Не нужно надеяться на льготное кредитование

По мнению Председателя Правления АО «Фонд развития малого предпринимательства «Даму» Булата Мукушева, из трех подавших заявку предпринимателей кредит должен получить только один. Какова отдача от выделенных государством средств на поддержку бизнеса...

«Не нужно надеяться на льготное кредитование, необходимо повышать конкурентоспособность бизнеса»

По мнению Председателя Правления АО «Фонд развития малого предпринимательства «Даму» Булата Мукушева, из трех подавших заявку предпринимателей кредит должен получить только один. Какова отдача от выделенных государством средств на поддержку бизнеса, и какие признаки указывают на начавшееся восстановление экономики, Булат Мукушев рассказал в интервью «Къ».

– Булат Тельманович, сколько было выделено госсредств в рамках стабилизационной программы на борьбу с кризисом?

– В целом через Фонд «Даму» в рамках программы обусловленного размещения средств было выделено порядка 250 млрд тенге государственных средств. Но так как многие транши шли на условиях софинансирования с банками, общая сумма программы превысила 300 млрд тенге. То есть помощь бизнесу со стороны государства была оказана беспрецедентная.

– То есть, можно уже оценить эффективность влитых денег…

– Да, сейчас мы видим, что многие предприятия благодаря поддержке получили передышку в кризисный период. Но главный индикатор эффективности – это большое количество новых проектов. Об этом говорит превышение ранее запланированного показателя доли новых проектов в рамках третьего транша. Вместо предполагаемых 30% на финансирование новых проектов ушла половина средств. И это при том, что выдавать новые кредиты сложнее, чем рефинансировать уже имеющиеся.

– Программа поддержки закончилась третьим траншем в 117 млн тенге. Средства должны были дойти до субъектов МСБ до 30 июня 2009 года. Какая сумма на сегодняшний день освоена по всем программам?

– По состоянию на 1 июля текущего года банки освоили 133,6 млрд тенге. Это на 14% больше, чем выделило государство, поскольку некоторые банки приняли участие в программе собственными средствами. АТФБанк выделил 10 млрд тенге собственных средств, БТА Банк – 5,1 млрд тенге, Казкоммерцбанк – 1,1 млрд тенге.

Напомню, что освоением считается сам факт заключения сделки между банком и заемщиком, т.е. подписание кредитного договора. Фактическая же выдача средств составляет 106,7 млрд тенге или 80% освоенных средств, и эта сумма продолжает увеличиваться.

– При этом, как Вы уже сказали, доля выдачи новых кредитов превысила ранее запланированный показатель?

– Несмотря на то, что по условиям соглашений с банками допускалась высокая доля рефинансирования ранее выданных кредитов (70%), фактически рефинансирование составило всего 51% от суммы освоения. Соответственно, 49% средств пошло на кредитование новых проектов. В результате около тысячи заемщиков заключили договора на получение новых кредитов на общую сумму 66 млрд тенге. Это нас радует, ведь любому банку проще рефинансировать действующий кредит, нежели выдать новый: понятный заемщик, понятный бизнес, проверенная платежная дисциплина. Значит, мы не стоим на месте, и наши предприниматели смотрят вперед, предлагая к финасированию новые интересные проекты.

– Как идет проверка выданных средств банками-партнерами в рамках 1-го и 2-го траншей?

– В настоящее время в рамках 3-го транша программы нашими филиалами осуществляется плановая проверка банков на предмет освоения средств, их целевого использования, а также соблюдения банком условий финансирования. Практика проверки уже отработана на прошлых траншах. Сотрудники филиалов Фонда выезжают в филиалы банков-партнеров и осуществляют проверку всех необходимых документов кредитных досье. И в случае возникновения вопросов и замечаний к банкам по реализации программ льготной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, они отрабатываются с банками на местах.

Пока преждевременно говорить о конечных результатах проверки, но в целом существенных нарушений нет.

– В связи с актуальной сейчас проблемой неплатежей как Вы относитесь к опыту российских банков по принудительному выкупу активов или конвертации долгов в акции? Фонд занимается рефинансированием ранее выделенных средств?

