с людьми. Акимат тоже не может обязать всех председателей дружными рядами отправляться на учебу и внедрять в своей работе стандарты ISO. Многое в решении этого вопроса зависит от людей – жильцов домов и членов КСК.

В качестве одного из ярких положительных примеров решения проблемы можно назвать действия жителей дома № 30 по улице Есенберлина, расположенного в Астане. Много лет этот дом, старая «ленинградка», был одним из самых проблемных в районе. Однако за последние полгода ситуация здесь изменилась кардинально. Жильцы дома собрались, посовещались – и в конце февраля этого года взяли бразды правления в свои руки.

— На протяжении нескольких лет не было ни одного месяца, чтобы мы не обращались с жалобами на бездействие КСК в акимат, — рассказывает член инициативной группы, старшая по дому Людмила Погребан. — Нас зимой оставляли без отопления, весной и осенью заливало подъезды, текла крыша дома, в подвалах постоянно стояла вода, всегда бежали трубы. Но последней каплей стала поломка бойлера, в результате которой дом остался без горячей воды на целый год. Мы собрали инициативную группу, провели собрание жильцов дома и общим решением вышли из состава КСК. Сейчас домом занимаемся мы сами – жильцы, и уже полгода у нас нет никаких проблем.

По словам Людмилы, с весны они уже успели полностью починить крышу, осушить подвалы, укрепить фундамент дома. Во дворе наконец-то появился дворник, которого здесь не видели уже несколько месяцев – прежние руководители КСК уверяли, что на это нет денег. Неожиданно почти все жители дома вдруг осознали свою ответственность – на общедомовой субботник вышли почти все.

Навстречу жильцам пошел и акимат района Сарыарка после того, как инициативная группа побывала на приеме у нового районного акима Сабили Мустафиной. Она поддержала начинание людей, и дом включили в программу по ремонту подвалов. При помощи акимата в здании был установлен новый бойлер, заменены трубы отопления, устранены все неполадки в системе водоснабжения. Сейчас «инициативщики» занимаются регистрацией «своего» самостоятельного КСК и готовятся к продолжению ремонтных работ – нужно отремонтировать подъезды и подлатать наружные швы дома.

Одновременно со всеми хозяйственными заботами инициативная группа занимается и «делами прошлых лет»: пытается вернуть деньги жильцов, которые они сдавали в прежний КСК. Это было не так давно – прошлым летом людям объявили: нужно сдать целевые взносы в размере 28 тысяч тенге с каждой квартиры на проведение капитального ремонта дома. Деньги собрали, а инициатива так и осталась нереализованной.

— Мы будем добиваться восстановления справедливости, — уверяет Людмила Погребан. — Среди наших жильцов много пожилых людей, и для них 28 тысяч – очень большая сумма. Тем не менее они полностью сдали целевые взносы. Но их просто обманули, ничего не сделав для дома.

«Прощать долги» прежнему КСК жильцы не намерены. Они подали заявление в городской Департамент по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция) с просьбой провести полную проверку деятельности кооператива и взыскать средства, собранные с их квартир на так и несделанный капитальный ремонт. Чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, люди дошли до начальника департамента. Результат – в ближайшее время будет начато проведение полной аудиторской проверки деятельности прежнего КСК.

Стоит отметить, что среди членов инициативной группы нет специалистов–хозяйственников. Учительница-пенсионерка, авиадиспетчер, инженер-технолог, домохозяйка постигают сейчас работу слесарей и инженеров, юристов и бухгалтеров. Они уверяют: ничего сложного нет, главное – желание изменить ситуацию.

— Собственники жилья – мы все сами, — говорит Людмила. — Не надо ждать, что придут городские власти или найдется кто-то ответственный и сознательный среди жильцов. Мы все сами отвечаем за свои подъезды, дворы и дома. И если инициативная группа взялась за решение проблем, то помогать должны все жильцы дома.

30.07.2008

Маржан Сагындык, www.kn.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.