Спасательный круг государства

Власти страны приняли антикризисную программу, которая должна заработать в наступившем году. Ее уже успели подвергнуть критике пессимистично настроенные эксперты. Однако сторонники правительственных мер уверяют, что антикризисный план, словно спасательный круг ...

Власти страны приняли антикризисную программу, которая должна заработать в наступившем году. Ее уже успели подвергнуть критике пессимистично настроенные эксперты. Однако сторонники правительственных мер уверяют, что антикризисный план, словно спасательный круг, способен вытащить страну из моря нестабильности. Подробнее об особенностях программы рассказывает директор Центра раннего обнаружения экономических и финансовых потрясений Института экономических исследований Министерства экономики и бюджетного планирования РК, доктор экономических наук, профессор Сара Алпысбаева

— Сара Нурбековна, как известно, Нацбанк прогнозирует, что в следующем году инфляция будет колебаться в коридоре 7,5-9,5 процента и не превысит 10 процентов. Насколько можно верить данным цифрам?

— В 2009 году в условиях снижения мировых цен на биржевые товары и понижения темпов роста номинальных доходов населения на фоне замедления деловой активности (по сравнению с 2008 годом), вероятно, понизятся темпы роста цен на многие группы потребительских товаров (ГСМ, бензин, мазут, дорогостоящие непродовольственные товары, некоторые виды услуг).

В этом случае динамика индекса потребительских цен в наступившем году будет не выше уровня потребительских цен прошлого года в соответствующих периодах и, соответственно, тоже не превысит 10 процентов.

В Плане по стабилизации экономики четко указано, что в условиях замедления темпов экономического роста Правительство будет осуществлять контрцикличную бюджетную, а Национальный банк — мягкую денежно-кредитную политику. Однако по мере стабилизации экономики и финансового сектора денежно-кредитная и фискальная политики будут ужесточены с целью обеспечения макроэкономической стабильности, в том числе — поддержания низких темпов инфляции. Необходимо принять во внимание, что Национальным банком практикуется инфляционное таргетирование, т.е. задаются целевые показатели по росту цен, и они выдерживаются за счет денежно-кредитной политики, изменений учетной ставки, операций с ценными бумагами и т.д.

— Резкое падение цен на нефть заставило Правительство пересмотреть трехлетний государственный бюджет на 2009-2011 годы. Кабинет министров решил оставить финансирование наиболее важных проектов, остальные подождут до лучших времен. Не тронули социальную сферу, по-прежнему в силе обещание о повышении пенсий и зарплат бюджетникам. Чем еще грозит Казахстану падение цен на черное золото?

— Среди основных изменений, внесенных Правительством страны в бюджет, особняком стоит снижение заложенной цены на нефть с 60 до 40 долларов за баррель в 2009 году, также до 50 долларов в 2010 и 2011 годы. Прогнозы некоторых аналитиков говорят о возможном снижении стоимости нефти в 2009 году. В этой связи Правительство рассматривает возможное ухудшение экономической ситуации в мире и разрабатывает механизм секвестрования трехлетнего бюджета, в основе которого будет лежать базовая цена на нефть в 25 долларов.

Пересмотр заложенной цены в бюджете оказывает влияние на снижение как расходной, так и доходной статей. При этом, оптимизация расходов республиканского бюджета предусматривает снижение финансирования различных программ, включая программы развития. В связи с изменением макроэкономических показателей запланированные доходы государственного бюджета будут снижены на 301 миллиард тенге в 2009 году, на 444,1 и 622,9 миллиарда тенге в 2010 и 2011 годах соответственно. Первоначальные прогнозные данные доходной части были уменьшены, прежде всего, в результате корректировки заложенной в бюджет цены на нефть. 75,2 процента доходов республиканского бюджета приходится на нефтегазодобывающие компании.

Дальнейшее ухудшение мировой конъюнктуры может привести к падению производства в республике, особенно в промышленности, что отрицательно скажется на прибылях отечественных компаний, которые в свою очередь будут вынуждены снижать издержки производства. Это отразится на росте безработицы в Казахстане и на реальных доходах населения, которые в условиях «урезания» заработных плат и возможной девальвации тенге будут снижаться.

Однако не нужно быть слишком пессимистичными. Казахстан располагает значительными золотовалютными резервами, позволяющими поддерживать курс национальной валюты и тем самым сохранять реальные доходы населения. Поэтому гражданам республики не стоит впадать в панику. Принимаемые меры Правительства по урегулированию кризиса способны не только предотвратить возможные экономические проблемы в стране, но и выйти из тяжелых условий с пользой как для экономики Казахстана, так и для всех жителей республики.

— В то время как ведущие мировые финансовые структуры заявляют о банкротствах, наши банки рапортуют о стабильности и процветании. На Ваш взгляд, с чем это связано?