– Рефинансированием собственного портфеля мы не занимаемся, в этом нет особого смысла. Гораздо важнее, чтобы увеличивалось количество профинансированных новых проектов.

Об опыте работы российских банков говорить пока рано, повальной практики по принудительному выкупу активов я не заметил. Конвертация долгов в акции и принудительный выкуп активов имеют место, но по большей части это касается крупных заемщиков.

По малому и среднему бизнесу сравнение будет не совсем корректным ввиду того, что объемы государственной помощи в России значительно меньше, чем в Казахстане, как по абсолютной величине, так и по относительным показателям (на душу населения).

– Буквально с этого месяца Фонд «Даму» начал очередную программу по развитию микрокредитных организаций (МКО) на 2008-2012 годы, на что выделяется 35,6 млрд тенге. Как в целом продвигается работа с финансированием МКО, с какими проблемами сталкивается микрокредитный сектор?

– Сейчас перед нами стоит более широкая задача, чем просто финансирование микрокредитных организаций. Мы занимаемся развитием всего микрофинансового сектора как третьего уровня финансовой системы Казахстана.

Приведу цифры. В Казахстане зарегистрировано 1600 микрокредитных организаций, из которых действующих – немногим более 1000, а активных – менее 800. Ежегодно количество зарегистрированных МКО увеличивается примерно в два раза.

В рамках ранее разработанных программ с 2005 года по настоящий момент Фондом прокредитовано более 200 МКО на сумму 6,5 млрд тенге. Таким образом, Фонд профинансировал почти 20% действующих МКО.

Минус нашего микрофинансового сектора в том, что он стихийный, крайне непрозрачный и практически никем не регулируемый. Чтобы открыть МКО, много денег не требуется – всего 1000 МРП. При этом нет соответствующих требований к помещениям, к квалификации персонала. Внес деньги – и сразу можно заниматься микрокредитованием.

Отсюда большое количество «лже-МКО». Например, строительная компания зарегистрировала МКО и пришла в Фонд «Даму» за кредитом. Если мы выдадим такой организации кредит, то она предоставит займы своим сотрудникам, и деньги де-факто уйдут в стройку. В результате мы не только не поддержим микрофинансовый сектор или малый бизнес, но дополнительно прокредитуем рискованный сектор экономики.

– В результате этого увеличивается риск невозврата средств?

– Совершенно верно. Риски невозврата по займам МКО достаточно высокие. Поэтому наш первый шаг – переход на обусловленное размещение средств в банках второго уровня для последующего кредитования МКО.

Далее мы работаем с Ассоциацией микрофинансовых организаций Казахстана (АМФОК) и готовим совместно комплекс мер по обеспечению прозрачности и повышению инвестиционной привлекательности микрофинансового сектора. Работа ведется сразу «по всем фронтам» – это и установление стандартов отчетности, и внедрение современных технологий, включая программное обеспечение, и установление требований к офисным помещениям, и подготовка персонала.

– Но, может быть, в данной ситуации также необходимо, чтобы деятельность МКО подпадала под регулирование АФН?

– Здесь нельзя говорить однозначно. При установлении контроля АФН над МКО усложнится процедура выдачи кредитов, и темпы развития микрокредитного сектора могут снизиться. Мы понимаем, что, с одной стороны, из-за отсутствия жесткого контроля в секторе МКО присутствуют всевозможные «серые» схемы. Но, с другой стороны, благодаря простоте регистрации МКО могут работать в отдаленных сельских районах, где также очень остро нуждаются в ресурсах.

– Пару-тройку лет назад в моде было понятие «Кластерного развития». Что Вы можете сказать о кредитовании крупных инвестиционных проектов в условиях кризиса в рамках программы «Даму-Қолдау»?
– Программа «Даму-Қолдау» была нами недавно переработана с учетом реалий текущей ситуации в малом и среднем бизнесе и существующих потребностей в диверсификации отечественной экономики.

Мы расширили целевую аудиторию программы за счет организаций по переработке сельскохозяйственной продукции и производству продуктов питания, учли возможность финансирования франчайзинга. Начали сотрудничать с Ассоциацией франчайзинга Казахстана. Надеемся, что с ее помощью нам удастся профинансировать несколько хороших национальных франшиз.

