Знания, опасные для жизни

В последние годы в Казахстане качество строительства вызывает больше критики, чем восторга. Причем даже на уровне Правительства. Как недавно заявили в Кабмине, плохое качество постройки учреждений образования может стать одной из причин срыва Государственной программы ...

В последние годы в Казахстане качество строительства вызывает больше критики, чем восторга. Причем даже на уровне Правительства. Как недавно заявили в Кабмине, плохое качество постройки учреждений образования может стать одной из причин срыва государственной программы строительства «100 школ, 100 больниц»

В предвыборной программе партии «Нур Отан» от 2005 года есть обещание построить к 2012 году 100 новых школ и столько же новых больниц. По истечении трех лет Правительство скорректировало эти цифры, пообещав построить даже больше школ, чем было заявлено ранее, — 106. Однако уже сейчас планы срываются по причине недобросовестности строителей.

В 2007-2008 годах начато возведение 219 школ, из которых 106 — в рамках реализации президентской программы «100 школ, 100 больниц». На строительство храмов знаний в республиканском бюджете запланировано 155 миллиардов тенге.

При этом в 2007 году планировалось ввести в строй 65 школ. Однако на деле их число оказалось гораздо ниже — всего 52 (из 6 «программных» школ готовыми оказались только 2). Из 78 объектов образования, которые должны быть сданы в этом году (59 из них по президентской программе), 23 так и не будут завершены до н ового года.

Одной из основных причин задержек глава Министерства образования Жансеит Туймебаев называет некачественное строительство. Зачастую оно побуждает разобрать здание и начать стройку заново. К примеру, в строящейся школе города Кокшетау проверяющие обнаружили свыше 20 некачественных несущих колонн.

На селекторном совещании в Правительстве об основных нарушениях строительных норм рассказал глава Мининдустрии Владимир Школьник. По его словам, проверка качества строительства была проведена на 53 объектах образования в Акмолинской, Жамбылской, Кызылординской и Южно-Казахстанской областях. «На всех строящихся объектах выявлены нарушения», — сообщил министр.

Строители-неучи, или Саботаж знаний

Первое нарушение, озвученное министром, — отступление от проекта. В частности — «нарушение требования строительных норм при строительстве основных несущих монолитных и сборных тонных конструкций, кирпичной кладки, использование не сертифицированных, некачественных и бывших в употреблении строительных материалов». Например, в школе села Жулдыз Южно-Казахстанской области проверяющие обнаружили, что ребристые плиты, использованные при строительстве, уже были в употреблении. «Это не допускается действующими строительными нормами», — сообщил Владимир Школьник.

В большинстве случаев отсутствует заключение лабораторного контроля качества сварных швов. Так, обнаружилось, что в школе на 780 мест поселка Толе би Шуйского района при монтаже монолитных работ не были соблюдены проектные решения по устройству каркаса, не выдерживаются проектные требования для сварных швов. «Это сказывается на качестве монолитной конструкции», — заявил на совещании главный строитель страны.

По его данным, не всегда проводятся лабораторные испытания качества бетона. Например, в школе им. Гайдара на 330 учащихся в ауле Колбастау Жалынского района ЮКО отсутствует заключение лабораторных испытаний на бетонный раствор. «Монолитные перекрытия первого этажа выполнены с нарушением проекта. Толщина перекрытия не соответствует проектному решению», — сообщил министр. А это значит, что существует угроза обрушения перекрытия, что может грозить человеческими жертвами. В первую очередь, жизнями детей.

В Акмолинской области госкомиссией было проверено две школы. Обнаружилось, что прочность монолитных конструкций не соответствует проектным показателям. В поселке Шортанды из 72 проверенных колонн 15 не соответствуют требованиям по прочности бетона и нуждаются в усилении. В новой школе города Шымкента выяснилось, что кирпичная кладка перегородок и стен выполнена с нарушением строительных норм. Кроме того, не соблюдается технология бетонных работ — не уплотняются бетонные смеси, не соблюдается температурно-влажностной режим.

— Практически во всех объектах отсутствуют сертификаты на стройматериалы, — сообщил Владимир Школьник. — Не надлежаще ведется исполнительная техническая документация, не соблюдаются технологии отдельных видов работ.

К примеру, в Кызылординской области проверено 8 объектов. В строящейся школе на 1200 мест не осуществляется промежуточная приемка отвесной конструкции. В школе на 1200 мест в Байконуре нарушается технология монтажа сборных перекрытий.

Систему надо менять!

«Допущенные нарушения являются следствием ненадлежащего контроля со стороны технического надзора заказчика, авторского надзора и органов государственного архитектурно-строительного контроля областных акиматов», — считают в Мининдустрии.

Согласно действующему законодательству в сфере архитектуры, градостроительства и строительства, контроль за качеством строительно-монтажных работ возводимых объектов образования осуществляют органы государственного архитектурно-строительного контроля (ГАСК) местных исполнительных органов. Но, судя по данным проверки, проведенной Мининдустрии по приказу вице-премьера Ербола Орынбаева, наздор осуществляется абы как. Безусловно, представителям заказчика строительства школ и органам ГАСК были даны рекомендации по устранению допущенных (скорее, обнаруженных) нарушений и отклонений от проекта. И настоятельно было рекомендовано ужесточить требования контроля за качеством ведения работ.

Однако эти решения лишь временные. По мнению представителей Министерства индустрии и торговли, проверка качества строительства показала, что пора менять всю систему надзора.

— Местными исполнительными органами выполняются все функции архитектурной, градостроительной деятельности, начиная от принятия решения о строительстве, лицензирования, осуществления контроля за качеством строительства и заканчивая приемкой объектов. То есть они сами строят и сами себя проверяют, — сообщил Владимир Школьник.

Он также рассказал, что его ведомство инициировало внесение изменений в Закон «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан». Эти поправки Правительство поддержало. Согласно законопроекту, за деятельностью местных исполнительных органов по вопросам архитектуры и градостроительства будет осуществлять контроль новый государственный орган. «По существу мы предлагаем, чтобы был какой-то надзор, и можно было проверять, отменять решения и принятие актов, где есть нарушения», — заявил Школьник.

Глава Мининдустрии также предложил вспомнить о международной практике строительства значимых объектов, когда еще до начала стройки назначается дирекция строящегося объекта: «Чтобы кто-то был, кто следит за тем, что делается». Министр считает, что школьного директора надо назначать уже при строительстве самой школы. «Хотя бы он будет беспокоиться, куда он приведет детей. И будет какой-то надзор», — резюмировал глава Мининдустрии.

В общем, неизвестно, что хуже: что задерживается строительство обещанных и разрекламированных 100 школ, 100 больницили что скорость строительства прямо пропорциональна ухудшению их качества. В любом случае, остается только надеяться, что строители непроверенных Министерством индустрии и торговли школ окажутся более «детолюбивыми» и не станут своей некачественной работой угрожать жизням тысяч детей.

09.12.2008

Нурлан Искаков, www.kn.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.