Ускорение и перестройка

По данным исследований, проведенных Всемирным банком в рамках программы Doing Business Reform Unit, строительным компаниям, чтобы получить разрешение на возведение объекта, приходится проходить 38 процедур, тратить 231 день и 10,5 млн тенге.

По данным исследований, проведенных Всемирным банком в рамках программы Doing Business Reform Unit, строительным компаниям, чтобы получить разрешение на возведение объекта, приходится проходить 38 процедур, тратить 231 день и 10,5 млн тенге. Сейчас рабочая группа, созданная правительством, разрабатывает поправки в некоторые законы, которые позволят упростить существующий порядок получения разрешений и создать для предпринимателей наиболее благоприятный бизнес-климат.

Как заявил «&» зампредседателя правления по маркетингу АО «MAG» Актай Майлыбаев, проволочки не просто истощают терпение застройщиков, но и ощутимо бьют по их карману. «Не только мы, но и инвесторы заинтересованы в быстрой застройке купленного участка земли, потенциальные клиенты также не склонны долго ждать. Если ситуация затянется, то и маркетинговое положение может измениться», – отметил он. По его мнению, часто затраты стройкомпаний неоправданно высоки.

Существующий порядок допуска компаний к строительству предполагает многочисленные разрешительные процедуры, рассказал «&» заместитель гендиректора РГП «Госэкспертиза» Серик Бекмухамбетов. По его описанию, после заявления на предоставление участка под строительство для принятия решения акима созывается земельная комиссия по выбору участка. В нее входят представители маслихата, территориального органа по управлению земельными ресурсами, местных органов по земельным отношениям, делам архитектуры и градостроительства СЭС, МЧС, МООС, а также поставщики инженерных и коммунальных услуг – отопления, водоснабжения, электричества и пр. На основании заключения комиссии заявителю предоставляется земельный участок с указанием его местоположения на территории населенного пункта, выдается архитектурно-планировочное задание с пояснением, какой по назначению объект может быть построен на данном участке и каким градостроительным требованиям он должен отвечать. Только после прохождения этой ступени предприниматель получает технические условия для подключения к перечисленным инженерным услугам.

«После этого застройщик согласовывает эскизный проект в городском управлении архитектуры и градостроительства, разрабатывает проект строительства, а если объект технически сложный, то проект в обязательном порядке должен пройти госэкспертизу. И только положительное заключение экспертизы служит основанием для утверждения проекта заказчиком и получения в управлении ГАСК разрешения на строительство», – говорит г-н Бекмухамбетов.

Сократить количество разрешительных процедур и устранить административные барьеры, по мнению собеседника и его коллег из рабочей группы, позволят предлагаемые существенные поправки в ряд законов. Согласно задуманному вместе с решением акима о выделении земельного участка там же, в акимате, по принципу «одного окна» одновременно должны выдаваться и обязательные приложения к основному документу – технические условия и архитектурно-планировочное задание.

Это, полагает г-н Бекмухамбетов, позволит избежать ситуации, когда предпринимателю или индивидуальному застройщику отводится участок, заведомо не обеспечиваемый вовремя инженерной и транспортной инфраструктурой. Вместе с тем бизнесмену в этом случае вместо получения разрешения на производство строительно-монтажных работ достаточно будет просто уведомить местный исполнительный орган в лице ГАСКа о готовности проекта, его соответствии всем нормативным требованиям и техническим условиям, подтвержденным экспертизой и службой главного архитектора города или района, а также о решении предпринимателя приступить к началу строительства.

«Принятие подобных поправок позволит как минимум в пять раз сократить время прохождения процедур с момента подачи заявки на землю до начала строительства», – подчеркнул г-н Бекмухамбетов. – Одновременно с упрощением разрешительных процедур необходимо повысить ответственность всех участников этого процесса за добросовестное исполнение обязательств, предусмотренных законами». Сейчас проект закона находится в разработке и к концу года должен быть представлен в правительство, сообщил собеседник.

Г-н Бекмухамбетов также полагает, что со временем следует признать экспертизу проектов для строительства исключительной прерогативой государства, не относящейся к контрольной или надзорной функции, поскольку отдельные недобросовестные эксперты дают положительное заключение, порой даже не видя проекта. «Необходим закон, по которому компании, занимающиеся проектированием, не будут иметь права проводить самостоятельную экспертизу проекта строительства какого-либо объекта. По словам г-на Майлыбаева, существует практика, когда отдельные компании руководствуются «корпоративными» интересами, но оценку может дать только тот, кто имеет опыт проектирования. И крупные компании, дорожащие своим мнением, будут стремиться к объективности, заявил он. «Существуют определенные моменты, где нужно вмешательство и регулирование государства, но не в каждом случае», – убежден он.

Первый замначальника управления департамента архитектуры и градостроительства Алматы Жанат Айтiлеу привел для «&» пример строительства мелких объектов – жилых домов или небольших магазинов, которые не нуждаются в оценке госэкспертизы. Касательно поправок в закон г-н Айтiлеу полагает, что все нюансы давно оговорены и в особой корректировке не нуждаются. С принципом «одного окна» архитектор согласен, но он напомнил, что такой принцип действовал еще в советское время.

Г-н Майлыбаев называет предложение рабочей группы о принципе «одного окна» идеальным вариантом. «Даже если решение будет приниматься месяц, за это время будут обеспечены инженерные услуги, а госорганы скоординируют работу с заявителем, это было бы прекрасно. Важно, чтобы поправки были приняты не только на бумаге», – заключил он.

14.08.2009

Елена Дмитриева,www.and.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.