В результате программа получила широкую поддержку со стороны отечественных переработчиков сельхозпродукции и производителей продуктов питания, а также предпринимателей, начинающих свой бизнес по модели франчайзинга.

В отличие от программ обусловленного размещения через банки, программа «Даму-Қолдау» предполагает прямое финансирование проектов. Это позволяет Фонду самостоятельно осуществлять отбор проектов и тем самым регулировать их отраслевую и региональную направленность.

В рамках программы «Даму-Қолдау» не кредитуется торгово-посредническая деятельность, не рефинансируются действующие кредиты. Каждый заем будет обеспечен безусловной и безотзывной гарантией банка второго уровня на всю сумму обязательств, таким образом снижаются риски невозврата.

Срок займов на инвестиционные цели будет составлять до 6 лет, займов на пополнение оборотного капитала – до 3 лет. Процентная ставка по займам будет устанавливаться таким образом, чтобы ставка вознаграждения для заемщика, с учетом цены гарантии банка, не превышала 12,5% годовых.

Сейчас на рассмотрении Фонда «Даму» находятся проекты малого и среднего бизнеса, связанные с организацией кластера в аграрном секторе, которые объединяют более 50 крестьянских хозяйств и 5 перерабатывающих предприятий.

К программе проявляют большой интерес банки второго уровня, на ее реализацию государством выделено 3 млрд тенге. Но мы предложили банкам участие в программе на условиях софинансирования собственными средствами. В результате мы ожидаем, что общий объем выданных кредитов превысит 5 млрд тенге.

Параллельно мы прорабатываем возможность участия страховых и лизинговых компаний совместно с банками в софинансировании, в том числе с применением механизмов программы Фонда «Даму» по гарантированию. Это особенно актуально для тех малых предпринимателей, которые имеют возможность предоставить в качестве обеспечения только частичную гарантию банка.

– Каково процентное соотношение по кредитуемым отраслям экономики, и какой удельный вес производственного сектора в вашем портфеле в целом?

– Если говорить о программах обусловленного размещения средств через БВУ, то наибольшая часть освоенных средств была направлена в торговлю и сферу услуг – 41% и 32% соответственно. Доля промышленности составляет около 10%.

Однако никакой трагедии в этом нет. Во-первых, данная ситуация обусловлена существующей отраслевой структурой МСБ в Казахстане. Доля промышленного производства в общем объеме выпуска продукции малого и среднего бизнеса также составляет 10%.

Во-вторых, банки кредитуют в соответствии со своей кредитной политикой и на залоговой основе, чтобы обеспечить возвратность денег. Ведь именно банки несут ответственность за возвратность госсредств – они обязаны своевременно погашать свою задолженность перед Фондом «Даму» вне зависимости от того, платят или не платят им конечные заемщики. Поэтому при построении отношений с банками Фонд не вмешивается в их кредитную политику. В результате на отраслевую структуру предоставленных средств влияет оценка банками кредитоспособности малых предпринимателей.

Наконец, практически все предприниматели начинают свой бизнес с торговли или сферы услуг – низкие риски, небольшой размер стартового капитала. По мере роста масштабов бизнеса они начинают осваивать и производство. Причем зачастую это происходит уже тогда, когда бизнес принимает достаточно крупные размеры и выходит за рамки собственно малого бизнеса. Поэтому, кредитуя торговлю, мы зачастую финансируем будущих производителей.

– Вам не кажется, что отечественные предприниматели слишком уповают на помощь государства и при любом удобном случае требуют эту самую помощь? Что на этот счет может ответить «Даму» как фонд поддержки МСБ?

– Сколько бы денег на финансовую поддержку государство не выделяло, на всех их никогда не хватит. В условиях ограниченности государственных средств невозможно удовлетворить потребности всех предпринимателей в льготных кредитах. Но хорошо, что такая финансовая поддержка – и немалая – у нас есть.

