Расстановка акцентов

Земли вокруг водоохранных и природоохранных полос стали отдельным предметом рассмотрения мажилисменов. Новые юридические поправки призваны облегчить жизнь казахстанцам, живущим на законных основаниях близ особо охраняемых природных территорий.

Земли вокруг водоохранных и природоохранных полос стали отдельным предметом рассмотрения мажилисменов. Новые юридические поправки призваны облегчить жизнь казахстанцам, живущим на законных основаниях близ особо охраняемых природных территорий. Однако вопрос, какие меры будут предприниматься в отношении самозахватчиков, до конца еще не решен, что может вылиться в новую череду дискуссий между Парламентом и Правительством.

Законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам соблюдения водоохраной и природоохранной дисциплины при градостроительном планировании, выделении земельных участков, проектировании в строительстве» на прошлой неделе был рассмотрен на расширенном заседании Комитета по вопросам экологии и природопользованию Мажилиса.

На суд депутатов новые поправки были вынесены самим главой Мининдустрии Владимиром Школьником. Министр подчеркнул, что законопроект разработан для устранения «пробелов и иных упущений в действующих законодательных актах в части соблюдения водоохраной и природоохранной дисциплины. С его принятием ответственность чиновников за соблюдение всех «букв закона» в периметре особо охраняемых территорий и заповедных зон будет повышена. Параллельно с этим ужесточаются меры административного воздействия, принимаемые к нарушителям закона.

Для того чтобы государственные инспектора могли беспрепятственно осуществлять свою деятельность, расширяются полномочия госорганов и их подведомственных организаций в вопросах обеспечения водоохранной и природоохранной дисциплины при использовании и восстановлении земель и водных объектов.

Принятие документа со столь длинным названием повлечет внесение изменений в три кодекса и три закона. Так, в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) увеличены размеры штрафов, налагаемых на должностных, а также на физических и юридических лиц. В нем же будут прописаны новые виды правонарушений, к каковым относится, например, незаконный отвод земельных участков. Как показала практика, это нарушение является одним из самых распространенных, однако прямой ответственности нарушителей в законах страны не предусмотрено.

Для исключения махинаций с продажей под застройку земель сельхозназначения в Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» введен запрет на более мелкое деление имеющихся земельных участков.

В Земельном кодексе запрещается предоставлять земельные участки для строительства без наличия утвержденных в установленном порядке проекта детальной планировки и проекта застройки. Кроме того, закрепляется обязательное требование о включении в состав земельных комиссий представителей центральных уполномоченных органов.

Контроль деятельности местных органов власти усиливается и другими поправками. В целом, позиция Министерства индустрии и торговли сводится к тому, чтобы вернуть себе былые полномочия.

— В свое время в рамках закона о разграничении полномочий функций государственного архитектурно-строительного контроля (ГАСК) они были полностью переданы местным органам власти. И стройкомитет никакого юридического отношения к тому, что делается в областях, не имеет, — посетовал Владимир Школьник. — Практика показывает, что необходимо усилить контроль со стороны республиканского госоргана за деятельностью местных исполнительных органов по делам архитектуры, градостроительства и строительства, государственной архитектуры, строительного контроля и лицензирования. Я хочу сказать, что здесь нет желания взять на себя лишние полномочия. Просто происходит конфликт интересов на местах, когда на месте, не в обиду будет сказано, они сами проектируют и утверждают проекты, сами принимают проекты, подписывают акты приемки, и никакого контроля, вмешательства нет. Отсюда много нареканий — почему некрасиво построили, не соответствует нормам и так далее.

В качестве примера глава Мининдустрии привел ситуацию с возведением в регионах школ и больниц. Кроме низкого качества строительства объектов, у всех на слуху проблемы несоблюдения сроков их сдачи в эксплуатацию.

На этот счет депутат Мажилиса Владимир Нехорошев задал министру вопрос о том, не будет ли при установлении такого контроля со стороны центра принижена ответственность местных исполнительных органов. «И какими силами можно осуществить такой контроль? Одних только бюджетных объектов — тысячи! Практически это невозможно будет, — подчеркнул мажилисмен. — То есть мы запишем норму, которую просто невозможно будет физически осуществить. Я думаю, то, что вы сказали о системном подходе со стороны исполнительной власти, здесь, может быть, нужно продумать этот вопрос, а не пытаться их еще контролировать».

— Мы об этом думали. Никто численность в это время нам не увеличит, понятно. Значит, мы внутри министерства будем группироваться. Но я совершенно уверен, так же как над Правительством должен быть контроль Парламента, так же и над органами архитектуры, градостроительства, — ответил Владимир Школьник. — Тем более, это социально важные объекты, куда дети ходят, где больные наши лежат. Чтобы они знали, что кто-то может прийти с определенной частотой и проверить: той ли марки бетон, как возводятся те или иные перекрытия, та ли арматура используется, и так далее. Без контроля это просто невозможно. Я считаю, что даже само сознание, что в любой момент мы можем приехать и проверить, поможет делу.

