Гарантия строительной доли

Пятьдесят шесть тысяч дольщиков в трехстах пятидесяти жилищных объектах Алматы и Астаны ожидали активных действий со стороны Правительства еще около года назад. Теперь десять тысяч бывших претендентов на квартиры стали новоселами ...

Пятьдесят шесть тысяч дольщиков в трехстах пятидесяти жилищных объектах Алматы и Астаны ожидали активных действий со стороны Правительства еще около года назад. Теперь десять тысяч бывших претендентов на квартиры стали новоселами, а в поле зрения Кабмина осталось 285 строящихся единиц с 46 тысячами дольщиков. Вопросы о комплексе мер по бюджетному финансированию долевого строительства, о том, что уже сделано для разрешения проблемы и как власть намеревается уберечь рынок жилищного строительства от эксцессов кризисного времени, мы адресовали министру индустрии и торговли Владимиру ШКОЛЬНИКУ.

— Как вы знаете, для поддержки дольщиков Правительством увеличено фондирование АО «Казахстанская ипотечная компания» для выкупа прав требований по ипотечным займам у БВУ на 20,5 миллиарда тенге. Деньги выделены из республиканского бюджета, освоено около десяти миллиардов тенге. Увеличение фондирования АО «Казахстанский фонд гарантирования ипотечных кредитов» позволило обеспечить объем принятых гарантий более чем 20 миллиардов тенге, средства полностью освоены.

Активные шаги Правительства в решении проблем финансирования объектов долевого строительства через Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» дали возможность выделить 48,8 миллиарда тенге для Астаны и 46,2 для Алматы. Банки второго уровня перечислили застройщикам более 63 миллиардов для 37 объектов в столице и 17 в Алматы, оставшаяся сумма перечисляется по мере освоения средств и оформления кредитных соглашений.

— Акиматы дали такую информацию: эти деньги позволили застройщикам сдать в эксплуатацию в Астане семь жилых комплексов, а в Алматы три. Сколько их прибавится к концу года? Имеются ли объекты, строительство которых вообще нецелесообразно? И что запланировано сделать с проб­лемными ЖК?

— До конца года планируется завершить строительство на пяти объектах города Астаны, решив этим проблему 676 дольщиков и семи ЖК в Алматы, где получат свое жилье 687 дольщиков. Не забывайте, что застройщиками самостоятельно доводятся 65 объектов долевого строительства, семнадцать запланировано ввести в строй к концу года.

Акиматы также принимают участие в разрешении ситуации: акиму Астаны выделен 41 миллиард тенге для приобретения шести тысяч квартир в объектах долевого строительства, из которых освоено около половины. Заключены договоры выкупа на 6 213 квартир в 47 объектах (6 033 дольщика), из них к концу года планировалось сдать восемь объектов, в строительстве которых участвуют 936 дольщиков. Две тысячи квартир покупают национальные компании.

Проблемные объекты, попав в поле зрения Кабмина, должны будут лишиться такого статуса по мере реализации разработанных мер. Для завершения стройки из резерва Правительства выделено акиму Астаны более 17 миллиар­дов тенге, акиму Алматы — десять миллиардов. В каждом городе начали работу сформированные акиматами уполномоченные ТОО, в зоне влияния, так скажем, которых и те комплексы, строительство которых нецелесообразно из-за нахождения на строительных площадках не выкупленных у владельцев частных строений. Дольщикам будут предложены квартиры в других достраивае­мых жилых комплексах, сдача в строй которых планируется в третьем квартале 2009 года.

А в целом ситуация в регионах по долевому строительству жилья находится на постоянном контроле у местных исполнительных органов. За счет поддержки долевого строительства до конца 2008 года получат квартиры еще около трех тысяч дольщиков, остальные 38 тысяч — в следующем году.

— Владимир Сергеевич, определено ли общее количество нереализованных застройщиками квартир?

— Наше министерство совместно с акиматами вывело такую цифру: всего по республике 34 288 квартир, в том числе в Алматы — 17 334 и в Астане 8 023 квартир без учета объектов АО «Корпорация «Куат».

— Но тогда следует обеспечить именно такое количество ипотечных займов! У министерства есть план?

— Есть план совместных действий Правительства, Национального банка и Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009–2010 годы, и он предусматривает решение проблем на рынке недвижимости. МИиТ полагает, что ипотечные займы будут обеспечены по новой ипотечной программе, предусматривающей конечную ставку для заемщиков на уровне 10,5 процента. Эту программу мы намереваемся реализовать в будущем году.

— В таком случае концепция Государственной программы жилищного строительства на 2008–2010 годы требует изменений...

— И они будут произведены. Для адаптации госпрограммы к изменившимся условиям финансового рынка предлагается произвести ее оптимизацию по следующим направлениям. Во-первых, предлагается 15 миллиардов тенге направить на увеличение объемов строительства арендного жилья. Это позволит дополнительно ввести в эксплуатацию три тысячи квартир. Общий же ввод арендного жилья достигнет 12 процентов от потребности.

