Налетай – подешевеет

В минувшем сентябре социально-предпринимательская корпорация (СПК) «Сарыарка» и ТОО «Термо-Пласт-2006» объявили о запуске нового проекта: они намерены выпускать строительные материалы из полистирола в Кокшетау.

Налетай – подешевеет

Падение доходов при одновременном росте цен заставляет строителей и население делать выбор в пользу дешевых импортных стройматериалов.

В минувшем сентябре социально-предпринимательская корпорация (СПК) «Сарыарка» и ТОО «Термо-Пласт-2006» объявили о запуске нового проекта: они намерены выпускать строительные материалы из полистирола в Кокшетау. «Проект нацелен на производство импортозамещающего строительного материала и обеспечение внутреннего рынка высококачественной продукцией. Аналогов по производству пенополистирольной продукции в регионе не имеется», – указывается в распространенном сообщении СПК.

Сырье для завода намерены закупать в России и Китае. Как пояснил директор департамента бизнес-проектов СПК Кайрат Бектургенев, до сих пор в Казахстане распространена обратная практика: сырье для производства стройматериалов продается за границу и затем попадает обратно в Казахстан уже в виде готовой продукции. Действительно, по данным Центра маркетинговых и аналитических исследований, сейчас отечественные предприятия способны обеспечить внутреннюю потребность лишь в строительных материалах первичной обработки. Добавленная стоимость при их переработке в готовые товары остается за рубежом. Более того, Казахстан импортирует даже такие виды стройматериалов, как песок, цемент, глина, кирпич, гранит, мрамор – то, что мы не только можем производить самостоятельно, но и чем вполне способны насытить внутренний рынок. И в ближайшие годы объемы импорта, вероятнее всего, увеличатся – причем прежде всего в сегментах дорогих и дешевых стройматериалов, за счет среднего ценового сегмента.

Местному не доверяем

Кризис в строительном секторе не мог не сказаться на объемах производства и продаж стройматериалов в РК. Правда, влияние это неоднозначно, как неоднозначен и сам кризис. По данным Агентства по статистике, за первое полугодие 2008 года в Казахстане в эксплуатацию было введено 3,2 млн кв. м жилья – на 7,7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. На фоне снижения физического объема выросли денежные показатели: за те же первые шесть месяцев объем строительных работ составил 874,3 млрд тенге – на 7% больше, чем за январь–июнь 2007 года.

Соответственно и рынок стройматериалов вырос в денежном выражении. За первое полугодие 2008 года рост производства составил 16%. Правда, за счет лишь двух сегментов: пластмассовых изделий и металлических труб строительного сортамента. По остальным материалам же наблюдалось сокращение производства.

Неравномерность выпуска и сбыта видна и в территориальном разрезе. Если в главных городах страны сокращение темпов строительства происходит уже год, то, например, запад Казахстана таких затруднений не испытывает. Не случайно при участии СПК «Батыс» здесь планируется создание предприятий по добыче кирпичного сырья и его переработки общей мощностью на 2011 год 20 млн кирпичей. Но все же местные строители предпочитают импорт. По словам менеджера отдела продаж маркетинговой группы «Текарт» Натальи Ханевской: «Ввиду значительного промышленного потенциала и его активного освоения здесь в максимуме требуются стройматериалы именно такого рода – пластмассовые трубы, массивные металлоизделия. Производства здесь ответственные, поэтому все больше материалов завозится из-за рубежа. Казахстанские, по большому счету, не подойдут по ряду требований по качеству».

Экономия на всем

Как выяснилось, и в других регионах страны строители все чаще выбирают импортные материалы. Если за весь 2007 год в Казахстан было ввезено стройматериалов на 2,26 млрд долларов, то только в первом полугодии нынешнего года объем импорта стройматериалов в денежном выражении составил 7,2 млрд, причем показатель вырос не только за счет удорожания строительных материалов, но и за счет увеличения физического объема импорта. В основном это трубы и металлоконструкции из черных металлов, стержневая арматура, сортовой металлопрокат, цемент, краски и лаки, керамические плитки и плиты, стекло листовое, минеральная вата, санфаянс и инженерное оборудование.

Особо следует отметить китайских поставщиков. Они умело пользуются рыночными изменениями и точно угадывают предпочтения потребителей. Цены их материалов в разы меньше, чем других поставщиков нашего рынка. Вообще, если пройтись по каталогам большинства поставщиков Алматы, то там сплошь китайские товары. Ценовой демпинг со стороны производителей из КНР наряду с сокращением спроса способствовал тому, что стоимость стройматериалов в нынешнем году рос медленнее инфляции. Она в годовом выражении составляет 8%. При этом в среднем цена стройматериалов с января по август выросла на 5–7%. Гипсокартон подорожал лишь на 4%, керамический кирпич практически не изменился в цене. Заметно прибавили арматура (на 15–18%) и лакокрасочные материалы (на 15–20%).

Неудивительно, что поставщики качественных и дорогих материалов и оборудования жалуются на сокращение продаж. Датский концерн Grundfos – один из мировых лидеров в производстве насосного оборудования – по итогам первых четырех месяцев зарегистрировал почти 50−процентное снижение продаж в строительном секторе. Такие факты говорят об изменении подхода к строительству. Заместитель генерального директора компании «Имсталькон» Виктор Альбрехт говорит: «Приходится констатировать, что в ходу нынче недорогие материалы».

Нам – что подороже

Впрочем, некоторые участники рынка отмечают, что колебания спроса, напротив, в наименьшей степени сказались на высшем ценовом сегменте. По словам Виктора Соскина из ТОО «Ламэд», тенденция снижения продаж в наименьшей степени затронула сегмент качественных высокотехнологичных товаров даже с учетом того, что в целом физические объемы продаж существенно снизились. «В числе наиболее актуальных тенденций следует отметить рост числа квалифицированных потребителей, которые хотят использовать качественные инструменты и материалы. В связи с этим можно предположить, что сложности, возникшие на строительном рынке, пойдут на пользу отрасли, поскольку все те, кто оказался в этой сфере деятельности случайно, отсеются, а на плаву останутся сильнейшие – игроки, которые смогли приспособиться к изменившимся условиям», – считает г-н Соскин. «Сегодня рынок демонстрирует значительный спрос на качественную продукцию, в первую очередь зарубежного производства. Конечный потребитель на практике убедился в том, что лучше один раз купить качественное дорогое изделие и гарантировать себе комфорт и безопасность его эксплуатации, нежели по нескольку раз решать проблему замены выходящих из строя устройств», – вторит инженер по продажам департамента низковольтного отдела компании АВВ Рамиль Нурпейсов.

О подобных тенденциях говорили и участники последней выставки KazBuild. По словам представителей ТОО «FantASIA Engineering», несмотря ни на что устойчиво развивается рынок вентиляции и кондиционирования, при этом среди потребителей – как компаний, так и частных лиц – прослеживается тенденция к выбору качественной продукции.

Будущее – за китайцами

Судя по всему, в ближайшее время на рынке стройматериалов усилится сегментирование. Часть потребителей, испытывающих сложности с финансированием, будет все больше ориентироваться на дешевую продукцию. Застройщики, делающие ставку на строительство дорогого жилья, будут, соответственно, поддерживать дорогой сегмент. И там, и там усилится присутствие китайских поставщиков, которые продолжат заполнение местного рынка своим товаром, параллельно повышая его качество и вытесняя производителей из Казахстана, России, Германии и других стран.

13.10.2008

Салауат Рахметов, www.expert.ru

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.