Конечно, льготные деньги получают не все. И в связи с этим критикуют программу, причем критикуют несправедливо. Некоторые предприниматели считают программу неэффективной лишь потому, что именно они получили отказ в финансировании. Однако я считаю, что программа эффективна не тогда, когда деньги получают все, кто хочет, и сколько хочет. А тогда, когда один заемщик получает кредит, проект второго отправлен на доработку, а третьему отказали. Именно так должна работать эффективная программа. Получение кредита – это своего рода тест на зрелость бизнеса. И хорошо, когда кредиты получают лучшие. При этом государство, помогая лучшим, вправе рассчитывать на ответственность заемщиков по ведению бизнеса, обеспечению условий труда и уплате налогов.

Банк – это не крепость. Его не нужно брать ни штурмом, ни осадой. Банкира в первую очередь интересует возвратность выданных средств. Поэтому избирательность будет иметь место всегда, и это нормально. Банки – это самый эффективный инструмент доведения денег до предпринимателей. И пока предприниматель не научится работать с банками, он не сможет вывести свой бизнес на качественно новый уровень.

Со своей стороны мы рассматриваем каждую жалобу, ведем постоянный диалог с банками. В подавляющем числе случаев отказы банков обоснованы. Поэтому я надеюсь, что в ближайшем будущем эмоции улягутся, и предприниматели начнут работу над ошибками. Не исключено, что, исправив свои ошибки, они смогут впоследствии получить кредит в том же самом банке.

– Многие предприниматели заявляли, что 12,5%, под которые выдаются льготные кредиты – это сейчас слишком дорогие деньги. Как Вы можете это прокомментировать?

– Мне кажется, что некоторые заемщики будут считать деньги «слишком дорогими» даже при снижении процентной ставки до нуля. Почему-то в вопросах «дешевых» или «дорогих» денег они всегда ориентируются на такие развитые страны как Америка, Япония, Германия. При этом они забывают, что нашей экономике едва ли 20 лет, что с распадом СССР мы столкнулись с множеством экономических проблем, связанных с дефицитом ликвидности и необходимостью инвестиционных вливаний. И за рамками подобных сравнений остаются уровень инфляции, структура и динамика ВВП.

Сопоставьте нашу ставку 12,5% с процентной ставкой 16-20% в России, притом, что наши экономики во многих чертах схожи. Вспомните, что до начала реализации программ Фонда «Даму» предприниматели кредитовались в банках под 20-24% годовых. И вы согласитесь, что 12,5% годовых в тенге (!) – ставка приемлемая.

Скажу более. Количество желающих получить кредиты по этой ставке и скорость освоения третьего транша Стабилизационной программы прямо свидетельствуют об адекватной стоимости денег.

Лично мое мнение – если бизнес не тянет даже такую льготную ставку, то он неконкурентоспособен. Проще поместить оборотный капитал на депозите в банке.

В расчет процентной ставки включен самый минимум расходов Фонда «Даму», связанных с кредитованием, – это стоимость привлеченных нами ресурсов и издержек кредитования банков-партнеров. Мы отказались от премии за риск, обеспечивающей Фонду запас прочности на случай кризисных явлений; резервы на возможные потери мы планируем создавать за счет собственных средств.

– Какие банки занимают наибольший удельный вес в структуре выделенных Фондом средств на данный момент?

– Опять-таки, если говорить об обусловленном размещении, то наибольший удельный вес занимают АО «БТА Банк» (свыше 60 млрд тенге), АО «АТФБанк» (около 50 млрд тенге) и АО «Банк ЦентрКредит» (более 45 млрд тенге). У АО «Казкоммерцбанк» и АО «Евразийский банк» суммы освоения примерно одинаковы – по 35 млрд тенге.

Примечательно,ячто в обусловленном размещении изначально хотели участвовать не все банки. Но сейчас количество банков, желающих принять участие в программе, достаточно большое. Для сравнения: в размещении первого транша стабилизационной программы приняли участие 7 банков, а в размещении третьего транша – уже 12 банков.

