Чувство недоумения

Ежегодное послание президента народу Казахстана – типичный образец политической коммуникации, заставляющий вспомнить классика американской политологии Гарольда Лассуэлла и его знаменитую формулу: кто? что? кому? по какому каналу? с каким эффектом?

Редакционная статья

Ежегодное послание президента народу Казахстана – типичный образец политической коммуникации, заставляющий вспомнить классика американской политологии Гарольда Лассуэлла и его знаменитую формулу: кто? что? кому? по какому каналу? с каким эффектом? Отправитель (президент) стремится оказать влияние на адресата. Но кто этот адресат? Казалось бы, ответ очевиден – это народ. На самом деле послание прочтут (и попытаются понять) очень немногие люди, которые затем выступят в роли ретрансляторов, пересказывая содержание послания другим. Поскольку большая часть людей (будем считать ее народом) познакомится с посланием в интерпретации посредников, их-то и можно считать целевой аудиторией президента.

Выступление, перенасыщенное эмоционально окрашенными формулировками, возможно, тронуло сердца управленческой элиты, сидевшей в парламентском зале. Но большая часть людей в нашей стране получит президентское послание по другим каналам – через СМИ, комментарии лидеров партий, оценки политологов и политиков. А управленческие элиты других государств – через сотрудников своих посольств в Казахстане. Поэтому крайне важно, чтобы все те, кто выступает в роли каналов и ретрансляторов, получили такой сигнал, который был бы им как минимум понятен.

Если сигнал после расшифровки превращается в неприятное сообщение, реакция на него будет хотя бы вполне предсказуемой. Но если сигнал не поддается расшифровке вообще, то и реакцию на него предсказать невозможно. Или же адресат будет вынужден интерпретировать не сообщение, а сам факт непонятности сигнала.

Проще говоря, послание президента должно отвечать некоторым формальным стандартам. Оно может быть скучным, но не странным. Оно может вызывать зевоту, но не чувство недоумения. А нынешнее послание у многих вызвало именно его.

До сих пор президентские послания без труда разбивались на три блока – экономику, внешнюю и внутреннюю политику. Блоки эти были разными по объему, не всегда прямо выделялись в тексте, но без труда распознавались и служили объектом анализа и различных интерпретаций.

Нынешнее послание состоит из иных блоков – тревожного (кризис пришел на нашу мирную землю), успокаивающего (мы уже побеждали разные кризисы, победим и этот) и мобилизующего (встанем, как один, скажем: не дадим!). В нем еще можно увидеть экономику, но политики, как внешней, так и внутренней, нет абсолютно.

Поэтому политические оппоненты сразу стали жаловаться: где же политические реформы? Почему про них ничего не сказано? А зарубежные дипломаты, привыкшие оценивать внешнеполитический курс Казахстана по порядку, в котором перечислены наши стратегические и тактические партнеры, не знают, что писать в отчетах на родину. Анализировать нечего. Приведенные в послании цифры не поддаются верификации – откуда возьмутся четыре миллиарда долларов? На реализацию какого плана? И почему президент сообщает, что золотовалютные резервы равны 47 млрд долларов, причем снижаться не будут, а Нацбанк тут же сообщает, что они уже снизились до 42 млрд?

Поручения, которые президент дает госслужащим, работникам правоохранительных органов, журналистам и членам своей партии, настолько не совпадают с их функциональными обязанностями, что анализировать их также не представляется возможным.

Практически одновременно с посланием прозвучало выстроенное и по правильным каналам протранслированное выступление президента на Астанинском экономическом форуме. И начинает казаться, что послание казахстанскому народу служит лишь для того, чтобы оттенять новаторские предложения о смене вех и парадигм, адресованные нобелевским лауреатам и просто зарубежным экономистам. Судя по сообщениям официальных казахстанских СМИ, они горячо откликнулись на инициативы главы нашего государства по введению международных и межрегиональных валют. То ли каналы выбраны более правильные, то ли аудитория более благожелательная, чем та, которой предназначено послание.

16.03.2009

www.expert.ru

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.