Образование: акцент на качество

В июле этого года стартовала госпрограмма развития технического и профессионального образования страны на ближайшие пять лет. А потому в скором времени во всех регионах начнется строительство новых учебных заведений и общежитий для учащихся, а методисты займутся написанием современных учебников и доработкой учебных программ, действующих еще с советских времен.

Государство решило снять проблемы кадрового дефицита в строительной отрасли.

В июле этого года стартовала госпрограмма развития технического и профессионального образования страны на ближайшие пять лет. А потому в скором времени во всех регионах начнется строительство новых учебных заведений и общежитий для учащихся, а методисты займутся написанием современных учебников и доработкой учебных программ, действующих еще с советских времен.

Один против семерых

Власти страны периодически поднимают вопрос о необходимости улучшения качества образования. В прошлом году Премьер-министр страны Карим Масимов не раз подчеркивал, что слово «казахстанец» должно стать ярким брендом, говорящим о том, что во всем мире не найдется лучше специалиста, получившего диплом казахстанского вуза или колледжа.

Конечно, до претворения этих слов в действие нашей стране еще далеко. Достаточно обратить внимание, что на строительных площадках двух главных городов страны трудятся в основном приезжие из глубинки, не имеющие образования, но вполне способные выполнять сложную физическую работу.

Профессия строителя сегодня не в моде. Выпускники школ предпочитают поступать в высшие учебные заведения, причем юридические и экономические специальности по-прежнему занимают высокие позиции.

По статистике, на семерых студентов вуза сегодня приходится один студент политехнического колледжа.

Не останавливает абитуриентов и риск остаться без работы. По прогнозу на ближайшие три года, наибольшая потребность в специалистах технического и обслуживающего труда будет ощущаться в промышленности — 93,4 процента, строительстве — 72,5 процента и в сельском хозяйстве — 35 процентов.

Как показывает анализ, темпы развития экономики опережают развитие системы технического и профессионального образования. В настоящее время стране требуется как минимум 100 тысяч работников технического и обслуживающего труда, причем кадровый дефицит с каждым годом будет становиться все ощутимее.

Новые задачи педагогов

Однако в ближайшие пять лет ситуация может кардинально измениться. В вопросах подготовки технических кадров государство перешло от слов к делу.

17 июля главой государства был подписан Указ «О государственной программе развития технического и профессионального образования в Республике Казахстан на 2008-2012 годы». В нем Правительству было поручено в месячный срок разработать и утвердить план мероприятий по реализации первого этапа программы, рассчитанного на 2008-2010 годы, а Министерству образования и науки (МОН) — каждые полгода представлять в Администрацию Президента и в Правительство информацию о ходе реализации этого документа.

– В разных странах по-разному решается кадровый вопрос, – отметил в ходе совещания, прошедшего в стенах столичного политехнического колледжа, Карим Масимов. – Самый легкий путь решения проблемы — это открыть ворота для иностранных специалистов, уже подготовленных и обученных. Они приезжают, работают, зарабатывают деньги и уезжают. Это легкий, но тупиковый путь. Более сложный, но более фундаментальный — это готовить своих собственных граждан по тем специальностям, которые необходимы. Это один из самых сложных вопросов, которые мы должны решить. Одно дело — принять программу, другое дело — ее исполнить. Направления работы программой определены, деньгами обеспечены, куда двигаться — понятно, просто надо теперь каждому делать свое дело.

Всего для реализации пятилетней стратегии будет выделено более 58 миллиардов тенге. В соответствии с программой, в ближайшие 5 лет в Казахстане появится 46 новых учебных заведений для подготовки технических кадров и 41 общежитие для учащихся профессионально-технических школ и колледжей. В этом документе заложено требование о пересмотре содержания учебных программ, о разработке 230 новых стандартов технического и профессионального образования, 224 модульных учебных программ, 1430 типовых учебных программ, 1600 единиц учебной литературы по профессиональным и спецдисциплинам.

Немалое внимание будет уделяться переоснащению учебных заведений и повышению квалификации педагогических работников. По словам главы департамента технического и профессионального образования МОН Кадырбека Борибекова, для работы в профессиональных школах и колледжах главным образовательным ведомством страны предполагается привлечь 120 зарубежных преподавателей. Около 1000 казахстанских учителей будут периодически направляться в другие страны на повышение квалификации.

Кроме того, в стране действуют 4 межрегиональных учебных центра по переподготовке и повышению квалификации инженерно-педагогических работников в Западно-, Южно-Казахстанской и Акмолинской областях, а также в городе Астане.

Для того чтобы преодолеть отставание от учебных программ, принятых в развитых странах, в Казахстане будет создана Национальная квалификационная система. Необходимость образования этой структуры продиктована временем. К примеру, по советской квалификационной шкале, все еще действующей в нашей стране, самый высокий разряд для сварщиков — шестой, тогда как в мировой практике действует уже девять разрядов. Мир не стоит на месте, с каждым годом совершенствуется техника, а потому Казахстану, стремящемуся попасть в число 50 наиболее развитых стран мира, нужно идти в ногу со временем.

В мировом образовательном пространстве наша страна занимает 14 место из 177 стран по уровню грамотности. По индексу человеческого развития (ИЧР) за 12 лет Казахстан продвинулся на 20 мест вперед. Сейчас мы занимаем 73-е место, опережая все страны СНГ, кроме России и Белоруссии.

В настоящее время в республике подготовкой кадров технического и обслуживающего труда занимаются 318 профессиональных школ, в которых обучается 107,1 тысячи человек. Из них техническую специальность получат выпускники 107 школ (53,6 тысячи учащихся). Кроме того, в Казахстане действуют 530 колледжей с контингентом обучающихся 498,1 тысячи человек. Техническим профессиям обучают в 122 колледжах, в которых учится 137,9 тысячи человек.

26.08.2008

ГУЛЬБАХЫТ ДЖАМБУРШИНА, www.kn.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.