Это говорит, во-первых, о том, что условия предоставления займов Фондом «Даму» банкам интересны. Во-вторых, о том, что сектор МСБ стал привлекательным для банковского кредитования, особенно в условиях кризиса, когда спекулятивные источники получения дохода иссякли. Это обстоятельство еще раз подчеркивает важность развития малого и среднего бизнеса как инструмента антикризисного развития экономики. В качестве наиболее яркого примера напомню, что именно активное развитие малого бизнеса позволило Южной Корее успешно преодолеть кризис 1997-1998 годов и построить на этом фундаменте новую экономику.

– У Фонда не вызывает опасения тот факт, что БТА Банк, испытывающий в данный момент проблемы, занимает наибольший удельный вес в структуре размещений?

– Фактически все деньги, выдаваемые банкам, в том числе и БТА, пошли на целевое расходование в реальный сектор. Что мы собственно и сами подтвердили. Между тем, следует констатировать, что БТА Банк в данной программе проявил себя эффективнее остальных – каждый третий заемщик по данной программе – это клиент БТА. Сейчас банк продолжает работать, поэтому каких-либо проблем по возвратности средств с его стороны мы не видим.

Могу сказать, что на сегодняшний день свои обязательства перед Фондом «Даму» все банки-партнеры выполняют своевременно.

– Несмотря на указанный Вами интерес со стороны банков, от участия в программе «Даму-Регионы» в 2008 г. отказались Казкоммерцбанк, Народный банк, Нурбанк, АТФбанк, АО Каспийский банк. На сегодняшний день ситуация изменилась или можно говорить о том, что вышеуказанным банкам не нужны дополнительные пассивы?

– Программа «Даму-Регионы» изначально предполагала схему софинансирования средств местных бюджетов и Фонда «Даму» в соотношении 1:1 для последующего льготного финансирования предпринимателей в регионах. Однако в ходе ее реализации Акиматы изыскали средства не в полном объеме.

Незаинтересованность банков в реализации программы была связана с тем, что далеко не все банки были готовы работать в тех регионах и с теми предприятиями, которые стояли в приоритете у Акиматов. Кроме того, на тот момент у банков не было такой отработанной технологии работы с Фондом «Даму», которая существует сегодня.

Однако результаты размещения 3-го транша показали, что банки стали более активно работать в регионах.

– Сколько всего средств было освоено Фондом за время существования? Растет ли процент невозврата по текущим кредитам, выданным самим Фондом?

– По программам обусловленного размещения Фонд разместил в банках-партнерах более 250 млрд. государственных средств, за счет которых профинансировано более 8 тысяч проектов, о чем мы уже говорили.

Что касается собственного портфеля, то с начала своего функционирования Фонд профинансировал 2 878 проектов малого предпринимательства на общую сумму 33 млрд. тенге. На сегодняшний день Фонд имеет собственный ссудный портфель на сумму 18 млрд. тенге. По мере погашения задолженности заемщиками размер портфеля снижается, поскольку с марта месяца мы объявили мораторий на прямое кредитование, сделав акцент на обусловленное размещение. Естественно, что по мере сокращения портфеля ухудшаются относительные показатели его качества, т.е. доля невозвратов растет.

– Какие программы будут внедряться в ближайшее время, и каковы приоритеты развития Фонда в будущем?

– Прежде всего, скажу, что стратегически мы видим себя не просто оператором по размещению государственных средств, а основным интегратором мер поддержки малого и среднего предпринимательства.

В части финансовой поддержки в настоящее время рассматривается возможность перехода от программ обусловленного размещения на программы субсидирования процентных ставок. Данное решение позволит удовлетворить потребности в льготных кредитах значительного количества предпринимателей при вовлечении в программу сравнительно небольших объемов государственных средств. Выделение всего 5 млрд. тенге в год позволит удовлетворить потребности предпринимателей в льготных кредитах на сумму около 100 млрд. тенге. Дополнительным преимуществом субсидирования является дифференцированный подход к различным категориям заемщиков. Например, установление ставок субсидирования в зависимости от отрасли будет стимулировать банки кредитовать приоритетные сектора экономики. Минусом субсидирования является невозвратный характер выделяемых средств.