— Это покроет потребности граждан, за обеспечение жильем которых отвечает государство, — инвалидов, бюджетников, иных категорий?..

— Сегодня в акиматах состоят в очереди на получение жилья 73,5 тысячи семей (граждан), в том числе 47,7 тысячи — социально защищаемые категории населения и 25,8 — госслужащие и бюджетники. Действующей гос­программой предусмотрено построить для них 5 900 квартир (479,8 тысячи квадратных метров) — восемь процентов от имеющейся потребности. Необходимые на эти цели 15 миллиардов тенге могут быть высвобождены за счет внутрибюджетного перераспределения средств.

— В регионах, также как в Астане и Алматы, ведутся разговоры о том, что местным застройщикам не выгодна регламентированная стоимость строительства — 56 515 тенге за квадратный метр. Готово ли Правительство сбалансировать ситуацию? Имеет ли МИиТ соответствующие расчеты?

— Мы действительно получаем сведения из регионов касательно несогласия застройщиков с указанной стоимостью квадрата. К примеру, в Атырауской области строительные компании не выказывали желания участвовать в конкурсах на строительство арендного и кредитного жилья, называя причиной стоимость — 56 515 тенге за квадратный метр. Однако в той же области в 2009—2010 годах 558 граждан (семей) не смогут купить или получить жилье (кредитного жилья — 291 квартира при подтвержденной платежеспособности в банках второго уровня 555 семей, арендного жилья — 267 квартир при очереди на получение жилья 2 320 семей).

Мы полагаем возможным разрешить акиматам строить арендное и кредитное жилье по средней сложившейся стоимости строительства жилья в регионе, определяемой по данным Агентства по статистике. При этом реализацию кредитного жилья гражданам следует производить по фиксированной цене, а разницу между стоимостью строительства и стоимостью реализации покрывать за счет средств местного бюджета. Также мы считаем, что оптимизация гос­программы в целом положительно скажется на ситуации в регионах в сфере жилищного строительства. При этом возможны корректировки объемов вводимого жилья в зависимости от текущего состояния финансового сектора.

— Чего ожидать в отношении законодательства, регламентирую­щего рынок жилищного строительства? Как известно, действовавший два года (с первого января 2007 года) закон о долевом строительстве пресек возможность выхода на рынок маломощных компаний, не имеющих достаточного финансового обеспечения и соответствующей материально-технической базы, но не уберег от нежелательных колебаний и махинаций.

— В рамках рабочей группы Мажилиса отрабатываются изменения и дополнения, предусматривающие увеличение количества степеней защиты дольщиков с 16 до 21. В законопроекте предлагается изменение состава участников долевого строительства жилья.

По действующему закону в процессе строительства участвует застройщик и дольщик. Количество участников по новому проекту закона увеличивается до четырех — застройщик, дольщик, банк-агент и инвестор. При этом банк-агент может одновременно выступать в качестве инвестора. Законопроектом даются определения дополнительных участников долевого строительства.

Так, банк-агент — это банк второго уровня, который на основании трехстороннего договора с дольщиком и застройщиком принимает на депозит деньги дольщиков и перечисляет их застройщику после ввода в эксплуатацию жилого дома.

Инвестор — участник рынка, обеспечивающий финансирование застройщика в форме кредитов. При этом застройщик не сам участвует в долевом строительстве, а создает проектную компанию на каждое жилое здание.

Изменяется порядок лицензирования акиматами проектной компании, который будет производиться на основании разовой лицензии на каждое жилое здание в два этапа. Первый этап: шесть месяцев при наличии не менее чем трехлетнего опыта работы, ста квартир, сданных в эксплуатацию, земельного участка, утвержденной проектно-сметной документации и других обязательных условий. Второй — лицензия выдается на срок до утверждения акта ввода в эксплуатацию жилого здания при наличии завершенного нулевого цикла строительства жилого дома, вкладов дольщиков в банке-агенте в сумме не менее 20 процентов от стоимости строительства, соглашения с инвестором о финансировании строительства в полном объеме с учетом собственных средств.

Наша справка: К завершению 2008 года по всем источникам финансирования введено в эксплуатацию около шести миллионов квадратных метров общей площади жилых домов, по темпам строительства жилья также наметилась тенденция в сторону увеличения. Так, за семь месяцев 2008 года жилья было введено 92 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, за восемь месяцев — 93 процента, за девять месяцев — 96 процентов, за десять месяцев — 101,7 процента, за одиннадцать месяцев —102,4 процента. Однако в двух регионах объем введенного в эксплуатацию жилья по всем источникам финансирования не достиг уровня соответствующего периода прошлого года (Павлодарская — 83 процента, Южно-Казахстанская — 57 процентов).

23.12.2008

Ирина Нос, www.kazpravda.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.