Неэкономная политика

Главным препятствием для установки монополистами приборов учета тепловой энергии и воды является то обстоятельство, что жителям старого жилого фонда невыгодно оплачивать фактически потребленные блага цивилизации. Так утверждают поставщики услуг, оправдывая невыполнение требований закона ...

Главным препятствием для установки монополистами приборов учета тепловой энергии и воды является то обстоятельство, что жителям старого жилого фонда невыгодно оплачивать фактически потребленные блага цивилизации. Так утверждают поставщики услуг, оправдывая невыполнение требований закона, обязывающего их до 1 января 2009 года установить счетчики во всех многоквартирных домах страны. Однако антимонопольщики с такой постановкой вопроса не согласны

Напомним, что по действующему Закону «О естественных монополиях» поставщикам услуг был отведен трехлетний срок для установки общедомовых приборов учета тепловой энергии и индивидуальных приборов учета воды. Время истекло, а ситуация со счетчиками мало изменилась.

В конце декабря в Астане был проведен «круглый стол» «Подходы к стимулированию в повышении энергоэффективности и сокращению потерь тепловой энергии в секторе жилых зданий», организованный программой развития ООН совместно с объединением «Казахстанская ассоциация теплоснабжающих организаций».

Граждане платить отказываются

Как сообщила в ходе встречи советник генерального директора ТОО «Аста-наэнергосбыт» Гульнара Бекжигитова, компанией в прошлом году были закуплены приборы учета тепловой энергии. Однако, учитывая высокую затратность этого проекта, без заключения договоров с потребителями теплоснабжающие организации понесут огромные убытки. Ни КСК, ни жители квартир, в домах которых планируется установить счетчики, не желают брать на себя обязательств по содержанию приборов учета.

Представитель компании «Астана-энер-госбыт» в этой связи привела в пример печальный опыт конца 90-х, когда приборы учета «из-за отсутствия правового регулирования вопроса сохранности и ответственности за прибор» просто-напросто срывались.

Один из участников «круглого стола» Александр Энтин, который в 1997-98 годах был ответственным за установку 724 приборов учета тепловой энергии, напомнил, что не прошло и года, как их начали уничтожать сами же жильцы домов, в которых они были установлены.

— Хорошо, сейчас нового жилья много настроили. Свежие стены, свежая изоляция, — отметил он. — А возьмите так называемый ленинградский дом. Какой объем тепла нужно подать в это помещение, чтобы нагреть его до 20 градусов? — Естественно, выше. И когда наши жильцы стали получать счета за потребленную тепловую энергию, в рядом стоящем доме без прибора учета (точно таком же — 60-квартирном пятиэтажном доме) платили 51 тенге за квадратный метр, а с прибором учета — 78. Все знают, где находится элеватор, подвалы не закрывались в то время. Шли и уничтожали все.

Александр Энтин убежден, что именно по этой причине бесполезно заключать договор с каждым квартиросъемщиком. Кроме того, это очень сложно сделать технически. «Даже если есть сознательные жильцы в доме, их окажется всего 20 процентов. У остальных или нет времени, или нет денег, или просто человек настолько аморфный, что ему не хочется ничем заниматься», — подчеркнул умудренный печальным опытом специалист.

«Судный день» наступил

В свою очередь, представители антимонопольного органа считают, что проблема упирается исключительно в нежелание поставщиков услуг устанавливать приборы учета. «Я говорю, что отсутствует заинтересованность. Если бы монополисты захотели, если бы норма платы по нормативу была 60 тенге, а фактически выходила бы 70 тенге, теплоснабжающая организация первой бежала бы устанавливать приборы учета. Они заставляли бы насильно их устанавливать, — отметил начальник столичного департамента Агентства РК по регулированию естественных монополий (АРЕМ) Абзал Естаев. — Три года давалось теплоснабжающим организациям, они этим не воспользовались. Только сейчас поднимают проблему о том, что якобы нет механизма, но это неправильно. Мы действие данной нормы нарушать не будем. Просто с 1 января будем принимать адекватные меры реагирования в отношении субъектов естественных монополий (СЕМ), которые не выполняют нормы законодательства».

Такая позиция госорганов во многом опирается на данные исследований. По подсчетам Агентства РК по статистике, при использовании приборов учета при неизменном тарифе за счет экономии платежи по холодной, горячей воде и по теплу снижаются до 40 процентов. Тем не менее, на начало 2008 года в республике оснащенность индивидуальными счетчиками холодной воды составила 58,3, горячей воды — 57,7 процента, общедомовыми приборами учета тепловой энергии — 14 процентов.

КСК — «слабое звено»?

Тем временем организаторы проекта «Устранение барьеров для повышения энергоэффективности коммунального теплоснабжения», инициированного программой развития ООН и Глобального экологического фонда (ГЭФ), считают, что главным препятствием для установки приборов учета являются… КСК. Причем в этом вопросе КСК не всегда выражают мнение самих владельцев квартир. «Чаще всего КСК существуют отдельно, жители — отдельно, — сделал вывод эксперт проекта ПРООН/ГЭФ Александр Белый. — Это может быть связано с тем, что КСК управляют сторонние люди, которые не живут в этом доме, не знают его проблем».

Называя КСК «наиболее слабым звеном в процессе повышения эффективности потребления тепловой энергии и сокращения тепловых потерь», эксперт в то же время привел не слишком оптимистичные данные исследований, проведенных в рамках данного проекта.

Как говорится в отчете представителей международной организации, на сегодняшний день «ни поставщики тепла, ни государственные органы не заинтересованы в выполнении закона об энергосбережении. Основная причина этого заключается в том, что снижение потребления тепла скажется на резком уменьшении доходов поставщиков тепла, что, в свою очередь, отразится и в уменьшении поступлений в бюджет».

Опрос, проведенный в прошлом году среди 150 жителей Астаны и 300 жителей Алматы, показал, что оплата отопления по счетчикам распространена слабо, подавляющее число опрошенных лиц в настоящее время производят ее по общему тарифу. В Астане практика оплаты за тепло по общедомовому счетчику распространена несколько больше, чем в Алматы, —17 процентов против 11 процентов.

Среди основных барьеров, препятствующих более эффективному формированию энергосберегающей системы, значатся отсутствие комплексного подхода при внедрении энергосберегающего оборудования, слабое финансирование теплосберегающих мероприятий, отсутствие специализированного органа, который занимался бы решением вопросов энергосбережения, и стимула к энергосбережению среди потребителей тепла. На это международные эксперты и советуют обратить особое внимание.

В структуре конечной цены регулируемая агентством доля составляет: в отраслях теплоснабжения и водоснабжения — 100 процентов, на железнодорожном транспорте — 46 процентов,

в энергетике — менее 40 процентов (с учетом доминатов около 60 процентов), в газоснабжении —

17-18 процентов (с учетом доминатов около 35 процентов).

По информации Агентства РК по статистике на 2006 год, 55 процентов жилищного фонда республики оборудовано водопроводом, 39 процентов — централизованным отоплением, 34 процента — горячим водоснабжением, 54 процента — канализацией. Однако изношенность сетей составляет от 60-70 процентов, а в ряде регионов

эта цифра достигает 90 процентов.

По информации АРЕМ, уровень нормативных технических потерь

в водохозяйственных системах республики доходит сегодня до 60 процентов, уровень нормативных потерь электроэнергии в электрических сетях достигает 22,

а в тепловых сетях — 33 процентов. Затраты на компенсацию только нормативных потерь занимают в тарифе до 50 процентов.

06.01.2009

Гульбахыт Джамбуршина, www.kn.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.