— Банки рапортуют не о стабильности и процветании, они говорят о снижении уровня своих прибылей, о необходимости отвлечения текущих доходов на дополнительную капитализацию и создание резервов для покрытия рисков в условиях ухудшения качества активов. Рост депозитной базы банков в 2008 году говорит о степени доверия населения к банкам и пополнении их ресурсов через внутренние каналы. И это оправданно, так как банки, являясь организованной бизнес-структурой и находясь под жестким контролем надзорных, регулирующих органов, могут через собственные системы риск-менеджмента обеспечить финансовую устойчивость как залог сохранности активов своих вкладчиков.

— Как Вы считаете, капитализация данных четырех коммерческих банков («Альянс Банк», «БТА Банк», «Народный банк» и «Казкоммерцбанк») может привести к переделу собственности?

— Как известно, согласно достигнутой договоренности, выступающий от имени Правительства, Фонд национального благосостояния (ФНБ) «Самрук-Казына» ограничит свое участие в капитализации данных банков дополнительной эмиссией простых акций в размере лишь 25 процентов акционерного капитала и, кроме того, эмиссией согласованного объема привилегированных акций. Правительство не планирует оставаться долгосрочным участником данных банков и рассчитывает выйти из их капитала в среднесрочной перспективе, в зависимости от ситуации на мировых финансовых рынках. На момент выхода из капитала банков принадлежащие государству акции будут реализованы в соответствии с рыночными принципами.

Данная мера по укреплению достаточности капитала вышеназванных банков и обеспечению стабильности кредитования реального сектора экономики республики к переделу собственности привести не может, потому что, как только банки уверенно встанут на ноги, они могут выкупить свои акции у государства.

— На этот раз выделяемые средства дойдут до рынка недвижимости, малого и среднего бизнеса? Каково Ваше мнение о механизме распределения средств?

— План по стабилизации экономики и финансового сектора предусматривает, что Правительство, Национальный банк, Агентство по финансовому надзору (АФН), ФНБ «Самрук-Казына» и Национальный холдинг «КазАгро» обеспечат постоянный мониторинг и контроль за целевым и эффективным расходованием этих средств. Основным оператором от Правительства по реализации плана выступит фонд «Самрук-Казына». Для этого Правительство уже осуществило дополнительную капитализацию этого фонда на 607,5 миллиарда тенге.

Касательно рынка недвижимости. Фондом национального благосостояния будет открыт ряд кредитных линий в банках второго уровня (БВУ) на 15 лет по льготной ставке. В свою очередь, БВУ будут выдавать ипотечные кредиты различным группам заемщиков под 10,5-12,5 процента сроком до 15 лет с правом досрочного погашения. Через коммерческие банки обеспечивается возможность предоставления займов на завершение недостроенных жилых комплексов в городах Алматы и Астане.

Касательно МСБ. Госу-дарственная поддержка предусмотрена для всех субъектов малого и среднего бизнеса, независимо от их отраслевой принадлежности. ФНБ дополнительно выделит в текущем году на эти цели 1 миллиард долларов США (120 миллиардов тенге). В рамках выделяемых средств 70 процентов будут направляться на рефинансирование текущих и 30 процентов — на реализацию новых проектов.

Обеспечение ставки кредита не более 14 процентов, улучшение условий по госзакупкам (требования по казахстанскому содержанию), снижение административных барьеров призваны стимулировать экономическую активность субъектов малого и среднего бизнеса.

— Почему когда в США и Европе ставка ипотечного кредита не превышает 2-5 процентов, в Казахстане это 10,5-12,5 процента?

— При выдаче кредитов ставка вознаграждения должна учитывать такой фактор, как уровень инфляции в стране, так как минимальная ставка процента должна хотя бы покрывать потери кредитора от обесценения денег (так называемый инфляционный налог). Реальная ставка процента показывает разницу между номинальной ставкой по кредиту и темпом прироста инфляции.

В США уровень годовой инфляции в ноябре 2008 года к ноябрю 2007 года составил 1,1 процента. В Европе в среднем по странам инфляция в сентябре 2008 года была на уровне 3,6-3,8 процента.

Поэтому нижний предел процентного вознаграждения по обеспеченным кредитам (ипотеке) у них меньше по значению, чем у нас в Казахстане, где инфляция составила к концу 2008 года около 10 процентов. Ставка по ипотеке 10,5-12,5 процента с учетом расходов по обслуживанию кредитов вполне обоснованна.

— Что Вы думаете по поводу 2 миллиардов долларов, которые собираются взять из пенсионных накоплений? Можно ли пускать их на спасение обанкротившихся застройщиков?

— Как известно, одним из направлений принятой 25 ноября правительственной Программы антикризисных мер является обеспечение стабилизации рынка недвижимости. Данное направление будет реализовано через специальную ипотечную программу. Часть средств на финансирование данного направления будет вложено из накопительных пенсионных фондов. Действия Правительства по привлечению пенсионных накоплений для финансирования приоритетных инвестиционных проектов будут способствовать диверсификации вложений пенсионных фондов и, соответственно, стабилизации доходов.

