Административный якорь

Премьер-министр Карим Масимов требует держать цены на топливо до «особого распоряжения». Как пояснил глава Нацбанка Григорий Марченко: «Девальвация приводит к тому, что растет цена на импортные товары, но население также может выбирать и покупать ...

c и больше отечественных. Поэтому девальвация тенге в 25% не приведет к 25−процентному росту цен на все товары и услуги». В этом отношении интересно рассмотреть ситуацию, которая складывается на рынке горюче-смазочных материалов (ГСМ).

Однозначно повысятся цены на технические масла, поскольку в стране они не производятся и населению выбирать просто не из чего. Что касается цен на бензин, то в первый же день девальвации тенге в ряде регионов они подскочили весьма заметно. Так, в Шымкенте на автозаправках цена литра Аи-92 тут же возросла в пределах 10%. Жамбылские водители за литр Аи-92 платили на 11 тенге, а за Аи-96 – на 12 тенге больше, чем до девальвации.

В Алматы особо отличилась компания Sinooil. Когда в середине первой февральской недели, по примеру премьера, глава города Ахметжан Есимов провел мониторинг цен в торговых точках, в том числе и АЗС, выяснилось, что если в среднем по городу цены на ГСМ повысились на 2–3%, то на АЗС компании Sinooil – на восемь тенге. Аким пригрозил «с помощью работников ГАИ перекрыть въезд автомашин на эти автозаправочные станции до выяснения причин необоснованного повышения цен». По-видимому, это подействовало: цены упали (к примеру, литр Аи-93 стал стоить 72 тенге). Но попытки административного воздействия на стоимость топлива на заправках и раньше давали лишь недолговременный эффект. А в этот раз он, вероятно, будет и того меньше.

Попытки власти…

 «Цены надо держать до особого распоряжения через систему “КазМунайГаза”. Есть такая возможность», – заявил глава правительства, поручая Министерству энергетики и минеральных ресурсов принять меры по сдерживанию роста цен на ГСМ. Однако какую возможность имел в виду премьер, непонятно. Сравнение вывешенных 5 февраля на сайте «ТД “КазМунайГаз”» цен на Аи-92 на АЗС «КМГ» в ряде городов со средними ценами других поставщиков оказалось не в пользу торгового дома нацкомпании. В частности, литр этого топлива на АЗС «КМГ» в Шымкенте и Таразе стоил 73 тенге, Актобе – 77 тенге, тогда как в среднем по соответствующим регионам 60, 65 и 71 тенге.

Не осталось в стороне от проблемы и Агентство по защите конкуренции (АЗК), предложившее правительству рассмотреть как защитную меру для насыщения внутреннего рынка возможность возврата к прежней ставке экспортной таможенной пошлины на бензин и дизтопливо. «У нас опять стали конкурентоспособными все наши товары в связи с девальвированием тенге», – отметил председатель АЗК Мажит Есенбаев, добавив, что в этих условиях производителям ГСМ выгоднее продавать продукцию на экспорт. Глава АЗК считает возможным повышение цен на рынке ГСМ, «особенно это касается дизтоплива в период начала посевной».

Высказалась и председатель комитета мажилиса по финансам и бюджету Гульжана Карагусова: «…пока мы не достигнем определенного равновесного положения, которое позволит наш экспорт сделать конкурентоспособным, думаю, что это будет продолжаться». Однако такой путь достижения конкурентоспособности ведет к росту дефицита того же топлива на внутреннем рынке.

…и ценовые перспективы топливного рынка

Безусловно, логика в предложении Мажита Есенбаева есть. Как известно, с 26 января экспортные пошлины на сырую нефть были отменены, а на экспорт ГСМ снижены со 113 долларов за тонну почти наполовину. Сегодня это позволяет крупным компаниям без проблем отгружать продукцию на экспорт и, сокращая поставки на внутренний рынок, тем самым взвинчивать на нем цены на топливо. И это понятно. Девальвация тенге привела к тому, что экспортировать топливо за валюту стало выгодней, чем продавать его по действующим ценам на внутреннем рынке.

Однако, как показывает практика, особенно прошлого года, административные меры (подписание правительством меморандумов с недропользователями о поставках сырья на НПЗ, введение экспортных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты, даже установление прямого контроля государства над НПЗ через нацкомпанию) ситуацию на внутреннем рынке нефтепродуктов практически не меняют. Это обусловлено тем, что недропользователи экономически мотивированы отправлять нефть за границу и сокращать ее поставки на отечественные заводы. Существенной проблемой все годы независимости остается несоответствие структуры выпускаемых нефтепродуктов потребностям внутреннего рынка. НПЗ покрывают спрос местных потребителей в солярке, мазуте и бензине Аи-80. В то же время значительные объемы высокооктановых марок бензина и авиакеросина импортируются.

Министр энергетики и минеральных ресурсов РК Сауат Мынбаев, говоря о тотальной зависимости Казахстана от внешних поставок нефти и нефтепродуктов, отметил, что в Казахстан завозится 30% авиакеросина, 40% высокооктанового бензина. При этом более половины перерабатываемой на отечественных НПЗ нефти (6,7 млн тонн из 12,3 млн тонн переработанных в прошлом году) тоже импортируется. В таких условиях, учитывая, что нефть за рубежом закупается за доллары, а внутри продается за тенге, избежать роста цен на казахстанском рынке не удастся.

16.02.2009

Сергей Смирнов, www.expert.ru

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.