Проверки-lights для бизнеса

К 1 июля 2009 года должны быть приняты поправки в закон "О частном предпринимательстве". Они могут значительно изменить подход к планированию и проведению проверок субъектов частного предпринимательства. Предложенные изменения и дополнения в 67 других законов и кодексов...

К 1 июля 2009 года должны быть приняты поправки в закон "О частном предпринимательстве". Они могут значительно изменить подход к планированию и проведению проверок субъектов частного предпринимательства.

Предложенные изменения и дополнения в 67 других законов и кодексов призваны снизить административную нагрузку на бизнес и повысить эффективность работы государственных органов, когда те занимаются контрольными мероприятиями в бизнес-среде.

В основу поправок легла концепция, разработанная в ноябре прошлого года Министерством Индустрии и Торговли РК совместно с экспертами проекта USAID по улучшению бизнес среды (BEI).

По мнению международных экспертов, подходы, отраженные в концепции, соответствуют позитивному международному опыту в сфере осуществления государственного контроля.

В соответствии с концепцией, изменения были предложены в закон "О частном предпринимательстве" в части, касающейся государственного контроля за частным предпринимательством и в 67 других законов и 8 кодексов, определяющих порядок проведения контроля.

"До сих пор существующий Административный Кодекс предусматривал штрафы по итогам проверок и только ответственность предпринимателей, носил карательный характер. Сейчас изменения и дополнения, вносимые в Административный Кодекс, предусматривают ответственность обеих сторон, нарушения, выявленные при проверке должны быть устранены в определенные сроки и первичная проверка будет предупредительного характера", - комментирует поправки Игорь Гуцан, международный эксперт по улучшению бизнес-среды.

По поручению Президента РК разработанные поправки войдут в силу к 1 июля 2009 года - дате окончания второго моратория на проверки малого и среднего бизнеса (МСБ). Предложенные изменения и в другие законодательные акты уже были приняты Мажилисом и переданы на рассмотрение в Сенат.

Помимо проверок большую проблему составляли другие многочисленные инструменты, используемые государственными органами для осуществления контроля над частным предпринимательством, под видом обследований, осмотров, досмотров и т. д. Было предложено также пересмотреть и данные инструменты, с тем, чтобы обеспечить полное законодательное урегулирование контактов госорганов и их должностных лиц с предпринимателями.

Соответственно теперь под категорию проверок будут подпадать любые посещения предпринимателя представителем уполномоченного органа, либо запрос необходимой информации касающейся объекта проверки.

А сами проверки станут плановыми и внеплановыми. Плановые проверки будут проводиться только в соответствии с планом, который должен быть основан на системе управления рисками. Все субъекты частного предпринимательства делятся на три группы: с высоким, средним и незначительным уровнем риска, для которых , соответственно, определена и периодичность плановых проверок - не более одного раза в год, один раз в три года и в пять лет.

Исключение будет сделано лишь в случае проверок в области санитарно-эпидемиологического контроля, ветеринарии, карантина и защиты растений, семеноводства, зернового и хлопкового рынка, которые смогут проверять объекты высокой степени риска один раз в месяц.

В оперативные сроки еще предстоит "рассортировать" субъекты или объекты по категориям риска, с точки зрения каждого отдельного органа. У некоторых уполномоченных органов уже имеется частичная сортировка, но она требует обсуждения и доработки.

"Например, с точки зрения санитарного-эпидемиологического надзора к категории с высокой степенью риска должны быть отнесены промышленные производители пищевой продукции, школьные столовые, а к категории с низкой степенью риска - субъекты, торгующие одеждой. С точки зрения противопожарной безопасности к категории с высокой степенью риска должны быть отнесены кинотеатры, школы, а к категории с низкой степенью риска - киоски, уличные торговцы и т.д. В итоге применение данного подхода поможет не только снизить нагрузку на предпринимателей, но и повысить эффективность работы государственных органов и направить их усилия именно туда где это необходимо больше всего", - считает Игорь Гуцан.

Согласно новым поправкам уполномоченный на осуществление контрольных и (или) надзорных функций государственный орган будет обязан известить в письменном виде частного предпринимателя о начале проведения плановой проверки не менее чем за тридцать календарных дней до начала самой проверки. Кроме того, обязательно указание сроков и предмета проведения проверки.