С точки зрения сохранности вкладов, принимая во внимание то, что речь идет не о новом строительстве, а о незавершенных объектах и объектах с высокой степенью готовности, выделение средств на ипотечное кредитование, — достаточно безопасное направление.

— Мажилисмен Аманжан Жамалов предложил сразу два пути решения сложившихся проблем. Первый — «заморозка» выплат по кредитам на некоторое время, второй — введение механизма банкротства физических лиц. По-Вашему, это выход из положения, что бы предложили Вы?

— Вне зависимости от источника погашения, будь то государственная поддержка, рефинансирование либо отсрочки, важно обеспечить стабильное погашение внешних заимствований банков. Это необходимо для привлечения в будущем заемных средств за рубежом, когда нынешняя финансовая нестабильность прекратится и стране понадобятся новые потоки капитала для поддержки экономического роста.

На сегодняшний день существует несколько проблем, связанных с ипотекой. Во-первых, это невозможность для заемщика осуществлять выплаты по займу ввиду его неплатежеспособности. Вторая, непосредственно связанная с первой, — увеличение доли сомнительных и безнадежных кредитов, которые отрицательно сказываются на деятельности банков в условиях большого долга и закрытости внешних источников финансирования.

Предложенные пути не являются выходом из ситуации. Возможно, данные меры способны решить проблему заемщика, однако они еще более усугубляют проблемы банков. В частности, предложенная уважаемым депутатом «заморозка» не учитывает выплаты банков по своим обязательствам перед международными финансовыми институтами, которые не пойдут на рефинансирование или «заморозку». Получается, первый путь лишает банки возможности использовать данные активы ввиду отсрочки платежа. Что касается введения механизма банкротства физических лиц, то предложенный вариант создания такого механизма, предусматривающий участие в нем большого количества субъектов, а также немалых временных и транзакционных издержек, видится сложно реализуемым. Кроме того, банки в данном случае будут терять часть своих активов в результате их реструктуризации.

Нужно отметить, что казахстанские финансовые институты идут навстречу заемщикам, не имеющим возможности осуществлять выплаты по займам, в части предоставления отсрочки платежа. Однако данные льготы предоставляются выборочно и не носят массового характера.

Конечно, необходимо рассматривать социальную составляющую данной проблемы, учитывая возможный риск безработицы, потери части доходов населения. С этой точки зрения Правительству республики стоит разработать эффективную программу, учитывающую как проблемы заемщика, так и интересы банков.

Для этого можно было бы воспользоваться опытом России, где проработан механизм государственной помощи проблемным ипотечным заемщикам. Согласно данной программе в период кризиса государство осуществляет поддержку заемщикам, потерявшим работу и не имеющим стабильного дохода, через созданное Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК). Данное ведомство осуществляет анализ документов заемщика на право воспользоваться данной льготой, после чего подсчитывается, какую сумму можно выделить на погашение кредита. Минимальную часть платежа заемщику придется выплачивать самостоятельно (1 тысяча рублей), а разница между минимальным платежом и размером аннуитета АИЖК будет переводить на банковский счет, с которого будет осуществляться списание в погашение долга. После того, как льготный период закончится и суммы, внесенные агентством, будут учтены при расчете нового платежа, механизм будет работать в обратном направлении: разницу между платежом и первоначальным аннуитетом банк будет перечислять агентству с расчетного счета заемщика.

— ФНБ «Самрук-Казына» предлагает снизить высокие проценты на ранее выданные кредиты до 12,5 процента. Кроме того, возможно для добросовестных заемщиков будет введена отсрочка до 2 лет по выплате ипотечного кредита. Данный вопрос будет прорабатываться с банками второго уровня. Как на это отреагируют банки?

— Реакция банков, скорее всего, не будет позитивной, поскольку дальнейшее снижение процентных ставок по кредитам приведет к уменьшению их маржи. Также растут расходы на неработающие ссуды, доля которых в активах и обязательствах банков по состоянию на октябрь 2008 года составляет 6,5 процента. Стоит учитывать и тот факт, что БВУ планируется погасить в 2009 году 8 миллиардов долларов США внешнего долга. Что же касается отсрочки до двух лет по выплате ипотечного кредита для добросовестных заемщиков, то исходя из необходимости погашения внешнего долга, банки смогут ее предоставить лишь незначительному числу лиц.

По нашему мнению, реакция банков будет положительной в том случае, если мера будет иметь широкомасштабный характер, охватывающий всю республику. Если отсрочки и рефинансирование покрываются за счет средств госфонда, банки должны лишь приветствовать такое решение.

13.01.2009

Гульдарай Касымова, www.kn.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.