Аркен АРЫСТАНОВ: Исламский банкинг – альтернатива

Недавно прошедшее в Ашхабаде годовое собрание Исламского банка развития показало, насколько интересен и важен этот вид финансирования региону и одновременно подтвердило взаимный интерес, готовность инвесторов с Востока кредитовать Центральную Азию.

Аркен АРЫСТАНОВ: Исламский банкинг – альтернатива традиционному финансированию

Недавно прошедшее в Ашхабаде годовое собрание Исламского банка развития показало, насколько интересен и важен этот вид финансирования региону и одновременно подтвердило взаимный интерес, готовность инвесторов с Востока кредитовать Центральную Азию. В этом уверен участник ашхабадского форума – председатель Агентства РК по регулированию деятельности регионального финансового центра города Алматы Аркен АРЫСТАНОВ. Другой вопрос, готовы ли стороны от декларации взаимного интереса перейти к реальному партнерству? Практика показывает, что первые шаги уже сделаны: как известно, именно в Ашхабаде во время ежегодной встречи совета директоров ИБР было объявлено о создании совместно с Азиатским банком развития Исламского инфраструктурного фонда с объявленным размером капитала в 500 миллионов долларов.

– Но, Аркен Кенесбекович, чтобы исламские инвестиции потекли в страны региона, необходимо и встречное движение. И как велика его интенсивность?

– Мне довелось выступить на форуме ИБР, и его участники отметили, что Казахстан в этом вопросе – безусловный лидер в регионе. Развитие исламского банкинга поддерживается на государственном уровне, уже создана правовая основа для деятельности исламских банков и организации исламского финансирования. Закон, принятый в феврале 2009 года, будет способствовать выходу на казахстанский рынок круп­ных игроков. В республике уже функционируют организации, деятельность которых соответствует принципам исламского финансирования. Так, зарегистрирована первая исламская брокерская компания. Предоставляет консалтинговые услуги по выпуску исламских ценных бумаг первая консалтинговая компания, действующая в соответствии с принципами шариата. На уровне глав государств Казахстана и Арабских Эмиратов была достигнута договоренность об открытии первого в Казахстане исламского банка «Аль-Хиляль» с объемом финансирования не менее миллиарда долларов. Открытие банка ожидается в ноябре. Это реалии – весьма заметные. Особенно на фоне менее результативной работы в этом направлении в других странах региона.

– Чем, на ваш взгляд, Казахстан привлекает восточных инвесторов и инвестиции? Ведь попытка запустить исламский банкинг предпринималась и десять, и пять лет назад, но только сейчас все сдвинулось…

– Думаю, есть несколько обстоятельств. Во-первых, есть не просто познавательный интерес, а практическая заинтересованность исламских банков инвестировать средства на новых для них рынках. Во-вторых, подписание договоренностей о развитии исламского банкинга на высшем государственном уровне. Иными словами – налицо подтвержденная делом готовность Казахстана создать такую финансовую инфраструктуру, которая отвечает традициям, нормам исламского банкинга. Например, помимо уже перечисленного, на Казахстанской фондовой бирже будет выделен отдельный список компаний, деятельность которых не противоречит принципам шариата. Важный фактор – имидж Казахстана на международной арене как страны растущей, реализующей национальные и инфраструктурные проекты, работающей в соответствии с правилами мирового рынка.

– То есть исламские инвесторы также ориентируются на страновые рейтинги, рейтинги компаний, банков?

– Безусловно. Есть общепризнанные международные правила игры на рынках, которых придерживаются все без исключения страны, вне зависимости от географии. Например, исламские банки, так же как и западные, рейтингуются. Язык рейтингов, листингов понятен для финансистов, для них это всеми принимаемая оценка надежности, стабильности, ответственности.

– Как становится понятным из СМИ и из разговора с вами, сейчас речь идет о финансировании в Казахстане исключительно проектов, реализуемых в рамках госпрограмм или под гарантию государства?