Кроме того, в наших планах запуск новой программы гарантирования кредитов предпринимателям, программы обусловленного размещения средств в лизинговых компаниях, точечные программы финансирования в регионах.

Большой акцент мы планируем сделать на развитие нефинансовых инструментов поддержки.

В ближайшие месяцы будет дан старт программе тренинг-обучения «Бизнес-Советник» для действующих предпринимателей и для населения с предпринимательской инициативой. При разработке программы особое внимание было уделено полному охвату всех регионов Казахстана, практической направленности учебных курсов и возможности минимальных издержек. Бюджет программы – всего 300 млн. тенге. Однако она позволит охватить более 20 тыс. слушателей во всех регионах страны. Министерство образования и науки предоставило нам лекторов-тренеров из местных вузов. Это очень важно в плане установления постоянного диалога между преподавателями и местными предпринимателями. Именно на базе местных вузов возможно должным образом учесть специфику каждого региона при проведении подобных мероприятий в будущем на регулярной основе.

Реализация программы «Бизнес-Советник» позволит параллельно провести первое в Казахстане маркетинговое исследование с охватом такого большого количества респондентов. Результаты исследования станут важным источником информации и позволят государству принимать необходимые решения по комплексной поддержке малого и среднего бизнеса. Кроме того, будут созданы предпосылки для последующего создания сети Центров нефинансовой поддержки предпринимательства в регионах.

В наших планах – организация выпуска специализированного журнала для малого бизнеса. Такой журнал может стать одним из важнейших коммуникационных каналов с малыми предпринимателями. В нашем видении журнал изначально должен быть независимым и самоокупаемым коммерческим проектом. В настоящее время мы ведем переговоры с различными издательствами о возможных условиях его реализации.

К концу года мы планируем выпуск аналитической книги по малому и среднему бизнесу. Предполагается, что это издание будет выпускаться ежегодно, и станет своего рода «инвестиционным паспортом» сектора МСБ Казахстана. В книге будут размещаться аналитические материалы, обзоры МСБ в регионах Казахстана, а также информация по финансовой и нефинансовой поддержке предпринимательства, оказываемой как на государственном, так и региональном уровнях.

Не вдаваясь в подробности, отмечу, что на сегодня мы имеем порядка десятка планируемых направлений нефинансовой поддержки МСБ, по которым ведем подготовительную работу. При этом все наши программы нефинансовой поддержки дополняют друг друга, и их комплексная реализация должна дать существенный мультипликативный эффект.

Все наши финансовые и нефинансовые программы мы стараемся обсуждать с профильными институтами, в которых работают профессионалы своего дела. Например, программы работы с банками мы обсуждаем с Ассоциацией финансистов Казахстана и с самими банками. Лизинг – с банками и лизинговыми компаниями, вопросы развития микрофинансового сектора – с АМФОК, развитие франчайзинга – с Агентством франчайзинга Казахстана. Это позволяет нам изначально выбирать правильный путь и конструировать востребованные и при этом максимально защищенные от риска продукты.

В заключение добавлю, что мы всегда доступны и открыты для контакта со всеми нашими единомышленниками – финансовыми институтами, ассоциациями, объединениями, представителями власти и, конечно же – с вами, дорогие предприниматели. Для вас двери Фонда «Даму» всегда открыты.

Булат Мукушев, Председатель Правления АО «Фонд развития малого предпринимательства «Даму»

Родился 1 января 1970 г. в Кокшетауской области. В 1993 г. окончил Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, в 2003 году - Йельский Университет ( Yale University ), США. Кандидат физико-математических наук. Мастер Делового Администрирования (MBA).

Трудовую деятельность начал в 1996 г. в должности экономиста кредитного учреждения АКО «Атис» в г. Москве.

С 1998 г. работал на руководящих должностях в банковской сфере и крупных компаниях г. Москвы (ООО «Инвестиционная компания «Атис-Капитал», ООО КБ «Москоммерцбанк», ООО «НБК-Финанс», ОАО «НБК-Банк»).

Женат, имеет дочь и сына.

В АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» – с марта 2009 г.

20.08.2009

Константин КИМ, www.kursiv.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.