Что думает Марченко

Правда-матка от председателя Национального банка Казахстана. Григорий Марченко пришел в очередной раз к рулю Национального банка в тяжелое для страны время, когда необходимы были решительные действия по выправлению ситуации, сложившейся в финансовом секторе.

Правда-матка от председателя Национального банка Казахстана

Григорий Марченко пришел в очередной раз к рулю Национального банка в тяжелое для страны время, когда необходимы были решительные действия по выправлению ситуации, сложившейся в финансовом секторе. Он сегодня выступает в роли кризисного менеджера, исправляющего ошибки своих предшественников. Поэтому может позволить себе резать правду-матку, в отличие от некоторых закомплексованных чиновников. Марченко признает без всякого стеснения: «Казахстан – это малая открытая страна в экономическом плане, не имеющая существенного влияния на мировые цены. Поэтому будет безрезультатно, если мы предпримем своевременные и адекватные антикризисные меры, а на мировых финансовых рынках сохранится нестабильность». Хотя и в его положении есть один большой плюс. Ведь если назавтра ситуация в экономике изменится в лучшую сторону, то Григорий Марченко окажется на коне.

Хотел того или нет председатель Национального банка страны Григорий Марченко, но после февральской однодневной девальвации тенге, можно сказать, он в одночасье стал в республике личностью популярной. Хотя и раньше от отсутствия известности Григорий Марченко не страдал.

– На недавней встрече с президентом вы сказали, что сумма внешнего долга банковского сектора страны снизилась с 46 млрд долларов до 35 млрд. Не могли бы вы нам разъяснить эти цифры? Ведь до этого во многих казахстанских СМИ утверждалось, что общая сумма долга отечественных банков второго уровня иностранным кредиторам равна 107 млрд долларов. При этом сумма собственно государственного долга, по которому Казахстан гарантирует их возврат, называлась равной 1,7 млрд.

– Данные, приведенные в вашем вопросе, о долге банков республики в размере 107 млрд долларов США не соответствуют действительности. Данная сумма (точнее, 107,8 млрд долларов США) представляет собой валовый внешний долг Республики Казахстан по состоянию на 31 декабря 2008 года. Из этой суммы государственный внешний долг (то есть долг правительства и Национального банка) составляет 1,6 млрд. Внешний долг банков равен 39,2 млрд долларов (на конец 2007 года – 46 млрд долларов США). Внешний долг реального сектора экономики достигает 66,9 млрд долларов (на конец 2007 года – 49,4 млрд США).

Согласно монетарному обзору по банкам второго уровня (без учета АО «Банк развития Казахстана»), обязательства перед нерезидентами на конец марта 2009 года составили 5 215,8 млрд тенге, или 34,5 млрд долларов. Это и есть те цифры, что были озвучены мной на встрече с президентом Республики Казахстан.

– Не могли бы вы в деталях обрисовать текущую ситуацию в финансовой сфере, рассказав подробно: куда мы тратим свои деньги, откуда к нам идут инвестиции, где, в каких секторах экономики мы можем рассчитывать на прорывы, чего нам следует ожидать в этом и следующем годах?

– В условиях мирового экономического и финансового кризиса, нестабильности на финансовом рынке Казахстана экономическое развитие нашей страны в 2008 году характеризовалось замедлением темпов. Рост реального ВВП в 2008 году, по уточненным данным Агентства Республики Казахстан по статистике, составил 3,3 процента по сравнению с 8,9 процента в 2007 году. Данные по ВВП за I квартал 2009 года Агентством по статистике еще не опубликованы.

Банковская система Казахстана функционирует в условиях ограниченного доступа к рынку внешних заимствований, необходимости погашения обязательств по внешним займам, а также ухудшения внутренних экономических условий и снижения качества существующих и потенциальных заемщиков. В этой связи казахстанские банки были вынуждены ограничить кредитную деятельность, что повлекло за собой повышение процентных ставок по выдаваемым кредитам и ужесточение условий по выдаче кредитов. В результате если в 2007 году объем кредитов экономике вырос на 54,7 процента, то за 2008 год – только на 2,7 процента, а за I квартал 2009 года – на 9,1 процента (без учета девальвации снижение, по нашей оценке, на 1,7 процента).

Депозитная база в качестве источника фондирования банков остается достаточно слабой. Объем депозитов резидентов за 2008 год вырос на 39,1 процента, тогда как за I квартал 2009 года – на 10,4 процента (без учета девальвации, по нашей оценке, рост на 0,3 процента). При этом депозиты населения увеличились за 2008 год на 2,8 процента, с начала 2009 года – на 7,8 процента (без учета девальвации, по нашей оценке, снижение на 4,8 процента).

Что касается инвестиций, то в 2008 году зарегистрирован исторически высокий показатель нетто-притока иностранных прямых инвестиций (ИПИ) в Казахстан – 14,5 млрд долларов. Большая часть иностранных прямых инвестиций (ИПИ) в Казахстан направляется в нефтегазовый сектор – геологораз-ведку месторождений (40 процентов валового притока ИПИ в Казахстан за 2008 год) и добычу сырой нефти и природного газа (13 процентов). Основными странами-инвесторами являются Нидерланды, США, Великобритания, Британские Виргинские острова, Франция, Австрия. Лидирующая позиция Нидерландов обусловлена тем, что в этой стране создано большое количество финансовых посредников, холдингов и операторов, целью которых является привлечение финансовых ресурсов на международных рынках.

По состоянию на конец 2008 года около 58 процентов инвестиций от неаффилированных нерезидентов приходится на финансовый сектор. Оставшиеся инвестиции распределяются равномерно по 5–7 процентов по отраслям нефинансового сектора (горнодобывающая и обрабатывающая промышленность, строительство, торговля, транспорт, услуги, оказываемые предприятиям).

