Школы в тумане

Ситуация в сфере освоения средств, выделенных на строительство и реконструкцию объектов образования, весьма туманная. В этом убедились представители Счетного комитета после проведения проверок в шести областях страны. Как выяснилось ...

Ситуация в сфере освоения средств, выделенных на строительство и реконструкцию объектов образования, весьма туманная. В этом убедились представители Счетного комитета после проведения проверок в шести областях страны. Как выяснилось, нарушения в использовании бюджетных денег «вылились» в весьма приличную сумму, превышающую пятимиллиардный показатель.

Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета озвучил итоги проверок, проведенных в Алматинской, Атырауской, Кызыл-ординской, Павлодарской, Северо-Казах-станской и Южно-Казахстанской областях. Оказалось, что чиновниками этих регионов были допущены нарушения в использовании бюджетных средств на сумму более пяти миллиардов тенге.

А потому неудивительно, что темпы строительства социальных объектов в регионах зачастую оставляют желать лучшего. По информации пресс-службы Счетного комитета, в 2006-2008 годы в Южно-Казахстанской, Кызылординской и Атырауской областях вместо 75 объектов образования фактически было введено в эксплуатацию 33.

Все познается в сравнении

В целом по стране в рамках президентской программы «100 школ, 100 больниц» с 2007-го по 2009 год запланировано строительство 103 объектов здравоохранения, 245 школ и 36 детских садов.

В предыдущие годы в стране были начаты работы по возведению 74 объектов здравоохранения (причем по 63 строительство началось в прошлом году). Оставшиеся 29 зданий начнут возводить уже в этом. Из указанного числа начатых проектов к концу прошлого года было сдано в эксплуатацию всего 7 объектов.

Что касается строительства «храмов знаний», то по состоянию на октябрь 2008 года в Казахстане возводится 167 школ и 9 детских садов с объемом финансирования более 69 миллиардов тенге.

Несмотря на перечень аргументов, на которые ссылались чиновники всех мастей как центральных, так и исполнительных органов власти, в ноябре были освобождены от должностей 8 руководителей высшего и среднего звена во главе с министром здравоохранения. Низкие темпы освоения средств, выделенных на строительство социальных объектов, стали причиной кадровых перестановок и в сфере образования.

Неудивительно, что такое положение дел свело на нет все цели программы, для достижения которых было начато столь масштабное строительство. Вопреки обещаниям главного образовательного ведомства страны, в ряде казахстанских школ обучение по-прежнему ведется в три смены. Такая ситуация наблюдается в 51 школе Кызылординской, Алматинской и Южно-Казахстанской областей.

Объекты дорожают — качество не меняется

Традиционно, среди основных причин срыва сроков сдачи в эксплуатацию указывается увеличение стоимости объектов строительства. Причем здесь наблюдается интересная тенденция. По информации Агентства по статистике, индекс цен на строительно-монтажные работы и элементы их технологической структуры в 2008 году существенно не изменился. В то же время сумма, не предусмотренная в проектно-сметной документации, с каждым годом растет. Она увеличилась с 6 миллиардов тенге (по 24 объектам) в 2007 году до 7,3 миллиарда (по 17 объектам) в 2008 году. Потребность в удорожании, заявленная на этот год, уже сегодня составляет 8,3 миллиарда тенге.

В данном рейтинге лидером является Южно-Казахстанская область, где стоимость одного ученического места составляет 1,2-1,4 миллиона тенге. По этим цифрам регион обогнал даже известную своей дороговизной столицу. По подсчетам Министерства образования и науки, в Астане одно ученическое место обходится строителям в 940-960 тысяч тенге.

По информации Счетного комитета, в 2006-2008 годы в ЮКО за счет средств республиканского бюджета стоимость строительства по 21 объекту была увеличена на общую сумму 2,2 миллиарда тенге. Из них 4 объекта, на строительство которых было затрачено 918,1 миллиона тенге, остались недостроенными, тогда как в бюджете текущего года на их завершение средства не были заложены.

О низкой эффективности выделенных средств говорит и оплата за невыполненный объем работ. На 23 объектах шести областей за «призрачные» услуги строителей было заплачено 802,6 миллиона тенге. Так, например, за возведение средней школы в микрорайоне Азат в городе Шымкенте оплата подрядчику была произведена в полном объеме, однако здание до сих пор не введено в эксплуатацию.

Все это не самым лучшим образом сказывается на качестве строительства. Подтверждением тому служат примеры с обрушением еще не введенной в эксплуатацию школы в Талдыкоргане и с обвалившейся крышей спортивного зала в новой столичной школе №17.

Счетный комитет рекомендовал Прави-тельству разработать эффективный механизм планирования и финансирования строительства социально значимых объектов на основе государственно-частного партнерства. Главному образовательному ведомству страны аудиторы посоветовали усилить мониторинг реализации инвестиционных проектов и исключить факты перечисления трансфертов областным бюджетам на содержание школ, не введенных в эксплуатацию. Даны предложения и по проведению проверки объектов образования на предмет их наполняемости и фактической потребности в регионах.

Не все так плохо

Между тем начало года было ознаменовано приятными новостями. По сообщениям информагентств, в Ордабасинском районе ЮКО прошла торжественная церемония сдачи в эксплуатацию трех новых школ по 300 ученических мест каждая, возведенных вместо разрушенных от наводнения в начале прошлого года. (Напомним, что в начале 2008 года в ЮКО в результате стихийного бедствия пострадали 49 населенных пунктов с населением около 106 тысяч человек. Паводковые воды затопили 3246 жилых домов, 9 школ, автодороги областного и местного значений и ряд других объектов инфраструктуры). На их строительство было выделено в общей сложности 1,22 миллиарда тенге.

Вновь построенный «храм знаний» был открыт и в Семее. Новая интеллектуальная школа Первого президента Казахстана, рассчитанная на 1200 ученических мест, обошлась в 1,353 миллиарда тенге. В ее открытии принял участие аким Восточно-Казахстанской области Адылгазы Бергенев. В ходе торжественной презентации глава региона сообщил, что всего в области в рамках президентской программы планируется построить 7 учебных заведений, 4 из них уже сданы в эксплуатацию.

Как пояснили в пресс-службе акима города, набор в эту школу будет осуществляться с пятого класса. А работать она будет на основе государственно-частного партнерства, то есть будут выделяться гранты президента страны, за которые надо бороться, остальные дети будут обучаться на платной основе.

Это здание, одно из 20 интеллектуально-инновационных средних учебных заведений, действующих в стране, является уникальным. Проект включил не только кабинеты для изучения естественных наук, которые будут оснащены информационно-коммуникационными технологиями, библиотеку с читальным залом, методический кабинет, актовый и спортивный залы, но и школьную поликлинику, где предусмотрены кабинеты терапевта, стоматолога, психолога и процедурный.

Поэтому педагоги не сомневаются, что уровень знаний выпускников этой школы позволит им беспрепятственно поступать в любые вузы, находящиеся как на территории страны, так и за ее пределами. Занятия в интеллектуальной школе начнутся только 1 сентября 2009 года, а пока учиться инновационным методикам и осваивать новые программы будут… учителя, которых, кстати, также будут набирать на конкурсной основе, с широким привлечением профессорско-преподавательского состава вузов и педагогического колледжа.

13.01.2009

Ботагоз Искакова, www.kn.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.