Несостоявшаяся реформа

Власти Алматы намерены создать службу контроля по содержанию жилого фонда. Возможно, отслеживать деятельность кооперативов собственников квартир (КСК) будет жилищная инспекция при акимате. Однако пока в стране отсутствуют правовые рычаги для внедрения этой инициативы.

Власти Алматы намерены создать службу контроля по содержанию жилого фонда. Возможно, отслеживать деятельность кооперативов собственников квартир (КСК) будет жилищная инспекция при акимате. Однако пока в стране отсутствуют правовые рычаги для внедрения этой инициативы. Законопроект по вопросам жилищно-коммунальной сферы в Парламент вносится уже второй раз, и на протяжении семи лет стороны не могут придти к общему консенсусу.

Вопросы жилищно-коммунальной сферы были рассмотрены на специальном заседании под председательством акима Алматы Ахметжана Есимова. Градоначальник считает, что КСК монополизировали предоставление жителям услуг по эксплуатации и содержанию домов и придомовой территории. При этом они не в полной мере выполняют свои обязанности. Причиной тому является отсутствие должного контроля их деятельности. Сами собственники квартир зачастую проявляют низкую заинтересованность к общедомовым проблемам. Пользуясь этим, КСК не торопятся предоставлять информацию о фактических затратах на ремонт и содержание объектов кондоминиума.

По официальным данным, в южной столице по итогам работы прошлого года перед населением не отчитались 17 руководителей КСК из 628 действующих.

– Отсутствие в законодательстве персональной ответственности председателя и правления КСК за обеспечение технического состояния жилья и инженерных сетей, а также отсутствие должного контроля за расходованием денежных средств дает возможность безответственно относиться к своим должностным обязанностям, – считает начальник Управления энергетики и коммунального хозяйства акимата Алматы Серик Кусаинов. – Зачастую избранные председатели КСК не обладают должным уровнем знаний, навыками, допускают злоупотребление своим должностным положением, присваивая и растрачивая вверенное им имущество.

В связи с этим, по информации городской прокуратуры, в производстве органов уголовного преследования в настоящее время находится 7 материалов в отношении руководящего состава КСК.

Усилить контроль над деятельностью КСК

По мнению чиновников, деятельность КСК по эксплуатации и обслуживанию зданий продолжает оставаться бесконтрольной. Поэтому вместо проведения работ по выборочному и капитальному ремонту общедомовых конструкций и инженерного оборудования кооперативы чаще всего осуществляют мелкий заявочный ремонт, что приводит к повышенному износу основных фондов. Планово-предупредительные мероприятия чаще всего не производятся. «В своей работе КСК зачастую не соблюдают правила эксплуатации зданий, своевременно не устраняют мелкие дефекты, которые с годами переходят в большие проблемы, требующие для их устранения значительных средств», – говорит Серик Кусаинов.

Как результат своевременно не проводятся работы по укреплению конструкций зданий, «хромает» санитарное содержание придомовых и внутридворовых территорий, снижаются надежность и устойчивость функционирования внешних сетей и систем инженерного обеспечения жилищного фонда.

Учитывая сложившуюся ситуацию, акимат пришел к выводу, что в кратчайшие сроки необходимо рассмотреть вопрос о создании на местах специализированной службы по контролю над содержанием эксплуатируемого жилья. По мнению начальника Управления энергетики и коммунального хозяйства акимата Алматы, функции по контролю деятельности КСК могут на себя взять жилищные инспекции при местных исполнительных органах. Однако правовой основы для этого нет. Поэтому аким Алматы дал поручение юридическому отделу акимата до 15 декабря этого года подготовить предложения в Правительство для внесения изменений и дополнений в законы «О местном государственном управлении в РК» и «О жилищных отношениях».

«Многострадальный» закон

Однако здесь следует отметить, что проект закона по вопросам жилищно-коммунальной сферы был внесен Правительством еще в 2002–2004 годы, но затем по причине длительных дискуссий с мажилисменами и принципиальных разногласий был отозван Кабмином для доработки. Повторно он был внесен на рассмотрение парламентариев два года назад. Однако и в этот раз его детальное обсуждение не привело к реальному результату.

В октябре прошлого года Министерство индустрии и торговли представило мажилисменам уточненную редакцию законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам жилищно-коммунальной сферы». Главным его принципом является возложение бремени содержания многоквартирных домов на плечи самих жителей.

С одной стороны, в документе предполагается установить государственный контроль надлежащего содержанияжилищного фонда. Его должны осуществлять местные исполнительные органы, которые при этом наделяются правом выдавать предписания на устранение выявленных нарушений и привлекать к административной ответственности виновных в их неисполнении.