Основанием для внеплановой проверки может стать легальное обращение граждан, возникновение угрозы жизни, здоровью людей, окружающей среде и имущественным интересам государства, граждан и юридических лиц, заявление самого субъекта частного предпринимательства

Согласно принятым Мажилисом РК изменениям, все проверки должны проходить обязательную регистрацию в Комитете по правовой статистике Генеральной Прокуратуры РК. В предыдущих редакциях закона "О частном предпринимательстве" были ограничения в этой части, так регистрацию о назначении проверок не проходили в рамках оперативно-розыскных мероприятий, по соблюдению налогового, таможенного и финансового законодательства и др.

"Проектом по улучшению бизнес-среды совместно с Форумом предпринимателей Казахстана и Департаментом Развития предпринимательства Министерства Индустрии и Торговли РК проведена большая работа в части анализа проверок субъектов малого предпринимательства государственными контролирующими органами. Так вот "львиная" доля всех проверок приходилась именно на эти контролирующие органы", - говорит Алма Турлыбаева, экономист, консультант проекта BEI (улучшение бизнес-среды в Казахстане).

В поправках также значительно усилены права частных предпринимателей в отношениях с контрольно-надзорными органами. Так, например, предприниматель будет иметь право не допускать к проверке должностных лиц государственных органов, прибывших для проведения проверки в таких случаях как: несоблюдение временных интервалов при плановой проверке по отношению к предшествующей проверке; назначение государственными органами проверок по вопросам, не входящим в их компетенцию; превышение либо истечение указанных в акте о назначении проверки сроков, и не соответствующих срокам, установленным законом о ЧП и др.

Сегодня предприниматели жалуются, что при проверках происходит изъятие первичной документации. Тем самым приостанавливается на неопределенный срок деятельность предпринимателя. В поправках предложено - не допускать изъятия и четко в акте проверки определять задачи проверки, чтобы не было той размытости, которая существует сейчас.

Поправки устанавливают четкие сроки проведения проверок в зависимости от объема предстоящих работ, а также поставленных задач и не должны превышать тридцати рабочих дней.

"Конечно, при нарушении требований представителями бизнеса и в зависимости от его тяжести, сроки продления проверок будут пересматриваться. Но каждая проверка, даже если она будет повторной, обязательно должна будет пройти регистрацию в органах правовой статистики с обязательным уведомлением проверяемой стороны", - говорит г-жа Турлыбаева.

Еще один важный момент закона - внедрение государственными контролирующими органами для частного предпринимательства проверочного листа, где четко будут расписаны требования к каждой категории бизнеса.

Требования, включенные в проверочный лист, будут основываться на положениях, предусмотренных законами и постановлениями правительства РК, несоблюдение которых влечет за собой угрозу жизни и здоровью человека, окружающей среде, имущественным интересам граждан, юридических лиц и государства.

При этом требования к частным предпринимателям, содержащиеся в проверочных листах, формируются в соответствии с принципами минимальной достаточности.

"Если допустим у вас магазин - то в проверочном листе СЭС, пожарная служба или другой орган уполномоченный проверять вас должны будут отразить все требования.

С учетом этих требований предприниматель сам заполняет проверочный лист. И если соблюдены все критерии ведения бизнеса, то на основании проверочного листа проверка как таковая не нужна в принципе. Применение проверочных листов поможет предпринимателям провести свой собственный контроль на предмет соблюдения требований законодательства, снизит длительность проверок, в особенности технических - со стороны СЭС, пожарной службы. Также применение проверочных листов должно оградить предпринимателя от коррупции, а государственные органы от неподготовленных сотрудников", - уверена Алма Турлыбаева.

Сегодня предприниматели с тревогой ожидают окончания второго моратория, опасаясь волны проверок. Именно этим продиктована необходимость принятия поправок на момент истечения срока моратория - к 1 июля 2009 года, чтобы нивелировать риски, "смягчить удар" предпринимателей и ввести ответственность и бизнеса, и госструктур.

По мнению разработчиков поправок, вообще исключить проверки как таковые нельзя. Должна быть гарантия того, что у каждого из граждан есть право получать качественную продукцию и услуги. Вместе с тем у производителя также должна быть гарантия нормальной и стабильной работы. А это возможно лишь при равной ответственности сторон - государства и частного предпринимательства - перед Законом.

23.06.2009

Игорь Дмитриев, www.gazeta.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.