Бюджетные ножницы

Мировой кризис добрался до казахстанского бюджета. Правительство изменило основные макроэкономические прогнозы на пятилетний период и уменьшило республиканский бюджет на предстоящие три года. Резкое падение цен на сырье, в первую очередь, на нефть и металл ...

Мировой кризис добрался до казахстанского бюджета. Правительство изменило основные макроэкономические прогнозы на пятилетний период и уменьшило республиканский бюджет на предстоящие три года

Резкое падение цен на сырье, в первую очередь, на нефть и металл, заставило Кабинет министров пересмотреть свои планы по развитию страны и внести существенные коррективы в главный финансовый документ — республиканский бюджет. Ситуация на мировых рынках продолжает оставаться тревожной, а экономика Казахстана пока еще ориентирована на экспорт, причем сырьевых товаров. И поскольку цены на сырье упали, госказна уже не может располагать запланированными прежде суммами, поэтому Правительству пришлось сделать нелегкий выбор, определив приоритетность разработанных бюджетных программ.

Стоит отметить, что нынешнее рассмотрение республиканского бюджета вполне может претендовать на звание исторического. Во-первых, проект «гроссбуха страны» впервые был сверстан на трехлетний период — на 2009-2011 годы. Во-вторых, Кабмин изменил основные параметры бюджета уже после рассмотрения документа одной палатой Парламента. Ну и, в-третьих, отдельный рекорд поставили парламентарии, приняв измененный бюджет за два дня.

Изменения бюджетных параметров коснулись практически всех статей, исключая лишь социальную сферу. Так, Правительство снизило прогноз мировых цен на нефть, снизив его с планировавшихся ранее 60 долларов за баррель до 40 долларов в 2009 году и до 50 долларов — в последующие годы.

Значительно снижен и прогноз темпов роста экономики: с первоначальных 5-7 процентов ежегодно до 2,7-4,1 процента. ВВП на душу населения, по расчетам Правительства, к 2013 году достигнет более 13 тысяч долларов (до этого планировалось, что этот показатель составит 15737 долларов).

Снижены и прогнозы объемов производства в различных отраслях экономики. В частности, Правительство ожидает, что среднегодовой прирост объема промышленной продукции в 2009-2013 годах составит 2,9, прирост валовой продукции сельского хозяйства — 3,2 процента. Среднегодовой прирост объема строительных работ ожидается на уровне 2,3 процента.

Уровень инфляции, по прогнозам Правительства, будет постепенно снижаться и зафиксируется к 2013 году в коридоре 5,5-7,5 процента.

Прогноз доходов республиканского бюджета на 2009 год снижен на 301 миллиард тенге. Это произошло в основном из-за снижения макроэкономических показателей (151 миллиард) и за счет расширения в проекте нового Налогового кодекса инвестиционных преференций на весь несырьевой сектор экономики (60 миллиардов). Кроме того, из-за снижения деловой активности был значительно сокращен прогноз поступления корпоративного подоходного налога и налога на добавленную стоимость: в первоначальном проекте бюджета планировалась сумма в размере 90 миллиардов тенге, однако Правительство решило сократить ее до 70 миллиардов в следующем году.

Естественно, снижены параметры доходной и расходной частей бюджета. Так, на 2009 год доходная часть бюджета определена в сумме 2,86 триллиона тенге, на 2010-й — 3,19 триллиона и на 2011 год — 3,47 триллиона. Общий объем расходов запланирован в размере 3,43 триллиона на 2009 год, 3,85 и 3,99 триллиона — на 2010 и 2011 годы соответственно.

Принципиальный момент, на котором заостряли внимание члены Правительства, представляя измененный бюджет: все программы и проекты, финансирование которых сейчас сокращено, все равно будут реализованы. Но на сегодняшний день Кабмин вынужден расставлять приоритеты и выбирать лишь те проекты, без которых страна действительно не может обойтись. Все остальное отложено — до лучших времен.

В частности, на 53 миллиарда тенге сокращены расходы на строительство новых объектов, обеспечивающих деятельность государственных органов, включая объекты недвижимости за рубежом. На 35 миллиардов (в целом на три года) урезаны капитальные расходы, направленные на материально-техническое оснащение и капитальный ремонт государственных органов и учреждений. Сокращен и резерв Правительства: на 32,4 миллиарда тенге в 2009 году, на 35 миллиардов в 2010 году и на 36,4 миллиарда — в 2011 году.

Под сокращение попали и планы по строительству целого ряда объектов. В частности, решено продлить по 2012 год возведение комплекса зданий для размещения полицейского полка, охраняющего дипломатические представительства в Астане. Приостанавливается запланированный на 2010 год проект по строительству авиационной базы в столице. Два миллиарда тенге срезано с программы создания в регионах физкультурно-оздоровительных комплексов. Принято решение о переносе этих проектов на следующие годы. Десятки миллиардов сняты с бюджетных программ по подготовке проектно-сметной документации строительства объектов туризма и технико-экономических обоснований по бюджетным инвестиционным проектам.

Вместе с тем, по ряду прорывных проектов Правительство пересмотрело схемы финансирования. Это, в частности, строительство Балхашской ТЭС, атомной электростанции в городе Актау, газохимического комплекса в Атырауской области. Данные проекты предлагается как в целом, так и частично профинансировать за счет выделяемых на поддержку экономики из Национального фонда 10 миллиардов долларов.

Единственное, что осталось в бюджете неизменным, — это социальная сфера. Ее Правительство намерено реализовать в полном объеме, и даже кризис на это намерение не повлияет. Напомним, что предусматривается увеличение зарплат работникам бюджетной сферы и средних размеров пенсий ежегодно на 25 процентов в 2009-2010 годах и на 30 процентов — в 2011 году. Государственные социальные пособия будут расти в среднем на 9 процентов в год. В 2010 году планируется повысить размер единовременных пособий на рождение четвертого и более ребенка, ввести пособие родителям, опекунам, воспитывающим детей-инвалидов, размер которого в 2009 году составит 14548 тенге, в 2011 году — 15639.

В полном объеме планируется реализовать и президентскую программу «100 школ, 100 больниц». В рамках этого проекта запланировано строительство и реконструкция дошкольных организаций, объектов начального, основного среднего и общего среднего образования. Также заложено финансирование проведения капитального ремонта учебных корпусов и общежитий государственных высших учебных заведений.

В Правительстве убеждены, что все планы и проекты будут реализованы в любом случае. Кризис не может длиться вечно, и как только ситуация в мировой экономике стабилизируется, все программы и проекты будут возобновлены в полном объеме.

02.12.2008

Маржан Сагындык, www.kn.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.