С другой стороны, разработчик законопроекта намерен привлечь к ответственности собственников квартир, которые неохотно оплачивают коммунальные расходы и не спешат расставаться со своими «кровными» для оплаты деятельности КСК. В этой связи саму обслуживающую организацию (созданную в форме КСК, ПК или управляющих домами) наделить правом проведения исковой работы по отношению к злостным неплательщикам. Министерство индустрии и торговли предлагает ввести административную ответственность за нарушение правил содержания жилого фонда, в соответствии с которой собственники, не содержащие свою домовую собственность в надлежащем состоянии, будут штрафоваться.

При обсуждении законопроекта каждая сторона тянет одеяло «на себя». Государство намерено отстраниться от решения проблем по содержанию многоквартирных частных домов, предлагая помощь в этом вопросе лишь социально незащищенным слоям населения, КСК намерены сохранить действующий институт и доказать свою состоятельность. Между тем назревшие в стране проблемы требуют безотлагательного решения.

В мае 2006 года Министерство индустрии и торговли обследовало более 90 тысяч объектов жилой недвижимости и пришло к выводу, что около двух процентов домов находятся в аварийном состоянии и требуют немедленного сноса. В серьезном капитальном ремонте, в том числе и несущих конструкций, нуждается около 13 процентов зданий. По данным местных исполнительных органов, капитальный ремонт необходимо провести на площади в 52 миллиона квадратных метров.

Финансовая ответственность возлагается на плечи самих жителей

Правительство придерживается мнения, что все собственники квартир должны перерегистрировать права собственности на свои квартиры для того, чтобы прописать в документах размер доли в общем имуществе объекта кондоминиума, в который, как известно, объединяются все квартиры, лестницы, чердаки, подвалы, крыши, лифты. В связи с тем, что более 90 процентов жилищного фонда страны находится в частных руках, власти намерены переложить ответственность за содержание общедомового имущества на плечи самих жильцов.

Однако данная практика вряд ли сможет положительно себя зарекомендовать на деле. Простая арифметика – в среднем ремонт крыши 60-квартирного дома обходится в 2,5–3 миллиона тенге. Это почти по 60-80 тысяч тенге с квартиры. По официальной статистике, 3 миллиона казахстанцев имеют доходы ниже прожиточного минимума. Почти 6 миллионов наших соотечественников имеют доход в два прожиточных минимума. По меркам ПРООН, они относятся к группе потенциального риска оказаться бедными.

А потому решение «жилищного» вопроса рискует растянуться на долгие годы. Учитывая, что к старым строениям добавляются новые здания, возведенные быстрыми темпами и зачастую с низким качеством, проблема с каждым годом будет только набирать обороты.

В том, что система жилищно-коммунальных отношений требует кардинального пересмотра, никто не сомневается. Однако в этом вопросе необходим взвешенный подход. Государство не должно полностью отстраняться от решения этих проблем, подготовив почву и создав дееспособные службы, которые могли бы грамотно решать проблемы содержания жилищного фонда (здесь целесообразным было бы проведение для управляющих домами и председателей КСК регулярных курсов повышения квалификации). С другой стороны, и жители многоквартирных домов не должны самоотстраняться от решения общих «жилищных» проблем и вникать как в юридические, так и организационные вопросы, связанные с управлением кондоминиумом.

По информации Агентства РК по статистике на 2006 год, 55 процентов жилищного фонда республики оборудовано водопроводом, 39 процентов – централизованным отоплением, 34 процента – горячим водоснабжением, 54 процента – канализацией. Причем средний процент изношенности сетей составляет от 60 до 70 процентов, а в ряде регионов достигает 90 процентов. В эту статистику включены и услуги, подаваемые в еще не введенные в эксплуатацию дома. Как известно, крупные строительные компании зачастую тянут к своим объектам инженерные сети за несколько километров. Попутно им приходится заменять устаревшие, изношенные сегменты коммуникаций. Потом объекты инфраструктуры практически бесплатно передаются управляющим компаниям или муниципалитету.

По данным местных исполнительных органов, в целом по стране на ремонт инженерных сетей электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и канализации потребуется более 300 миллиардов тенге.

Сегодня в Казахстане сносу подлежит 2,7 миллиона квадратных метров аварийного жилья. На обновление изношенной жилплощади из республиканского бюджета власти намерены выделить 119 миллиардов тенге. 45 миллиардов будут направлены непосредственно на снос, остальные 74 миллиарда пойдут на строительство жилья, предназначенного для переселения жильцов из сносимых домов.

Для обеспечения жильем граждан из аварийных домов требуется построить 1,3 миллиона квадратных метров жилья.

Всего, по данным Министерства индустрии и торговли, на 1 сентября 2007 года жилой фонд Казахстана составляет 257 миллионов квадратных метров.

12.08.2008

Гульбахыт Джамбуршина, www.kn.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.