Не все то золото

В Казахстане бизнес создается только на одну неделю. Такого мнения придерживаются многие зарубежные предприниматели, которые стремятся попасть на казахстанский рынок розничной торговли.

В Казахстане бизнес создается только на одну неделю.

Такого мнения придерживаются многие зарубежные предприниматели, которые стремятся попасть на казахстанский рынок розничной торговли. О своем опыте организации бизнеса в нашей стране «ЛИТЕР-Неделе» рассказали иностранные бизнесмены.

nevsetozoloto1.jpgПо мнению предпринимателя из Великобритании Марка Вогана, многие факторы не позволяют казахстанскому рынку хорошо и качественно развиться. В первую очередь, сама его структура.

– Если говорить простым языком, рынок состоит из предпринимателя, который производит и поставляет товары и услуги, потребителя этих товаров и услуг и государства, которое на разном уровне выступает в качестве наблюдателя, изредка вмешиваясь, – говорит британский бизнесмен. – Так вот у вас все поставлено с ног на голову. Царит полная неразбериха на рынке.

Британец убежден, что «казахстанские предприниматели не думают о том, что будет завтра, через месяц, через год. Для них важно получить прибыль сегодня, потому что завтрашний день для его бизнеса может и не наступить».

Причина, как считает Марк Воган, кроется в том, что «в Казахстане будущее предпринимателя зависит не от него самого или качества товара, поставляемого на рынок, а от чиновников, которые вправе решать любые вопросы, опираясь больше на собственное мнение и размер полученной взятки, а не на закон и факты».

– Предприниматели дерутся не на жизнь, а на смерть за то, чтобы продержаться как можно дольше. А удерживаются на плаву они не за счет наработанной клиентской базы, а за счет хороших отношений с различными надзорными органами. Причем эти отношения основаны на коррупции. И когда владелец магазина заплатит свою ежемесячную дань тем или иным службам, ему уже нет дела до того, какой товар продается на его прилавках. Проверять его все равно не будут, потому что в каждой инстанции у него свой человек и пачка заготовленных бумажек на все случаи жизни, – делится своими выводами британец. – Рабская зависимость от надзорных органов, различных госструктур, чиновников – самая большая беда казахстанских предпринимателей. Даже сейчас, когда в стране действует мораторий на проверки предприятий малого и среднего бизнеса, ситуация не улучшается.

nevsetozoloto2.jpgВторая проблема нашего рынка розничной торговли, по мнению иностранных бизнесменов, заключается в полном отсутствии конкуренции.

– В таком большом государстве розничный рынок представлен всего несколькими торговыми сетями. Рынок сконцентрирован в руках нескольких крупных игроков, которые поделили между собой сферы и территории влияния, а новые участники почти не допускаются, – утверждает бизнесмен из США Брайан Спредли. – У вас отсутствует настоящая конкуренция. Следовательно, рынок живет по своим неписаным законам и правилам.

Кроме того, по мнению, иностранных предпринимателей, казахстанские бизнесмены не владеют элементарными правилами ведения бизнеса.

– У вас абсолютно не развита бизнес-культура, нет хорошо поставленного менеджмента. А понятие «маркетинг» совершенно не знакомо казахстанскому предпринимателю, – подчеркивает бизнес-консультан из США Рассел Хэмптон.
Но, как правило, жертвами сложившейся ситуации оказываются простые люди, те самые потребители, за счет которых существует и развивается рынок розничной торговли.

– Для любого предпринимателя самая прибыльная сфера бизнеса – это предоставление услуг населению. При любых условиях люди будут есть, пить, одеваться, обуваться, пользоваться средствами гигиены, даже выкраивать деньги на отдых, – отмечает Рассел Хэмптон. – А потому вашим бизнесменам важно осознать, что их деятельность должна быть направлена в первую очередь на клиентов, среди которых всегда могут оказаться весьма полезные люди. Именно от потребителя зависит не только размер прибыли, но имидж предприятия или магазина.

Иностранец утверждает, что мировая практика ведения бизнеса основана на простой истине: о плохом магазине покупатель расскажет всем своим знакомым, о хорошем – только некоторым.

Одновременно бизнес-консультант обращает внимание и на уровень потребительской культуры казахстанцев.

– По моему мнению, потребительская культура определяется осознанием своих собственных прав и обязанностей. Граждане Казахстана зачастую не знают элементарных вещей, а именно: своих собственных прав. Не знают, в какой ситуации как себя повести, куда обратиться за помощью, как отстоять свою позицию, – убежден Рассел Хэмптон. – Кроме того, покупатели в большинстве своем, требуя к себе уважения со стороны администрации и обслуживающего персонала, сами ведут себя грубо, тем самым провоцируя конфликт и усиливая его. Я часто наблюдал такие картины, когда посещал торговые центры Алматы.

Все эти факторы, считают иностранцы, в равной степени оказывают влияние на развитие рынка товаров и услуг в Казахстане, а решение этих проблем зависит только от участников рынка: предпринимателей, потребителей и государства. А пока зарубежные бизнесмены воспринимают Казахстан как настоящий Клондайк, где только единицы могут выжить, а все остальные так и останутся у разбитого корыта.

Справка

По официальным данным, в Казахстане потребители тратят 80 процентов от имеющихся доходов на продукты питания и товары non-food, необходимые в быту. Из них около 40 процентов расходуется на продовольственный сектор и остальные 60 процентов – на непродовольственный.

С 2000 года наблюдается повышение уровня жизни населения страны и увеличение заработной платы. Это позволяет людям тратить больше денег.

Вместе с тем в Казахстане, население которого составляет 15 млн человек, вся розничная торговля сосредоточена в крупнейших городах – Алматы и Астане. Здесь общая площадь существующих торговых центров равна примерно 140 000 кв. метрам. При этом учитываются только торговые центры, которые обеспечивают население страны наиболее приемлемым качеством товаров и уровнем обслуживания.

По оценке зарубежных агентств, в Казахстане только три торговых центра более или менее отвечают международным стандартам.

В Алматы на 1000 жителей приходится около 27 кв. метров современной торговой площади. В Астане – около 73 кв. метров. Для сравнения: в Москве – около 150 кв. метров, в Лондоне – 650 кв. метра на 1000 жителей.

14.08.2008

Алина БЕКИРОВА, www.liter.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.