Игра на равных принципах

Правительство намерено усилить контроль над крупными игроками рынка, чтобы не допускать фактов ценового сговора и неконкурентных действий со стороны монополистов. В Астане прошло публичное обсуждение нового закона «О конкуренции», призванного устранить правовые пробелы в этих вопросах.

Правительство намерено усилить контроль над крупными игроками рынка, чтобы не допускать фактов ценового сговора и неконкурентных действий со стороны монополистов. В Астане прошло публичное обсуждение нового закона «О конкуренции», призванного устранить правовые пробелы в этих вопросах.

Сговор на «цементном» рынке

В мае-июне прошлого года Министерство индустрии и торговли обвинило производителей цемента в картельном сговоре. Напомним, что именно в этот период в стране был зафиксирован внезапный скачок цен на этот вид строительного материала. Прежде всего, эксперты обратили внимание на то, что цены на энергоносители оставались на прежнем уровне. Не подорожали и составляющие цемента. А потому единственным объяснением происходящего стало использование нерыночных механизмов.

Впоследствии эти факты подтвердились. Комитетом по защите конкуренции, который в прошлом году был преобразован в агентство, была проведена проверка на сговор и согласованные действия в деятельности компаний «Хайдельберг Восток Цемент» и «Цементный завод «Семей» в период с 2005 по 2006 год. «При проведении расследования мы выявили, что данные компании ограничили доступ к своей продукции прямых потребителей, они выборочно определили компании, через которые продавали. Также они применяли разные договорные отношения и поддерживали согласованные действия, что является нарушением антимонопольного законодательства», — сообщил тогда экс-председатель Комитета по защите конкуренции Алиакпар Матишев.

Антимонопольным ведомством данные компании были оштрафованы. «Хайдельберг Восток Цемент» на сумму более 107 миллионов, «Цементный завод «Семей» — на сумму более 120 миллионов тенге. Штрафы в бюджет были выплачены в полном объеме.

Подобные случаи встречаются довольно часто. В прошлом году ценовые скачки были отмечены на рынке зерна, что отражалось на стоимости хлеба и хлебобулочных изделий. Этим летом с ценовыми «сюрпризами» на рынке горюче-смазочных материалов столкнулись отечественные аграрии.

— На практике, начиная с августа прошлого года, когда мы увидели определенные ценовые скачки по разным секторам — по продуктам питания, по энергоресурсам, по углю, по нефтепродуктам — мы пришли к выводу, что у нас не всегда хватает рычагов для того, чтобы мы могли оперативно на рыночных условиях вмешиваться в ситуацию и принимать те или иные решения, — сообщил Премьер-министр страны Карим Масимов, выступая на заседании «круглого стола», посвященного обсуждению закона

«О конкуренции». — Мы должны дать такой инструмент, чтобы обеспечить всем равный доступ на рынке, чтобы мы могли реально гарантировать любому предпринимателю, что он будет иметь реальный доступ на рынке, и чтоб цена была конкурентной.

Эффективный,но гуманный….

Причиной разработки нового закона стало увеличение количества ценовых сговоров и большое число нарушений антимонопольного законодательства. Так, в прошлом году антимонопольным органом было проведено 58 расследований и 228 проверок, по результатам которых состоялось 220 судебных процессов, было вынесено 485 предписаний и выявлено 205 административных правонарушений.

Кроме того, причиной пересмотра законодательства стало наличие большого количества «непродуктивных» посреднических структур. Так, в прошлом году в Южно-Казахстанской области цена на рынке угля резко возросла до 12 тысяч тенге за 1 тонну, тогда как отпускной тариф на АО «Шубарколь Комир» оставался прежним и держался на уровне 1240 тенге за тонну. Как выяснили представители антимонопольного ведомства, причиной таких ценовых колебаний стали ограничение доступа к ресурсам акционерного общества и высокая надбавка посредников.

Для изменения ситуации разработчиком было принято решение об объединении двух законов — «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» и «О недобросовестной конкуренции», двух постановлений Правительства и восьми нормативных правовых приказов антимонопольного органа.

Как сообщил председатель Агентства по защите конкуренции (АЗК) Мажит Есенбаев, в новом законе предусмотрен отказ антимонопольного органа от проведения проверок. «Выявление и доказывание фактов нарушений антимонопольного законодательства агентство будет осуществлять в рамках проведения расследований, основанием для которых будут служить результаты анализов товарных рынков и действий субъектов рынка. При этом плановых расследований не предусмотрено», — сообщил он.

Кроме того, в документе дается определение принципов добросовестной конкуренции, прописываются случаи допустимости соглашений или согласованных действий субъектов рынка, оговариваются схемы взаимодействия антимонопольного органа с регулирующими и правоохранительными органами.

К наиболее гуманным нормам законопроекта международные эксперты отнесли освобождение от ответственности в связи с деятельным раскаянием. То есть в тех случаях, когда участник рынка добровольно сообщает антимонопольному органу об участии в совершенном или готовящемся антиконкурентном соглашении. При условии, если при этом субъект рынка на протяжении всего расследования «снабжает» антимонопольщиков полной и достоверной информацией о нарушениях и добровольно возмещает потребителям ущерб, причиненный в результате совершения данных нарушений.

По словам Мажита Есенбаева, решение об освобождении от ответственности будет приниматься только судом по ходатайству антимонопольного органа.

Представитель Европейского банка реконструкции и развития Жан Альберт, принимавший участие в ходе «круглого стола», отметил, что эта норма будет способствовать более эффективной борьбе с нарушениями антимонопольного законодательства.

Зарубежный специалист напомнил, что аналогичная практика применяется во многих странах, в частности, в США, государствах Евросоюза, Японии и Сингапуре. «Антимонопольная организация будет иметь возможность с помощью раскаявшихся участников антиконкурентных действий получить те данные, которые очень сложно получить путем расследования, — сообщил он. — Эта норма позволит еще более эффективно обеспечивать развитие конкуренции на казахстанских рынках».

В свою очередь, эксперты Всемирного банка посчитали нужным внести «некоторые коррективы» в текст обсуждаемого закона. В частности, они считают необходимым устранить необоснованный и подавляющий конкуренцию контроль за действиями предпринимателей, четко прописать полномочия и порядок взаимодействия антимонопольного и регулирующих органов и определить метод «кнута и пряника»: то есть, с одной стороны, стимулировать развитие здоровой конкуренции и поощрять бизнес-активность, с другой стороны, увеличить санкции за отдельные виды нарушений антимонопольного законодательства.

Правительство намерено внести данный законопроект в Парламент в начале осени, когда депутаты приступят к работе в рамках второй сессии четвертого созыва.

Между тем Премьер поручил создать при Кабмине специальный совет по конкуренции. «Его надо сделать компактным, не больше девяти человек, 2-3 человека от Правительства, 6 — от частного сектора, по примеру комиссии по малому и среднему бизнесу, — заявил Карим Масимов. — Он у нас де-юре, на бумаге, существует, а в жизни пока не работает».

02.09.2008

БОТАГОЗ ИСКАКОВА, www.kn.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.