Пандусы – для альпинистов, сигнализация – для комиссий

Требования по доступности для инвалидов, а также нормы противопожарной безопасности при строительстве новых зданий промышленного, общественного, жилого назначений и при их реконструкции начали выполняться. Но так, что подобные интерпретации СНиП нельзя поставить в зачет.

Требования по доступности для инвалидов, а также нормы противопожарной безопасности при строительстве новых зданий промышленного, общественного, жилого назначений и при их реконструкции начали выполняться. Но так, что подобные интерпретации СНиП нельзя поставить в зачет

Городская прокуратура провела проверку применения законодательства об архитектурно-строительной деятельности в части приемки в эксплуатацию гражданских и промышленных объектов за 2006-2008 годы. За это время введено 904 объекта, из них 154 жилых дома. По результатам проверки выявлено множество нарушений, среди которых, как говорится в итоговом отчете надзорного органа, «отсутствие полноценной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения», несоблюдение правил пожарной безопасности при приемке объектов и отсутствие необходимого количества парковочных мест, зон отдыха и площадок для игр.

Пандус как формальность

Сколько строится Астана, столько и звучат просьбы инвалидов о сооружении пандусов к общественным учреждениям, магазинам, жилым домам. Требования эти официально оформлены и должны выполнятся. В частности, пандус должен иметь уклон не более 10 градусов, а ширина его должна быть не меньше 1 метра. По проверкам городской прокуратуры выяснилось, что либо никто и не собирается выполнять эти нормы, либо строители плохо разбираются в величинах углов.

В микрорайоне Аль-Фараби, дом 19б, пандус имеет уклон 57 градусов при длине 2,37 метра. Это здорово для экстремальных роллеров, скейтбордистов и других отчаянных голов, рискующих отправиться в крутое пике. Кроме того, этот пандус и не пандус вовсе, а железные полозья. Частенько такие, почти отвесные пандусы заканчиваются в метре-двух от проезжей части. Строители дома 65 по ул. Сейфуллина рассудили: чем плохой пандус, лучше никакого — и вовсе не стали ничего делать. Лестницы Дома министерств, в том числе ведущие в Министерство труда и социальной защиты, — жуткое сооружение, в гололед и при сильном ветре порой непреодолимое даже для женщин на каблуках. А уж об инвалидах и говорить нечего. Лифты в новых мультиплексах узкие, в них поместится не всякая инвалидная коляска. Вот и получается, что маломобильные группы населения дискриминированы по физическому принципу.

Директор департамента архитектуры и градостроительства города Астаны Сарсенбек Жунусов объяснил это тем, что «когда возводится нулевой цикл, проект здания, как правило, еще не готов. А когда он готов, уже поздно что-то менять». По его словам, пристройка пандуса к дому может «ослабить конструкцию». Однако при этом добавил, что существуют специальные подъемники, лифты, для подъема колясок к дверям. Стоят они от 3 до 18 тысяч долларов. А поскольку проблемы с пандусами в основном у коммерческих заведений, занимающих первые этажи жилых домов, то как раз ими и займется акимат в первую очередь. Словом, опять никто ничего делать не будет.

Кто спасется?

Казенная формулировка: «не соблюдаются застройщиками и правила по обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации общественных и жилых зданий» означает, что смертельная опасность поджидает нас повсюду и всегда. Причем совершенно не факт, что все спасутся.

По строительным нормам, расстояние от АЗС с подземными резервуарами для хранения жидкого топлива до границ земельных участков детских дошкольных учреждений, школ, больниц, стен жилых и общественных зданий должно быть не менее 50 метров. Расстояние от небольших АЗС пропускной способностью не больше 500 машин в сутки не должно превышать 25 метров. И так не слишком значительное для спокойствия расстояние — 25 метров до дома — в Астане не везде соблюдается.

Например, по улице Тлендиева расположены прямо-таки рассадники нарушений. От АЗС «Аскар» до границ школы — 12-15 метров. Почему-то разрешено строительство гостиницы в 15 метрах, и ночного клуба в 25 метрах от АЗС «Sinooil». К тому же эта АЗС работает без ввода в эксплуатацию.

