Продать бизнес «под ключ»

В Казахстане начинают появляться компании, специализирующиеся на посреднических услугах в покупке-продаже действующего бизнеса. Акценты инвесторов смещаются от сделок с недвижимостью к перспективным бизнес-схемам.

В Казахстане начинают появляться компании, специализирующиеся на посреднических услугах в покупке-продаже действующего бизнеса. Акценты инвесторов смещаются от сделок с недвижимостью к перспективным бизнес-схемам. Однако, оговариваются эксперты, число таких сделок в РК пока очень невелико.

Как правило, предложения по продаже бизнеса в Казахстане до сих пор связаны с продажей его структурных составляющих: промышленных баз, офисов, оборудования и торговой недвижимости. Предложениями же по продаже готового бизнеса занимаются в основном франчайзи, а покупкой – ФПИ и крупные компании, заинтересованные в сделках M&A.

Гендиректор ТОО «Территория Бизнеса» – одной из первых компаний в РК, специализирующихся на посредничестве в покупке-продаже готового бизнеса, Кеменгер Кентаев отмечает, что в настоящее время предложений по продаже немного, ввиду того, что бизнес-сообщество еще не привыкло рассматривать готовый бизнес как товар. В связи с этим большинство объектов на продажу крепко-накрепко привязаны к недвижимости. Поэтому 83% предложений приходится на продажу и лишь 17 % – на покупку.

«В нашем случае основную стоимость формирует стоимость недвижимости. Поэтому и цены двигались аналогично тренду. С начала года цены на предприятия изменились незначительно», – комментирует Кеменгер Кентаев.

Топ-3 предложений продажи готового бизнеса приходится на сферу услуг, общественное питание и информационные услуги. Охотнее всего покупают бизнес в торговле, производстве, обменных операциях с валютой и в сфере общепита.

В настоящее время инвесторы ищут бизнес стоимостью до $1 млн Но самым популярным и быстропродающимся является дело, стоящее до $100 тыс. К тому же в период кризиса во многих случаях предлагаются недооцененные активы, утверждает Кеменгер Кентаев.

«Фишка» бизнеса посредников заключается в сочетании помощи в определении реальной стоимости объекта с наличием большой базы инвесторов, доступной для просмотра. Кроме того, имея агентские соглашения, заключенные с банками и инвестиционными фондами, посредническая компания может предложить клиенту варианты кредитования или финансирования его сделки.

Основная трудность в ведении сделок купли-продажи готового бизнеса – низкая легальность бизнеса. Вследствие чего нередки трудности с подтверждением реальной рентабельности предприятия.

Гендиректор Казахстанского агентства франчайзинга (КАФ) Вячеслав Сидельников говорит, что в целом по стране с франшизами ситуация неплохая: с начала 2009 г . в Казахстане было осуществлено не менее 40 сделок и 300 преддоговорных согласований между иностранными франчайзерами и казахстанскими франчайзи. Отечественная компания «Таулинк» (платежные терминалы) – франчайзер с начала года заключила более тысячи договоров с казахстанскими франчайзи. Всего между франчайзерами и потенциальными франчайзи осуществляется около 30 согласований (в этот расчет не принята компания «Таулинк»). В два раза увеличились темпы продаж казахстанской франшизы «Бухучет НАП». Наиболее же крупное событие этого года по франшизам – открытие американского Pizza Hut / YUM! Brands.

«Продолжают пользоваться спросом дистрибуторские виды франшиз из-за относительно невысоких затрат для старта и быстрого начала бизнес-операций – товарного и денежного оборота», – комментирует Вячеслав Сидельников.

Наиболее трудно сейчас продать капиталоемкие франшизы, например, в сфере производства, сельского хозяйства и строительства.

Большинство франчайзеров, по словам главы КАФ, предпочитают не менять ценовую политику и даже предлагают льготы для франчайзи: снижение или упразднение первоначального (паушального) взноса, отсрочку платежей за поставляемый товар и т.д.

Директор «Бейкер Тилли Казахстан оценка» Татьяна Гиш считает, что компании, специализирующиеся исключительно на посредничестве в сделках купли-продажи действующего бизнеса (как правило, инвестиционные брокеры), скорее, стали исчезать, чем появляться. «Скажу честно, мы ожидали бума сделок по M&A в начале 2008 года. Все произошло с точностью до наоборот: многие выбирают банкротство. В 2009 г. в нашей практике оценка для целей купли-продажи занимает не более 25% от общего пула проектов», – говорит она. Между тем, в России количество сделок по продаже бизнеса заметно растет.

Что касается стоимости действующих бизнесов, то системный мониторинг ее в РК не производится. Выводы можно сделать по косвенным показателям. Так, на начало 2009 г. небольшое увеличение размера прибыли (по сравнению с прошлым годом) наблюдалось на транспорте и связи, в гостиничном бизнесе (но не более размера инфляции). По остальным отраслям – падение, лидерами которого стали строительство, горнодобывающая промышленность, операции с недвижимостью и торговля. «Понятно, что стоимость бизнеса также снизилась, поскольку этот показатель тесно связан с прибыльностью», – резюмирует Татьяна Гиш.

27.08.2009

Елена БРИЦКАЯ, www.kursiv.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.