Нужны ли кредиты?

Активное кредитование не ведет к реальному экономическому благополучию, а создает лишь его иллюзию. Существует ошибочная точка зрения, широко разделяемая политиками, представителями бизнеса, прессой и публикой. Она состоит в том ...

Активное кредитование не ведет к реальному экономическому благополучию, а создает лишь его иллюзию

Существует ошибочная точка зрения, широко разделяемая политиками, представителями бизнеса, прессой и публикой. Она состоит в том, что желательной целью экономической политики является уменьшение процентной ставки кредитования и общая доступность этого вида финансовых услуг. Однако ведет это, чаще всего, во-первых, к перегреву, а во-вторых – к неминуемой коррекции. То есть снижению цен на большинство товаров отечественного производства, а равно и аппетитов предпринимателей.

– Посредством доступного кредитования во многих странах регулярно предпринимаются попытки вызвать экономический подъем, в том числе и в Казахстане 2002–2007 годов, – говорит финансовый аналитик Александр Шведов. – Вначале результат такой кредитной экспансии соответствует ожиданиям. Бизнес растет. Начинается подъем. Однако стимулирующий эффект кредитной экспансии не длится вечно. Рано или поздно бум, созданный этой политикой, заканчивается коллапсом, как это было в США, других странах, включая и Казахстан.

Примерно такую картину мы наблюдаем сейчас. Только за первый квартал, по данным Мининдустрии и торговли, по Казахстану закрылись или приостановили работу порядка 600 предприятий малого и среднего бизнеса, в Алматы прекратили существование порядка 200 предприятий. Основная причина – проблемы с оборотными средствами, которые раньше решались посредством банковского кредитования.

– При процентной ставке, которая складывается на рынке без дополнительного кредита, – рассказывает Александр Шведов, – создаваемого банковской эмиссией фидуциарных, то есть основанных на доверии, но не полностью обеспеченных средств обмена, прибыльными будут только те предприятия, для которых в экономике нашлись необходимые факторы производства по рыночным ценам. Другими словами, если предприятие стоящее и не дерет со своих потребителей три шкуры, то и кредит принесет пользу. В противном случае создается лишь, подобная молнии, иллюзия процветания. Если товар неконкурентоспособен, то и покупать его не будут, сколько бы его ни производили. На этом, кстати, заострил внимание в своем недавнем послании народу Казахстана президент Н. Назарбаев.

– Нужно продолжить работу в тех отрослях экономики, где можем быть реально конкурентоспособными, – сказал он.

Кредитная экспансия не в состоянии увеличить предложение реальных благ. Она, скорее, способствует их перераспределению. Она отклоняет капитальные вложения от тех направлений, которые предписываются наличным состоянием общественного богатства и рыночными условиями. То есть отток идет в сторону спекуляций, когда рост ощущается преимущественно в сферах торговли и недвижимости. В итоге экономический подъем не имеет под собой достаточно твердого основания, поскольку в этом случае отдельные люди богатеют, но больше половины общества остаются в безысходной бедности.

Рано или поздно становится очевидным, что небоскреб экономического процветания возведен на песке. Экономика перегрета сверхвысокими поступлениями «халявных» денег от кредитов, увеличивается потребительский спрос, в свою очередь не отстает и предложение опять за счет тех же банковских займов. Между тем в определенный момент поступление денег заканчивается, посредством ли государственного вмешательства, объективных кризисных факторов или же элементарной эволюции общественного самосознания. В отечественной экономике имел место второй фактор. А получилось преобладание предложения над необеспеченным спросом.

– Таким образом, вместо здорового интенсивного развития экономики, как это было, к примеру, в Китае, Казахстан пошел по пути экстенсивному, – говорит Александр Шведов. – И сейчас в традициях новейших экономических схем просто вынужден столкнуться с коррекцией на рынке. А значит, нас ждет заметное падение цен на большинство товаров. Первыми, естественно, пострадали те отрасли, где товары дороги – недвижимость, торговля автомобилями, мебелью и т.д. По итогам года дефляция здесь составила порядка 15–50 процентов. Следом пойдут и остальные.

Аппетиты отечественного бизнеса до последнего времени были слишком велики. Гонка за прибылями любой ценой заставляла производить товары со слишком большой накруткой к стоимости. К примеру, в Европе годовая прибыль порядка 20 процентов считается очень хорошей. У нас предприниматель считает, что прибыль должна исчисляться не десятками, а сотнями процентов. Страдает же в итоге экономика всей страны, которая выросла слишком быстро.

29.04.2009

Алексей Храмков, www.liter.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.