Бизнес из воздуха

Предприниматели не слишком радушно встречают представителей контролирующих органов. Это неудивительно, ведь зачастую даже добросовестные бизнесмены оказываются перед фактом вынужденной ответственности, причем не за свои, а за чужие прегрешения.

Предприниматели не слишком радушно встречают представителей контролирующих органов. Это неудивительно, ведь зачастую даже добросовестные бизнесмены оказываются перед фактом вынужденной ответственности, причем не за свои, а за чужие прегрешения. Причиной тому стало несовершенство законодательства по борьбе с лжепредпринимательством. Но теперь серьезность проблемы осознали и в Правительстве и решили устранять недостатки.

На рассмотрение Парламента поступил законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам пресечения лжепредпринимательства». Презентуя документ, вице-министр финансов Руслан Даленов уверял депутатов, что именно эти поправки станут едва ли не панацеей от всех имеющихся проблем.

В частности, законопроектом предлагается расширить сферу действия норм по пресечению лжепредпринимательства, введя ответственность не только для коммерческих организаций, но и для индивидуальных предпринимателей. При этом наказывать предложено не только за создание лжепредприятия (положение действующего законодательства), но и за руководство им.

Но, как выяснилось, наиболее спорным стало предложение Минфина о возможности признания фиктивной не только деятельности самого лжепредприятия, но и отдельных сделок. Вице-министр отметил, что в практике есть случаи, когда коммерческая организация совмещает как легальную, так и фиктивную деятельность, то есть часть совершенных ею сделок вполне законна, а часть — нет.

— Здесь уже проблема двоякая. С одной стороны, трудно доказать, что это предприятие создано с целью лжепредпринимательства, поскольку у него всего лишь несколько периодически возникших лжесделок, — пояснил Руслан Даленов. — С другой стороны, если такая организация, у которой половина сделок лже, половина не лже, будет признана судом, что оно лжепредприятие, тогда пострадают добросовестные налогоплательщики, добросовестный бизнес, поскольку все те сделки, которые заключили с лжепредприятием, согласно закону, признаются лже. То есть нормальный, добросовестный бизнес по тем нормальным сделкам, которые совершило лжепредприятие, он также страдает.

Однако представители бизнеса энтузиазма и оптимизма Минфина не разделяют. Присутствовавший на презентации законопроекта глава Национальной экономической палаты «Союз «Атамекен» Азат Перуашев напомнил вице-министру, что в настоящее время существуют значительные проблемы в правоприменительной практике. В частности, когда предприятия, являющиеся добросовестными, пытаются оспорить признание легальной сделки как фиктивной, суды отказываются даже принимать их заявления к рассмотрению. И таких примеров немало.

— Я могу привести массы крупных производственных предприятий, производителей очень качественной продукции, в том числе победителей конкурса «Алтын сапа», — заявил Азат Перуашев. — Их тоже сейчас наказывают по лжепредприятию. Тех, кем мы гордимся! Ну, покупал он когда-то дрова у кого-то, покупал шифер, того признали лжепредприятием… А этого теперь наказывают?..

По мнению «Атамекен», представленный законопроект не вносит кардинальных изменений в сложившуюся на сегодняшний день ситуацию. Тем более что во всем оставлена возможность для влияния субъективного, личностного фактора. Ведь, к примеру, органы следствия могут и не захотеть разбираться в сделках пяти-семилетней давности, а просто объявить, что все они были фиктивными. И добросовестный предприниматель вновь будет попросту поставлен перед фактом. А возможности по обжалованию не нашли в законопроекте своего отражения.

Заметим, что и представители судейского корпуса отнеслись к законопроекту весьма скептически. Так, по мнению судьи Верховного суда Галии Макажановой, много спорных вопросов документ не затрагивает вообще. При этом судья заметила, что в 90 процентах при рассмотрении дел о признании организации лжепредприятием сами создатели признаются: они изначально не собирались вести легальную коммерческую деятельность.

— Вообще, лжепредприятие — явление, неизвестное европейским странам, — заметила судья Макажанова. — Это, наверное, такое изобретение нашего населения, которое придумало делать из воздуха деньги. И вот так европейский стандарт применять к тому явлению, которое неизвестно им, а известно только нам, я думаю, это не совсем правильно. Есть проблема, с которой мы должны бороться. Должны быть интересы государственного бюджета, из которого получают зарплату учителя и врачи, пенсионеры пенсии и так далее. А то, что миллионами, миллиардами деньги выходят из банков, это я тоже вижу. Китайскими сумками выносят деньги, не поставляя совершенно ничего. И эти деньги в основном возвращаются этим контрагентам. В основном такая ситуация.

По итогам первого обсуждения каждая сторона пока осталась при своем мнении. Что думают об этом депутаты, пока неясно. Тем более что и в ходе презентации законопроекта мажилисмены практически не задавали вопросов, а лишь внимательно слушали дискутирующие стороны — Минфин и «Атамекен». Но народные избранники заверили, что при работе над законопроектом тщательно изучат предложения всех сторон и постараются сделать закон максимально эффективным.

27.01.2009

Маржан Сагындык, www.kn.kz

Подписка на статьи
Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.