Что касается прямых инвестиций из Казахстана за границу, то основными получателями казахстанских прямых инвестиций являются Нидерланды (55 процентов валового оттока ИПИ за границу в 2008 году), Российская Федерация (13 процентов), Швейцария (8 процентов), Кипр (8 процентов), Британские Виргинские острова (6 процентов). Такая страновая структура также обусловлена тем, что большие объемы инвестиций идут через холдинги, созданные в странах с благоприятными финансовыми и налоговыми условиями.

Информацию о расходовании денег государством можно найти в законе о республиканском бюджете на 2009–2011 годы, а также в Плане совместных действий правительства, Национального банка и Агентства финансового надзора по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009–2010 годы.

Таким образом, в настоящий момент идет освоение банками выделенных средств и реализация антикризисных мер. В целом реализация указанного плана будет способствовать поддержанию экономики и обеспечению необходимой основы для качественного экономического роста. При этом целью ставится повышение качества роста экономики. В 2009 году экономический рост прогнозируется в 1 процент, а в 2010 году – 3 процента.

– Что мы выиграли от прошедшей 4 февраля однодневной девальвации национальной валюты? И как это сказалось на увеличении экспорта наших товаров за рубеж?

– Резкое падение цены на нефть осенью 2008 года в сочетании с дефицитом ликвидности в иностранной валюте, который испытывали казахстанские банки, создало угрозу для устойчивости платежного баланса. Помимо угрозы стабильности финансовой системы республики, переоцененный курс тенге в условиях резкой девальвации валют стран–основных партнеров (в частности Российской Федерации) поставил под угрозу не только доходы экспортеров, но и всех отечественных товаропроизводителей. Кроме того, искусственное удержание курса тенге за счет золотовалютных резервов страны вело к их истощению.

Девальвация тенге является одной из самых эффективных мер, предпринятых для корректировки ситуации в экономике страны. Прежде всего, проведение одномоментной девальвации привело сразу к снижению давления на национальную валюту. Такая тактика позволила избежать возникновения в обществе устойчивых девальвационных ожиданий, которые нелегко контролировать. Кроме того, в результате проведенного шага удалось избежать расходования золотовалютных резервов, связанного с вынужденной поддержкой курса тенге.

По оценке Национального банка, одномоментная девальвация тенге позволяет вдвое снизить ожидавшийся в 2009 году дефицит текущего счета.

Улучшение текущего счета произойдет за счет увеличения конкурентоспособности казахстанских товаров на мировых рынках и сокращения импорта товаров, прежде всего потребительского и промежуточного назначения.

Динамика экспорта товаров преимущественно обуславливается конъюнктурой мировых товарных рынков, поскольку свыше 80 процентов казахстанского экспорта приходится на минеральные продукты и неблагородные металлы. В этой связи девальвация не окажет существенного эффекта на рост объема экспорта, однако приведет к менее значительному сокращению тенговых доходов предприятий-экспортеров, учитывая снижение цен на основные экспортные позиции.

Таким образом, проведенная девальвация позволяет защитить интересы наших экспортеров и поддержать отечественного товаропроизводителя.

– В условиях глобального мирового кризиса вполне вероятно, что многие люди, бравшие кредиты в банках и лишившиеся временно работы, не смогут своевременно рассчитаться с долгами. Каким может быть выход из этой ситуации?

– Мы живем во времена рыночных отношений, где вероятна любая ситуация, от которой никто не застрахован. Поэтому каждый несет риск сам и выход находить должен сам. Однако необходимо отметить, что государством выделено порядка 120 млрд тенге для рефинансирования программы ипотечного кредитования в условиях финансового кризиса.

– Существующая общепринятая точка зрения в нашем обществе сводится к тому, что, пока Америка не выйдет из экономического коллапса, экономический подъем мировой экономики, в том числе казахстанской, не светит. Спрашивается, а нет ли другого сценария по выходу Казахстана из кризиса? И насколько оправданы ожидания некоторых экспертов, делающих ставку на Китай в качестве нового мирового экономического лидера?

– В первую очередь необходимо отметить, что экономика США является крупнейшей в мире и происходящие в ней процессы не могут не отражаться на остальных странах мира. При этом следует обратить внимание на то, что со стороны США оказывается не только негативное влияние на мировые рынки в кризисные периоды, но и позитивное, когда в моменты роста американской экономики рынки испытывают подъем. Поэтому мировая экономика зависит напрямую от того, что происходит в Соединенных Штатах Америки. Однако в нашем случае ситуация будет варьироваться от страны к стране, когда многое будет зависеть от действий правительств, в том числе и американского. Кроме того, мировой кризис, эпицентром которого являются США, сместил акценты в мировой финансовой системе. Финансовый кризис стал отражением меняющейся структуры мирового хозяйства. Локомотивами роста планетарной экономики стали развивающиеся страны (прежде всего Китай и Индия). Сейчас происходит трансформация экономического влияния развивающихся стран в сфере международных финансов. Поэтому не исключено, что в будущем Китай может стать новым мировым экономическим лидером. При этом необходимо четко осознавать, что США не уступят просто так свое лидерство и многое в развитии мировой экономической и финансовой системы будет зависеть от того, как эти две страны смогут договориться друг с другом.

Казахстан – это малая открытая страна в экономическом плане, не имеющая существенного влияния на мировые цены. И ее экономика зависит во многом от ситуации на мировых рынках. Поэтому будет безрезультатно, если мы предпримем своевременные и адекватные антикризисные меры, а на мировых финансовых рынках сохранится нестабильность. В этой связи необходимо прилагать совместные усилия по выходу из кризиса на уровне всех правительств ведущих стран мира.

13.05.2009

Серик Малеев, www.liter.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.