Доля дольщиков

Последний раз массово замершие стройки мы видели при развале СССР, а потому и нынешний строительный кризис нельзя списывать просто на экономику: это, по большому счету, есть проявление и кризиса состоятельности правительства и акиматов.

Последний раз массово замершие стройки мы видели при развале СССР, а потому и нынешний строительный кризис нельзя списывать просто на экономику: это, по большому счету, есть проявление и кризиса состоятельности правительства и акиматов. В этой связи интересно сопоставить содержание «Государственных программ жилищного строительства» (которых было даже две - на 2005-2007 и на 2008 годы) с тем, обо что сейчас споткнулись надежды дольщиков и ипотечников.

Комплексное решение проблем развития жилищного строительства, обеспечивающее доступность жилья широким слоям населения - это продекларированная цель. Среди механизмов же главный - ипотека. Именно ипотека позволяет согласовать интересы населения, банков, строительного комплекса и государства, заинтересованного в экономическом росте, которому будет способствовать широкое распространение ипотечного кредитования населения. Ставилась задача: иметь ставку вознаграждения - 9-10% (с доведением ее до 8%), размер первоначального взноса - 10%, срок ипотечного кредита - 20 лет. Что получилось на практике - сами сравните.

Второй основой жилищного строительства планировалась система жилищно-строительных сбережений. Этот механизм так и не запущен. Точно так же не реализованы еще два основополагающих раздела Программы: строительство коммунального и арендного жилья за счет средств республиканского бюджета. Предполагалось, что доступное жилье будет строиться местными исполнительными органами за счет государственных средств - тоже осталось на бумаге.

На практике приоритет доступности жилья превращен в свою противоположность. По данным самой программы, средняя фактическая стоимость строительства 1 кв. м составляла тогда 60,3 тыс. тенге. Программа же обещала, что будут созданы условия для обеспечения граждан жильем посредством строительства недорогого и доступного жилья для среднего класса стоимостью, не превышающей $350 за 1  кв. м. А также будут созданы условия для обеспечения граждан посредством строительства недорогого и доступного жилья средней стоимости, не превышающей 56 515 тенге за 1 кв. м. Эти «смешные» цены так и остались насмешкой над массой нуждающихся в жилье.

На самом деле основные параметры, определяющие условия долевого и ипотечного финансирования, - завышенная стоимость квадратных метров и кредитных процентов и малые сроки кредитования непосредственно вытекали из политики, проводимой органами государственной исполнительной власти и надзирающими финансовыми органами. Например, Госпрограмма на 2008 год просто зафиксировала, что стоимость реализации построенного жилья превышает стоимость его строительства в 1,9 раза.

У участников долевого строительства и получателей ипотеки не было выбора, граждане вынуждены были брать в долг или находить собственные средства, в разы превышающие фактическую строительную стоимость приобретаемого ими жилья.

И что еще интересно: самый популярный вид финансирования жилищного строительства - за счет долевого участия - вообще никак не предусмотрен в Госпрограммах. Это - чистая «самодеятельность» застройщиков, принятый же вдогонку закон уже ничего не мог поправить в множащихся случаях обмана.

25.06.2009

Петр СВОИК,www.ng.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.