Относительно системных мер Владимир Школьник сообщил, что его ведомством уже направлены рекомендации в Минздрав и Министерство образования о назначении дирекции строящихся объектов. «Строится больница — должен быть уже хозяин этой будущей больницы, готовый жить там. Это системная мера, которую мы рекомендовали», — добавил глава Министерства индустрии и торговли.

— И я еще хотел дополнить по первому вопросу, — вызвался глава строительного комитета Мининдустрии Серик Нокин. — Мы не будем подменять местные исполнительные органы. Ни в коем случае не будем их подменять. Какие у них были полномочия по контролю, такие они и остаются. У них достаточно на сегодняшний день и количества людей, и опыта работы. Но они от нас уже просят сами, даже эти ГАСКи, о том, что у них нет методических указаний, методик проверок, нет переноса опыта на места. В этом отношении наш комитет будет регулятором.

В целом, законопроект призван устранить череду длительных скитаний людей, живущих близ природоохранных зон. По словам депутата Дарьи Клебановой, к ней часто обращаются люди, живущие в низовьях Алматы. «Давным-давно построены дома, у людей есть акты на землю, но они не могут узаконить постройки, они получают все время отрицательные ответы, — сообщила она. — Эти люди ходят годами по замкнутому кругу, они не могут получить место в поликлинике, дети их с трудом ходят в школу. И, по сути дела, мы не знаем, как им помочь».

Председатель Комитета по вопросам экологии и природопользованию мажилисмен Ерлан Нигматулин убежден, что «новые поправки как раз облегчают жизнь тех, у кого дома уже построены». Заместитель генерального директора РГП «Государственная вневедомственная экспертиза проектов» Мининдустрии Серик Бекмухамбетов в этом вопросе добавил, что если люди возводили дома на законных основаниях и у них есть все разрешительные документы, то у них с принятием этого законопроекта никаких проблем возникать не должно.

— Нашими поправками предусмотрено, что владельцами этих объектов должны быть выполнены новые дополнительные мероприятия, которые обеспечивали бы природоохранные требования. Допустим, если у него есть какие-то стоки, он должен их очищать, или с вывозом, и так далее, — отметил он. — Мы считаем, что особо ущемлять никого не будем, просто им, конечно, будет необходимо обеспечить требования по охране окружающей среды.

Однако вопросы, касающиеся самозахвата, повисли в воздухе.

— Мы вводим норму по запрету предоставления земельных участков и выдачу разрешений на строительство без соответствующего проекта детальной планировки. Это необходимая норма, ее давно ждали, и правила игры здесь расписаны, — сказал Ерлан Нигматулин. — А что делать с теми земельными участками, с теми проектами, которые начали уже осуществляться без соответствующей документации, которые не введены еще? Например, в Алматинской области, других областях уже выделены без соответствующей градостроительной документации участки, где началось строительство, но не закончено. Какова позиция министерства и в целом Правительства?

Однако, несмотря на то, что народный избранник задал этот вопрос трижды в ходе данного заседания, поступившие ответы он посчитал неполными, а потому данная проблема так и осталась открытой.

— Закон обратной силы не имеет, но надо иметь в виду следующее. Если построен поселок где-то, он же существует уже. Жизнь есть жизнь, не всегда есть деньги, чтобы снести его или там что-то. Значит, надо работать над тем, чтобы включить этот поселок в план градозастройки или в план обустройства данной территории и приводить соответствующую документацию, — ответил Владимир Школьник. — А раз поселок появился, значит, надо думать о школах, о больницах, об объездных путях, и так далее. По крайней мере, с момента принятия закона это все прекратится. А то, что сделано не так — будем приводить в соответствие.

В свою очередь, заместитель председателя Комитета по делам строительства Салауат Дембай ответил, что «если процесс отвода свершился, то мы уже этому процессу не сможем воспрепятствовать, конечно». «Но всеми силами, всеми возможными функциональными обязанностями мы обязаны привести в соответствие с действующими нормативными документами, то есть планировочными, техническими. В этом отношении комитет и министерство в целом, я думаю, будут работать», — заключил он.

— Давайте откровенно скажем. До этого законопроекта у вас законодательной базы никакой не было, как вести серьезные переговоры даже с теми, кто самозахватом занимается. А эта законодательная база вам даст такие полномочия и возможности. Поэтому и возникают вопросы, какие действия будут комитета, — обратился он к представителям Мининдустрии, добавив, что этот вопрос еще предстоит детально обсудить во время дальнейшей работы с текстом законопроекта.

По словам Владимира Школьника, с принятием законопроекта по вопросам соблюдения водоохраной и природоохранной дисциплины ответственность чиновников за соблюдение всех «букв закона» в периметре особо охраняемых территорий и заповедных зон будет повышена

20.01.2009

Ерден Асхатов, www.kn.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.