– На первом этапе в рамках исламского банкинга будут финансироваться проекты, реализуемые под патронатом ФНБ «Самрук-Казына». И сумма в миллиард долларов складывается именно исходя из портфеля фонда (около 50 проектов), который представлен на рассмотрение нашим партнерам из Арабских Эмиратов. Эта сумма может быть и больше. В наших планах в ближайшее время привлечь в рамках исламского банкинга до десяти миллиардов долларов под реальные инфраструктурные или реализуемые при поддержке ФНБ проекты. Не исключено, что Аль-Хиляль банк будет первой ласточкой и вслед за ним придут другие исламские банки и финансовые институты. Но возможно, именно этим банком будет освоен весь объем финансирования.

– Получается, что уровень так называемого потребительского кредитования останется не охваченным исламским банкингом. Так же как и другие инструменты исламского финансирования будут не освоены в стране?

– Не торопите события. Мы расцениваем исламский банкинг как альтернативный и долгосрочный вид банковской деятельности, который существенно расширит возможности, доступность для казахстанцев новых финансовых услуг. Однако не следует забывать, что это абсолютно новая для нас сфера, поэтому мы движемся в этом направлении постепенно, осваивая ее малыми шагами. Вместе с нашими партнерами – Исламским институтом исследований ИБР – разрабатывается своего рода «дорожная карта» развития исламского финансирования. Она будет предусматривать учебу, формирование инфраструктуры, институтов исламского финансирования, пользовательской культуры. Ей, как всему новому, следует учиться.

– Думаю, не только у меня крутится на языке вопрос – нам всем надлежит, как бы деликатнее выразиться…

– …широкое заблуждение. Клиен­том исламского банкинга может быть любой клиент, вне зависимости от расы, пола, вероисповедания. Исламский банкинг не ставит ограничений, обусловленных этими характеристиками клиента. Девиз исламского банкинга – улучшить мир, способствовать укреплению мира, помочь развивающимся странам подняться на новую ступень развития, решать, в том числе и в масштабах планеты, вопросы улучшения экологии, образования, социальных задач.

Другое дело, что при исламском финансировании есть ряд запретов, проистекающий из учений ислама, но понятных и поддерживаемых многими религиями. Например, запрет на финансирование производства алкоголя, оружия, терроризма. В целом же исламская финансовая система строится на запрете взимания процента. Исключается возможность проведения спекулятивных сделок. Принципы исламского финансирования основаны на доверии, честности, справедливости, определенности и транспарентности между участниками сделки. Отличительной его чертой является наличие совета экспертов шариата при каждом исламском банке. Совет экспертов существует для того, чтобы решать, соответствуют ли деятельность и операции банка законам шариата.

Исламское финансирование имеет и ряд преимуществ. Бесспорное преимущество – разделение рисков между участниками сделки, что обеспечивает исполнение обязательств ими всеми. В целом исламские финансовые отношения содержат следующие основные запреты: Riba – ростовщичество – запрет на ссудный процент с долга; Gharar – неопределенность – запрет на намеренный риск, выходящий за пределы необходимого, и неопределенность в контракте; Maisir – азарт – получение прибыли в результате случайного стечения обстоятельств. Невозможны сделки с запрещенными товарами, услугами. Бай ал-Кали би ал-Кали – продажа долга за долг, например, продажа форвардного контракта с отсрочкой платежа за него.

– Тогда на чем зарабатывают исламские банки?

– Особенность в том, что их прибыль формируется за счет вложения средств в различные проекты. При этом заключается договор о партнерстве, в соответствии с которым партнеры несут риски и разделяют прибыль или убытки от проектов пропорционально вложенным средствам. По этому принципу, в частности, будут финансироваться и проек­ты ФНБ «Самрук-Казына». Таким образом, ответственность за прибыльность проектов и возвратность инвестиций несут обе стороны контракта, тем самым обеспечивая его исполнение.

– Могут ли банки привлечь средства для рефинансирования своих прежних займов?

– Нет, это противоречит принципам исламского финансирования: это продажа долга за долг!

– Возникают ли трудности смыслового перевода терминов?