Еще более интересная ситуация сложилась на пересечении улиц Жирентаева и Куйши Дина, где на небольшом клочке земли, буквально с той же уникальной плотностью, как в Сеуле, расположены АЗС, СТО, 2 жилых дома, супермаркет и крытая парковка. Расстояние везде меньше, чем нужно. Кроме того, АЗС функционирует без ввода в эксплуатацию.

Представители департамента горархитектуры и ГАСКа не смогли внятно объяснить, кто выделял участки, давал разрешение на строительство без соблюдения норм и почему.

Совсем грустно обстоит дело с нашей с вами пожарной безопасностью в высотных домах. При приемке дома все замечательно функционирует. Но как только здание передается в КСК, тут вся благость и заканчивается. Систему просто… отключают. Высотные здания, отделанные синтетическими материалами, без системы пожарной безопасности — это сидение на вулкане без страховки.

По данным пресс-службы ДЧС города Астаны, за 12 месяцев 2008 года по городу Астане зарегистрировано 467 пожаров с ущербом 34,15 миллиона тенге, в которых погибли 7 человек. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдается тенденция снижения пожаров на 25,3 процента, ущерба — на 62,7, гибели людей — на 75 процентов. В то же время с начала года в зданиях повышенной этажности произошло 6 пожаров.

Подробнее о причинах этих рискованных особенностей рассказывает заместитель начальника департамента по ЧС по городу Астане Валерий Зайцев.

— Когда принимаем здание, все проверяется. Система пожарной сигнализации сдается отдельным актом, система дымоудаления — отдельным актом. Но в ЖК «Москва» эти системы были отключены, дым не удалялся, и мы вынуждены были жильцов выводить на балконы.

— А в ЖК «Семь бочек», говорят, вообще нет системы пожарной сигнализации?

— Есть, но тоже отключена и сейчас находится в неисправном состоянии. Когда Мамин был акимом, мы разбирали ситуацию с микрорайоном Самал. Противопожарная система там не работает, чтобы привести ее в рабочее состояние, надо 35 миллионов тенге. Там украдены электродвигатели, оборвана проводка, сломаны датчики. ПК «Турмыс» обещал выделить деньги, но сейчас, в нынешней ситуации, вряд ли выделят.

— Почему отключают системы пожарной безопасности? Ведь пожар в высотке — это страшно! Неужели жители против?

— Порой жители и не знают, что системы не эксплуатируются. Но в основном народ еще не осознал опасность. Вот сдается жилой дом. Датчики пожарной сигнализации в квартирах установлены в прихожей и на кухне. Жильцы вселяются, делают ремонт и убирают датчики — они им мешают или вид портят. Все, система не работает. Убеждать всех граждан не получается. Все равно найдется хоть один на двадцать сознательных, кто сделает по-своему. Сейчас мы предлагаем внести через маслихат изменения в СНиП на установку антивандальных датчиков в подъездах. Вторая проблема — не хотят люди платить за безопасность. Системы надо контролировать ежедневно. Для этого надо заключать договоры на обслуживание со специализированными бригадами. У КСК нет на это денег, и говорят — жильцы платить не хотят. А вдруг пожара не будет — чего зря деньги платить, считают многие. Есть такие люди, которые не платят, например, за вывоз мусора — не потому, что денег нет. Наоборот, и джип имеется, и квартира обставлена, да не одна. Но вот 80 тенге за мусор не платят — и все. Говорят, бумажки по двору летают. Мы вышли на акимат, чтобы он ввел в коммунальную оплату сумму на содержание пожарной безопасности. Это будет небольшая добавка. Привыкли платить за газ, воду. А за безопасность не привыкли. А для нас «высотки» — серьезная проблема. Да и не только для пожарных Астаны — и для всего СНГ. Высота — страшно и для подготовленных бойцов, не говоря уже о жильцах, которых надо эвакуировать. Мы уже наших бойцов обучаем, как надо действовать, если система отключена. Объясняем такие вандальные приемы, как, например, ломиком открыть клапан дымоудаления.

— А где наши вертолеты?

— Вертолеты не снимут проблемы. Если горит здание, то конвективный поток устремляется вверх, и в этих условиях управлять вертолетом очень сложно. Пожар затягивает. К сильному пожару подходить ближе 10 метров нельзя — как в спину кто-то толкает. Это серьезная стихия.

06.01.2008

Ольга Нижникова, www.kn.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.