Выйти из тени

Мораторий не оказал влияния на выход бизнеса из «тени». Как показала практика применения запрета на проверки субъектов малого и среднего предпринимательства, многие из них нарушали законодательство, используя мораторий в личных корыстных целях.

Мораторий не оказал влияния на выход бизнеса из «тени»

Как показала практика применения запрета на проверки субъектов малого и среднего предпринимательства, многие из них нарушали законодательство, используя мораторий в личных корыстных целях. Вместе с тем существуют и добросовестные бизнесмены, которым в условиях продолжающегося кризиса требуется если не внимание со стороны государства, то хотя бы снижение количества проверок. Такого мнения придерживается начальник управления предпринимательства и промышленности города Алматы Бахытжан Сапиев.

– Какое значение для Алматы имеет малый и средний бизнес (МСБ)?

– Малый и средний бизнес оказывает значительное влияние на социально-экономическое развитие города в плане насыщения потребительского рынка качественными товарами и услугами, решения проблем повышения уровня жизни, занятости населения, увеличения налоговых платежей в бюджет.

По состоянию на 1 июня 2009 года доля налоговых поступлений от субъектов МСБ в бюджет города достигла 119 млрд тенге, что составляет 58,7 процента от всех налоговых поступлений в бюджет.

– Какие проблемы испытывают бизнесмены?

– В связи с последствиями мирового кризиса вызывает озабоченность снижение деловой активности бизнес-среды, уменьшение совокупного потребительского спроса и дефицит оборотных средств. Количество субъектов МСБ Алматы, активно работающих на рынке, по состоянию на 1 июня этого года составило 62301 единицу, что ниже уровня аналогичного периода прошлого года на 2,7 процента. При этом объем выпущенной продукции предпринимателями за 5 месяцев составил 198,3 млрд тенге и сократился по сравнению с тем же периодом годом ранее на 4,9 процента.

– Какие меры приняты государством для защиты предпринимательского сектора?

– В этих целях правительством реализуется Стабилизационная программа, по которой на сегодняшний день реализовано три транша. По первым двум траншам было выделено 98,8 млрд тенге в целом по республике. Предпринимателями Алматы освоено 35,2 млрд тенге. Эффективная ставка составляла 21 процент. При реализации второго транша внесены изменения в условия кредитования, сняты отраслевые ограничения, снижена процентная ставка до 12,5 процентов для конечного заемщика.

Реализуется третий транш программы, по которому 46,5 млрд тенге предусмотрено на город Алматы, из них освоено 43,1 млрд тенге 416 заемщиками. Как показывает анализ, финансовое положение субъектов МСБ, получивших кредиты, в целом стабилизировалось.

Также в рамках госзакупок по городским бюджетным программам на 2009 год предусмотрено проведение 1257 конкурсов на общую сумму 99 млрд тенге, из них местный бюджет – 61 млрд тенге и республиканский – 38 млрд тенге. Уже проведено 728 конкурсов на 71 млрд тенге.

Кроме этого, предприятиями города с восемью нацкомпаниями, входящими в ФНБ «Самрук-Казына», по результатам тендеров заключены контракты на сумму 180 млрд тенге. Хотелось бы призвать городских производителей более активно участвовать в проводимых тендерах, а администраторов программ – более тщательно рассматривать поданные заявки с целью недопущения получения заказов перекупщиками.

Наконец для выработки адекватных мер по стимулированию развития бизнеса в акимате Алматы образован «Деловой совет». Среди рассматриваемых на нем вопросов: освобождение от долевого участия при подключении к электроэнергии, максимальное упрощение процедуры изменения целевого назначения земельных участков, выработка комплекса предложений по преодолению административных барьеров и другие.

– Что дал мораторий на проверки МСБ?

– Мы считали, если государство идет навстречу интересам бизнес-сообщества, то и предприниматели долж-ны делать ответные шаги в виде соблюдения действующего законодательства. К сожалению, данная государственная мера не оказала существенного влияния на выход предпринимательства из «тени». За период действия моратория по ряду предприятий отмечены факты несоблюдения действующего законодательства.

По данным госорганов, наиболее распространены нарушения в деятельности МСБ в части налоговой дисцип-лины. Большинство предприятий зарегистрированы в форме ИП и при этом занижают численность работающих. Отсутствуют кассовые аппараты, а при их наличии не всегда выдаются чеки. А на окраинах Алматы субъекты МСБ работают вообще без постановки на налоговый учет.

Нарушения отмечаются и по линии статистической отчетности – занижаются объемы производимой продукции и численность работников, в некоторых случаях статотчетность вообще не предоставляется. В части соблюдения санитарно-гигиенических норм отсутствуют согласования на открытие санитарных книжек у работающих и сертификаты соответствия, договоры на вывоз твердых бытовых отходов, идет нарушение товарного соседства. По линии ЧС нет в наличии средств пожаротушения, нарушаются нормы применения газовых баллонов.

Относительно миграционного и трудового законодательства во многих объектах МСБ работают и живут лица без регистрации и, как следствие, без наличия трудовых договоров. И по части архитектурного контроля – внешний вид отдельных объектов МСБ не отвечает эстетическим требованиям, а на прилегающей территории самовольно устанавливаются всевозможные прилавки, будки, пристройки.

– Но со своей стороны предприниматели жалуются, что проверки иногда носят излишний характер. Вы с этим согласны?

– Если в условиях экономического роста неправомерные проверки различных контролирующих органов лишь частично препятствовали развитию бизнеса, то в условиях кризиса данный фактор может привести к серьезным последствиям. Есть понимание, что существующая система госконтроля за бизнесом избыточна по отношению к добросовестным субъектам МСБ и недостаточно эффективна по отношению к недобросовестным.

В настоящее время разработан и внесен на рассмотрение в мажилис проект закона «О государственном контроле и надзоре», который оптимизирует систему госконтроля МСБ посредством сокращения количества проверок и повышения их эффективности. Таким образом, в новых правовых условиях после отмены моратория с 1 июля государственные контрольные органы должны будут перестраивать свою работу в соответствии с законодательством и неукоснительно придерживаться принципа законности в своей деятельности.

Хотелось бы отметить, что перечисленные меры будут эффективными лишь в том случае, если все слои предпринимательства начнут осознавать свою социальную ответственность и возьмут определенные обязательства перед государством. Убежден, что только сообща возможно наиболее эффективно развивать экономику города, улучшать благосостояние жителей Алматы.

04.07.2009

Асан КУАНОВ,www.liter.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.