Перекройка столичного генплана

Власти Астаны в очередной раз перекраивают генеральный план застройки главного города страны. В течение последних 10 лет этот стратегический документ менялся трижды. С таким достижением казахстанская столица может по праву войти в Книгу рекордов Гиннесса.

Власти Астаны в очередной раз перекраивают генеральный план застройки главного города страны. В течение последних 10 лет этот стратегический документ менялся трижды. С таким достижением казахстанская столица может по праву войти в Книгу рекордов Гиннесса

Первый генплан новой столицы, рассчитанный на срок до 2005 года, касался в основном реконструкции старого города. Его авторами, местными проектировщиками, предлагалось создание основных транспортных узлов, связывающих старый центр с новым. Именно в первом документе были впервые предложены пробивка улицы Сарыарка и возведение моста.

Впоследствии за разработку генерального плана столицы взялась группа из Саудовской Аравии «Сауд Бин Ладен групп». Пересмотр данного документа был на тот момент очень важен, поскольку никто не хотел инвестировать средства в застройку Астаны и ее инфраструктуру без солидного плана развития города. А государство тогда очень нуждалось в деньгах, так как столица только переезжала из Алматы.

Решение привлечь к разработке генплана архитекторов из Саудовской Аравии было принято Правительством. Разработчики запросили за свою работу 11 миллионов долларов США. В итоге сговорились на том, что «Сауд Бин Ладен групп» получит около 20 земельных участков общей площадью в 700 гектаров в старой и новой частях города.

Однако власти не стали останавливаться и на этом. Вскоре было принято решение организовать международный конкурс с хорошим призовым фондом для привлечения в столицу лучших архитекторов-градостроителей из других стран. В конкурсе участвовало 27 коллективов из 12 стран. Победил проект известного японского архитектора Кисё Курокавы. Его главные работы отмечены множеством наград в Японии, Франции, США, Великобритании, а также в Китае.

Среди наиболее известных проектов Кисё Курокавы — городской музей в Нагое, торговый центр Convention Center (знаменитый Grand Cube) в Осаке, здание Музея современного искусства в Хиросиме, стадион «Тойота», новое здание музея Ван Гога в Амстердаме, международный аэропорт в Куала-Лумпуре. Первая постройка Курокавы — так называемый «капсульный» небоскреб Nakagin Capsule Tower в Токио — признана лучшим произведением новой школы и включена в список всемирного архитектурного наследия DOCOMOMO International.

Выступая на торжественном собрании, посвященном 10-летию Астаны, Президент отметил: «Вспоминая в эти праздничные дни Кисё Курокаву, которого, к сожалению, нет с нами, хочу сказать, что его дар столице, дар народу Казахстана останется навеки. И мы обязательно увековечим память этого великого зодчего».

По эскиз-идее Кисё Курокавы, на которой основан нынешний генплан Астаны, город застраивается в двух направлениях: наряду с преображением старой его части ведется освоение свободных территорий на левобережье Есиля. Проект отличался тем, что его автор рассматривал город как живой организм в гармонии с природой.

Финансировать разработку нового генерального плана взялось Японское агентство по международному сотрудничеству. На эти цели было выделено

8 миллионов долларов. Агент-ство выдвинуло требование, что-

бы вместе с японцами над генеральным планом работали и казахстанцы.

Самая большая проблема нового центра, который по видению японского зодчего, должен был появиться на левом берегу, заключалась в отсутствии там какой-либо инженерной инфраструктуры. Никто не хотел брать участки под застройку на левобережье. Идея строительства нового центра могла остаться только на бумаге. Президент был вынужден буквально насильно раздать участки под застройку первых объектов: Президентская резиденция, Министерство обороны, Министерство иностранных дел, Национальная библиотека, архив, группа зданий «Казмунайгаза». Эти здания должны были положить начало новому центру столицы. Но даже когда началось их строительство, инвесторы сомневались в состоятельности проектов. Сегодня же, напротив, застройка на левобережье ведется заметно активнее, чем ее планирование.

Недавно глава государства поручил переделать генплан столицы. Сказано — сделано. Депутаты городского маслихата на прошедшей XXV внеочередной сессии единогласно одобрили проект «Первый этап корректировки генерального плана города Астаны».

Как оказалось, расчеты архитектора Кисё Курокавы оказались ошибочными. На момент появления генерального плана застройки в столице проживало 319 тысяч человек, а ее площадь составляла 258 квадратных километров. По прогнозам Японского агентства по международному сотрудничеству, численность населения в Астане к 2010 году должна была составить 500 тысяч, к 2030 — максимум 800 тысяч человек. Однако с 1997-го по 2004 год население столицы возросло в 1,7 раза, достигнув 510,5 тысячи человек. А по состоянию на 1 апреля 2008 года оно превысило цифру в 610 тысяч. При этом Астана сегодня занимает площадь 710,2 квадратных километра.

По прогнозам городских чиновников, на конец 2011 года в столице будет проживать 770 тысяч, в 2020 — 1,1 миллиона, а к 2030 году — 1,2 миллиона человек. Под эти «мерки» и будут корректировать генплан города, который уже сегодня не выдерживает нагрузок возросшего в 10 раз автотранспорта. Все это отражается на экологии.

— Основным направлением при этом остается жилищное строительство. В текущем году мы выходим с показателем более 1,2 миллиона квадратных метров жилья, что на 10 процентов больше, чем в прошлом году. Естественно, объем жилья, которое должно быть возведено в течение 2009-2011 годов, ориентирован на то количество населения, которое будет прибывать в столицу, — отметил аким столицы Имангали Тасмагамбетов, презентуя депутатам маслихата проект «Первый этап корректировки генерального плана города Астаны».

В соответствии с предложенными изменениями, центральная идея генплана столицы, построенная на основе линейно развивающейся структуры, включенной в систему радиально-кольцевых магистралей, сохранится. Корректировке не будет подвергнута внешняя кольцевая магистраль К1, которая ограничивает границу города и соединяет радиальные скоростные магистрали с дорогами республиканского значения, такими как Астана — Алматы, Астана — Кокшетау, Астана — Павлодар, Астана — Костанай. Что касается предложенных ранее двух внутренних кольцевых дорог, то в новом генплане предлагается их объединение в одну связующую магистраль, проходящую по улицам Бейсекова, Угольная, 14 магистраль и Сарайшык.

«Развитие городской территории предполагает лучеобразное формирование по магистральным улицам, связывающим столицу с пригородной зоной. В генплан вносится идея полицентричного развития, для чего будет сформировано несколько центров планировочных районов», — сообщил первый заместитель директора ГКП «НИПИ генплана города Астаны» Нуржан Анаркулов.

По словам Имангали Тасма-гамбетова, параллельно со строительством развязок необходимо введение альтернативного, легкорельсового вида транспорта.

Немаловажный вопрос для Астаны — строительство ТЭЦ-3. Градоначальник обозначил конкретные сроки завершения этого проекта — к концу 2011 или к началу 2012 года.

Что касается ближайшей перспективы, то в генплане необходимо предусмотреть строительство школ и детских садов, острая нехватка которых с каждым годом становится все ощутимее. «В течение трех лет мы должны снять проблему нехватки школьных, дошкольных учреждений. В этом направлении нам потребуется очень серьезно поработать», — заметил аким столицы.

В отношении одного из основных и принципиальных изменений генплана — идеи полицентричности — политика меняться не будет. Глава города убежден, что в Астане сегодня необходимо создавать современные и развитые центры, «которые позволят людям экономить время и пользоваться социальными услугами».

04.11.2008

Анна Романова, www.kn.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.