Рычаги – государству

Государство намерено в ближайшее время само финансировать экономику и само ею управлять. Президент Нурсултан Назарбаев в своем выступлении на открытии очередной сессии парламента Казахстана обозначил основные моменты посткризисного развития экономики.

Рычаги – государству

Государство намерено в ближайшее время само финансировать экономику и само ею управлять

Президент Нурсултан Назарбаев в своем выступлении на открытии очередной сессии парламента Казахстана обозначил основные моменты посткризисного развития экономики. Хотя эта речь главы государства и претендует на звание программной, депутаты и общественность услышали мало нового, во всяком случае, в части, касающейся политики государства в области экономики. О многом из того, о чем сказал президент, было известно раньше – из выступлений премьер-министра Карима Масимова, председателя правления фонда национального благосостояния «Самрук-Казына» Кайрата Келимбетова, а также глав министерств экономического блока. Теперь пора от слов переходить к делу. Президент рассказал нам, как мы, оказывается, хорошо живем и что нужно делать, чтобы жить еще лучше. Правительству придется реализовать намеченное, а нам разобраться, насколько это возможно.

Вехи на антикризисном пути

Пока не грянул глобальный кризис, Казахстан не страдал от вовлеченности в мировой рынок. Мы строили открытую экономику, а значит, рассчитывали на те преимущества, которые при этом получаем: приток инвестиций, доступ к внешним заимствованиям банков и крупнейших национальных компаний, поступления в бюджет от сырьевого сектора.

Кризис заставил правительство по-новому взглянуть на зависимость экономики от мировых рынков, как сырьевых, так и капитала. Подзабытая в дни ценового благоденствия стратегия индустриально-инновационного развития была вновь извлечена на свет, но несколько в новом качестве. Еще в мае в своем выступлении на внеочередном съезде партии «Нур Отан» президент впервые объявил об индустриализации страны. Затем идея обросла мясом – была проведена соответствующая реорганизация Министерства индустрии и торговли, произошла передача ему некоторых функций от ФНБ «Самрук-Казына». Усиленное министерство стало готовить пятилетний план индустриализации.

В своем выступлении в парламенте президент индустриализацию страны назвал первой из задач, стоящих перед правительством, сказав, что в посткризисный период ей нет альтернативы. Депутаты тоже должны внести свою лепту в этот процесс – рассмотреть закон об индустриальной политике.

Индустриализация без инноваций сегодня – пустой звук, технологически устаревшая продукция неконкурентоспособна даже на отечественном рынке. Президент распорядился разработать и принять закон о науке. Правда, эксперты сомневаются, можно ли таким образом придать развитию науки новый импульс.

Власти не отступают от идеи, которая выкристаллизовалась за последние годы – усиление позиций государства во всех сферах экономики. До кризиса это был нефтяной сектор, при кризисе – финансовый. Индустриализация, начатая по указанию сверху, позволит распространить влияние государства на все отрасли промышленности. Хотя большинство государственных предприятий доказали свою неэффективность – об этом в середине августа открыто заявило Агентство по защите конкуренции. В этом вопросе директор центра экономического анализа «Ракурс» Ораз Жандосов видит основную опасность для планов модернизации страны. «В принципе, 30 миллиардов долларов на пять лет – это для нашей экономики сумма подъемная. Но ключевой вопрос другой: насколько будут эффективными эти новые предприятия? Ведь решения об объектах инвестирования принимают сейчас в большей степени госчиновники, а не частный бизнес», – говорит он.

Бюджет всему голова

Во время кризиса государство вынуждено было оказать поддержку экономике, в том числе банкам и строительному сектору за счет бюджета и Нацфонда. И, как оказалось, намерено делать это и в дальнейшем. Как заявил президент (пожалуй, это было одним из новых пунктов), «важно, чтобы бюджет стал важнейшим источником экономического развития». Это заявление говорит о неуверенности властей в способности банковского сектора вернуть объемы кредитования экономики на прежний уровень.

«Мне пока непонятно, что имел в виду президент, потому что несколькими строчками ниже идет речь о сокращении расходов бюджетных средств. Эти два положения явно противоречат друг другу. Чтобы стать “важнейшим источником”, доля государственных капвложений должна превышать финансирование из других источников. Если посмотреть на статистику, то сейчас это далеко не так, и для достижения этой цели государственные инвестиции должны вырасти в разы», – уверен г-н Жандосов.

Что касается банков и финансовой системы в целом, то время относительной вольницы для них миновало. Надзор будет ужесточен. Новая концепция финансовой системы должна устранить все недостатки существующей модели, которые выявились при кризисе. А банки, по словам президента, теперь будут оцениваться по тому, как они работают на диверсификацию экономики и инновационный промышленный рост. Диктат со стороны государства, куда банкам вкладывать деньги, вполне уместен, если речь идет о бюджетных деньгах. В ином случае следует все же предоставить частному бизнесу право самому решать, какие отрасли для них наиболее выгодны с точки зрения рисков и нормы прибыли. Президент, кстати, отметил: «Важно, чтобы казахстанская банковская система удерживала все коммерческие, финансовые и валютные риски в допустимых пределах». Но как раз инновационные проекты наиболее рискованные и являются обычно сферой венчурного капитала.

Кроме того, пока у банков не будет длинных стабильных пассивов, то есть вкладов населения, они не могут финансировать долгосрочные проекты в реальном секторе экономики. В связи с этим президент поставил задачу – обеспечить более высокий уровень сбережений, чтобы экономика генерировала внутренние ресурсы роста. Условием для больших сбережений могут быть только высокие доходы населения, что в ближайшее время вряд ли возможно. Ведь даже при благоприятной ситуации в экономике в Казахстане так и не сформировался средний класс.

Глава государства подчеркнул, что правительство и нацхолдинги должны не только экономить средства, но и максимально использовать заимствования на отечественном фондовом рынке под выпуск облигаций. Как ожидается, и в концепции развития финансовой системы упор будет сделан на использование внутренних ресурсов в качестве источников фондирования банков и компаний.

Можно только приветствовать выход на фондовый рынок национальных компаний, ведь, получая большую прибыль, пока цены на сырье были высокими, они не нуждались в привлечениях в Казахстане. Теперь пенсионные фонды и другие институциональные инвесторы могут получить хорошие бумаги, а эмитенты – дополнительные средства. По словам Ораза Жандосова, при этом важно, чтобы нацкомпании реально испытывали необходимость в заимствованиях, с этой целью для сырьевых компаний нужно ужесточить налогообложение, а для естественных монополий – тарифную политику.

В целом, судя по выступлению президента, власти и в дальнейшем будут проводить экономическую политику, которая определилась в кризисный период. Главной ее особенностью является тотальное государственное регулирование. При этом декларируется незыблемость основных рыночных принципов. Как рыночные механизмы и госрегулирование будут взаимодействовать друг с другом, пока непонятно и самому руководству страны. В любом случае, подобные выступления можно расценивать как сигнал рынку со стороны государства – чего оно ждет от частного сектора и чего ждать рынку от государства. Пока власти не делают резких движений, не мечутся от одной идеи к другой – взаимопонимание возможно.

07.09.2009

www.expert.ru

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.