Финансовые прогнозы

Несмотря на предпринимаемые Правительством меры, угроза нестабильности финансовой системы Казахстана не только остаются, но и приобретают особую актуальность. К такому выводу пришли как независимые аналитики, так и официальные эксперты. Главные регуляторы ...

Несмотря на предпринимаемые Правительством меры, угроза нестабильности финансовой системы Казахстана не только остаются, но и приобретают особую актуальность. К такому выводу пришли как независимые аналитики, так и официальные эксперты

Главные регуляторы финансовой системы — Национальный банк Казахстана и Агентство по регулированию и надзору финансового рынка (АФН) — делают не слишком оптимистичные прогнозы в отношении дальнейшего состояния отечественного банковского сектора. У банков растут кредитные риски, что, естественно, не добавляет гарантий стабильности финансовой системы. Но, с другой стороны, негативное влияние в определенной степени могут оказать и государственные вливания в этот сектор: воодушевившись оказанной помощью, финансовые институты вполне могут «увлечься» и попытаться «растащить», по сути, единственную гарантию стабильности для страны в целом — Национальный фонд.

В совместном отчете о финансовой стабильности страны эксперты Нацбанка и АФН отмечают, что наиболее существенным фактором уязвимости в настоящее время является «рост кредитных рисков, формирование резервов для покрытия которых оказывает давление на прибыльность и будущую капитализацию банковской системы». По их мнению, в перспективе, в условиях замедления мировой экономики, рецессии крупных экономических держав и неустойчивости мировых финансовых институтов, неблагоприятная конъюнктура не только финансовых, но и товарных рынков вполне может привести «к обострению рисков дальнейшего замедления экономического роста в Казахстане и дефициту финансирования платежного баланса». Это в свою очередь приведет к увеличению потенциальной нагрузки на международные резервы страны. Кроме того, следует учитывать и весьма вероятный рост дефицита бюджета в силу объявленного увеличения объемов поддержки экономики до 20 процентов ВВП, использования активов Национального Фонда и сокращения потенциала реального сектора экономики.

В отчете отмечается, что в нынешних условиях «существенно возрастает кредитный риск банковской системы». «Замедление экономического роста и ухудшение финансового состояния предприятий более широкого спектра отраслей экономики на этом фоне будет оказывать дополнительную нагрузку на доходы банков, что при их ограниченных возможностях по оптимизации расходов требует поддержания более высокого уровня капитализации», — говорится в документе.

При этом качество кредитного портфеля банков второго уровня, по мнению специалистов Нацбанка и АФН, в дальнейшем может ухудшаться. Несмотря на то, что в настоящее время показатели оценки качества кредитного портфеля не превышают критически допустимых значений, эксперты отмечают «устойчивый рост в динамике», что создает угрозу для стабильности банковского сектора. «Наблюдаемые тенденции показывают, что ситуация будет ухудшаться», — подчеркивается в документе.

Такой вывод подтверждает и статистика. Так, за период с 1 октября 2007-го по 1 октября 2008 года доля безнадежных кредитов увеличилась более чем в 2,7 раза — с 1,2 до 3,3 процента. И это — самый высокий показатель за последние четыре года. При этом эксперты отмечают, что в структуре сомнительных займов «наблюдается устойчивая миграция кредитов к категориям займов более худшего качества». Увеличивается и объем просроченной задолженности — в три раза, в том числе по займам физических лиц — более чем в 3,5 раза.

«Все опасения в отношении высоких темпов роста активов, как фактора риска, угрожающего их качеству в случае замедления роста экономики, наглядно оправдались под давлением последствий глобальной турбулентности для отечественной экономики», — отмечают Нацбанк и АФН.

Эксперты полагают, что, хотя показатели активности реального сектора, в частности занятость и безработица, а также прибыльность предприятий в 2008 году «не показывали рост напряжения», тем не менее, в условиях замедления экономического роста они, скорее, попросту «запаздывают», нежели отражают истинную картину. В полной же мере снижение доходов населения и предприятий «проявится в условиях падения мировых цен».

Проанализировав реакцию населения на ситуацию в банковском секторе, регуляторы пришли к выводу, что мелкие вкладчики, чьи депозиты подлежат гарантированию, реагируют на все изменения оценки рисков банковского сектора, вне зависимости от специфики рисков. В то время как крупные вкладчики, наоборот, большее значение придают рискам «в разрезе» для каждого банка. Однако вхождение государства в капитал крупных банков и предпринятые Правительством страны меры по гарантированию вкладов значительно снижают риски несостоятельности банков и, соответственно, укрепляют доверие к финансовой системе. Поэтому аналитики полагают, что население должно проявлять гораздо больший интерес именно к банковским инструментам вложения средств, нежели к альтернативным. И если до недавнего времени хорошей альтернативой тому же банковскому депозиту считалось вложение средств в недвижимость, то на сегодняшний день именно наличие государственных гарантий в банковском секторе «на фоне непрозрачности рынка недвижимости делает маловероятным выбор в пользу вложений в недвижимость как альтернативы банковским инструментам с фиксированной доходностью». Таким образом, «с учетом совокупности факторов в краткосрочной перспективе логично ожидать сохранения низких ценовых уровней (возможного некоторого снижения цен в Алматы) с началом постепенного восстановления цен не ранее конца этого года».

Вместе с тем, по мнению экспертов, в определенной мере негативно может повлиять и государственная поддержка. Поэтому они советуют Правительству при поддержке банковского сектора не развивать в банках «аппетит к риску», а справедливо делить затраты и риски с другими акционерами. Аналогично должны быть максимально эффективно проработаны вопросы выкупа Фондом стрессовых активов проблемных активов банков и вопросы реструктуризации, с тем чтобы «исключить неоправданные конкурентные преимущества банков, использовавших наиболее рискованную стратегию, а также исключить стремление заемщиков к сознательному дефолту в целях получения возможности по реструктуризации своих обязательств». Особое внимание, по их мнению, должно уделяться эффективности использования государственных ресурсов, особенно учитывая сокращение возможностей бюджета и использования «подушки безопасности» в виде Национального фонда.

«Международные эксперты признали, что в условиях нестабильности не нужно слишком спекулировать на тему морального риска, — подчеркивается в отчете. — Вместе с тем, важно учитывать необходимость минимизации данного риска в долгосрочной перспективе, что предполагает выработку наиболее эффективной модели решения структурных проблем сектора и последующего выхода государства из системы. Дополнительно государственная политика должна создавать достаточные стимулы по использованию внутренних источников роста финансовой системы».

13.01.2009

Маржан Сагындык, www.kn.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.