– Безусловно. Наши партнеры это хорошо понимают и не форсируют события. Поэтому уже сейчас мы проводим ряд учебных курсов, в том числе и для журналистов, где наши эксперты дают трактовку терминов, операций, услуг. Вот некоторые из них.

Мудараба – распределение прибыли и убытков. Мушарака – соглашение о совместной деятельности. Мурабаха – договор купли-продажи. Условием Мурабахи является раскрытие продавцом информации о спотовой цене товара и наценке за отсрочку. Обратная продажа запрещена. Кард Хасаи – заем. Возврат займа производится по требованию. Ссудный процент запрещен, но разрешен подарок кредитору. Иджара – на основании этой операции арендатору передается право пользования и извлечения доходов от вещи. Такафул – исламское страхование. Исламские ценные бумаги, сукук, выпускаются для реализации инвестиционных и инфраструктурных проектов. Необходимо отметить, что в сравнении с облигацией сукук несет в себе меньше рисков, так как каждая исламская ценная бумага подкреплена определенным активом. Вероятно, это причина того, что мировой кризис практически не затронул исламские банки. В целом до 90 процентов исламского финансирования – торговое.

– Только ли ограничением доступа к мировым рынкам традицион­ного кредитования обусловлен интерес Казахстана к исламскому банкингу, и что это дает стране в перспективе?

– Думаю, основной акцент нужно делать на стратегической важности наличия альтернатив при финансировании экономики. На мой взгляд, сегодня не нужно никого убеждать в том, что безальтернативность порой становится синонимом безысходности. Мировой финансовый кризис это наглядно показал. Вероятно, будь у большинства стран доступ к исламскому финансированию, многие вопросы, например, финансирование реального сектора, строительства во многих странах, а также и у нас могли бы решаться не столь болезненно.

Не случайно и европейские страны в наступившем столетии также стали все более активно обращаться к средствам исламских банков. В частности, понятие «исламское финансирование и банкинг» достаточно прочно закрепилось в развитых государствах. Большой интерес к исламскому финансированию проявляют и немусульманские страны. Так, большую популярность исламский банкинг получил в США, Великобритании, Германии, Франции и других западных странах. Приведу примеры. В 2004 году в Германии были выпущены первые исламские облигации. В августе 2004 года Агентство финансового надзора Великобритании дало разрешение на открытие первого в стране Исламского банка Британии. В Великобритании Cordoba Financial Group запустила новые банковские карточки Master Card, функционирующие согласно принципам шариата. Многие крупнейшие банки мира также заинтересованы в исламском финансировании, открыв для своих клиентов так называемые исламские «окна», через которые предлагается ряд финансовых продуктов, соответствующих шариату. Замечу, что мы пошли по иному пути, отказавшись от исламских «окон», развиваем отдельный сегмент финансового сектора – полноценный исламский банкинг.

То есть эти примеры показывают, что исламские финансовые организации функционируют наряду с традиционными финансовыми организациями. Так же развивается, с учетом принципов шариата, и рынок исламских ценных бумаг. В 2003 году произошел крупнейший в истории выпуск сукука (долгосрочные и среднесрочные ценные бумаги, обеспеченные материальными активами, выпущенные по законам шариата) Катаром (Qatar Global Sukuk), общей стоимостью в 700 миллионов долларов, в 2006 году – первый выпуск сукука амери­канским заемщиком (сделка East Cameron Gas Company).

Что же касается Казахстана, то я думаю, что внедрение в стране принципов исламского финансирования будет способствовать развитию экономических связей с иностранными государствами. Казахстан привлечет инвесторов из мусульманских стран, которые теперь смогут инвестировать не только путем прямого финансирования, но и осуществлять портфельные инвестиции в акции компаний, находящихся в официальном списке Казахстанской фондовой биржи. Кроме того, приток инвестиций из мусульманских стран поможет экономике Казахстана справиться с недостатком ликвидности в краткосрочной перспективе и будет способствовать развитию экономики в долгосрочной.

17.07.2009

Алевтина ДОНСКИХ, www.kazpravda.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.