Банки и государство: кто за что отвечает?

В июне-августе 2009 года аналитическая служба медиахолдинга Business Resource провела исследование казахстанского рынка кредитования юридических лиц. Основная часть исследования построена на результатах опроса экспертов финансового рынка.

В июне-августе 2009 года аналитическая служба медиахолдинга Business Resource провела исследование казахстанского рынка кредитования юридических лиц. Основная часть исследования построена на результатах опроса экспертов финансового рынка. Банкиры дали свои прогнозы относительно динамики процентных ставок по кредитам во второй половине 2009-го и в 2010-м, оценили привлекательность отраслей для банковского кредитования и ответили на ряд других актуальных вопросов. Публикуемый ниже текст представляет собой вводную часть исследования.

Ситуация на финансовом рынке Казахстана остается напряженной. Надежды на то, что в 2009 году состояние мировой экономики стабилизируется и для казахстанских банков вновь откроются зарубежные рынки фондирования, не оправдались. Значительная часть средств Нацфонда уже потрачена, в том числе на прямую и косвенную поддержку банковской системы, и пока неизвестно, будет ли правительство и далее оказывать материальную помощь финансовым институтам. А возможности банков привлечь капитал внутри страны сильно ограничены.

Вместе с тем продолжается ухудшение качества кредитного портфеля банков – ранее выданные кредиты не погашаются, по этим кредитам приходится формировать большой объем провизий. Одновременно банкам необходимо выплачивать внешние заимствования. Так, в 2009 году банки должны были бы отдать $11 млрд, в 2010-м – $7,5 млрд. Три банка – БТА, Альянс и Астана-Финанс – уже объявили дефолт по своим внешним обязательствам. Уголовные разбирательства в отношении бывших руководителей некоторых кредитных организаций добавляют драматизма ситуации.

Тем не менее рынок жив и кредиты выдаются, хотя, конечно, не всем и не во всех банках. Данное исследование посвящено нынешнему состоянию сектора кредитования корпоративных клиентов и его краткосрочным перспективам. Его цель – выяснить, какие предприятия сегодня имеют шанс получить новый кредит или рефинансировать старый, в каком банке и на каких условиях? Еще одна цель – попытаться понять, что ждет рынок в 2010 году, хотя, судя по скорости «смены декораций» в последнее время, любые прогнозы сейчас как никогда условны.

Чужие здесь не ходят

Рынок корпоративных кредитов всегда был информационно закрытым. Если условия кредитования физических лиц в каждом банке стандартизированы и известны всем, то параметры корпоративных заимствований определяются специально для каждого заемщика в отдельности и зависят от множества факторов. Стандартные условия кредитования юрлиц, размещенные на официальных сайтах банков, – это лишь весьма приблизительный ориентир для потенциального корпоративного заемщика.

Сегодня этот и без того «засекреченный» рынок стал еще более закрытым. Разрабатывая первоначальный дизайн данного исследования, мы планировали опросить не менее 150 банкиров, включая председателей правления крупнейших банков, их заместителей, руководителей профильных подразделений, в том числе и в филиалах. Однако, несмотря на все приложенные усилия, а также на то, что наша компания давно и успешно осуществляет тесное информационное сотрудничество со всеми ведущими банками страны, набрать нужное число «голосов» нам не удалось. Все, к кому мы обратились с просьбой заполнить анкету, были готовы сколько угодно говорить о кредитовании населения, о прочих услугах, но только не о кредитовании производства.

Только АФН и несколько крупных банков выразили согласие на участие в исследовании. Поэтому уже в ходе реализации проекта нами было принято решение заменить анкетный опрос на серию глубинных интервью. Всего в исследовании приняли участие 11 человек. Аналитическая служба Business Resource выражает глубокую признательность за уделенное нам время и внимание:

Елене Бахмутовой, председателю АФН;

Умут Шаяхметовой, председателю правления Народного банка;

Александру Пикеру, председателю правления АТФБанка;

Владиславу Ли, председателю правления Банка ЦентрКредит;

Марату Заирову, председателю правления Нурбанка;

а также руководителям департаментов по работе с корпоративными клиентами Сбербанка и Нурбанка.

Эффективность государственной антикризисной политики

В последний год средства из государственных резервов стали важнейшим источником фондирования банков наряду с внутренними депозитами и финансовой поддержкой акционеров. По словам главы Нацбанка Григория Марченко, всего на государственную антикризисную программу было израсходовано порядка $19 млрд, в том числе на прямую и косвенную поддержку финансовой системы. Насколько эффективно были потрачены эти средства по мнению банков – непосредственных участников госпрограммы?

I

10 из 11 респондентов считают госпрограмму поддержки экономики эффективной. Вместе с тем большинство опрошенных отметили, что в полной мере оценить итоги этой программы можно будет позднее, когда станет видно, как она повлияла на динамику производства, уровень занятости и другие ключевые параметры состояния экономики.

Как вы оцениваете в целом государственную программу поддержки экономики?

1

Совсем не эффективна

-

2

Скорее не эффективна

1

3

Скорее эффективна

8

4

Очень эффективна

2

II

При этом только 7 респондентов из 11 считают эффективной ту часть госпрограммы, которая была направлена на кредитование приоритетных секторов экономики через банки второго уровня.

Как вы оцениваете программу кредитования отдельных приоритетных отраслей через БВУ?

1

Совсем не эффективна

-

2

Скорее не эффективна

4

3

Скорее эффективна

6

4

Очень эффективна

1

По словам главы АФН Елены Бахмутовой, «благодаря поддержке государства внутренний кредитный портфель в Казахстане не только не сократился, но и несколько возрос. Это позволило поддержать производство, уровень занятости, потребительский спрос».

Большинство опрошенных банкиров отметили высокую эффективность программы кредитования малого и среднего бизнеса «Даму». Однако некоторые участники опроса указали и на ее недостатки. Так, по мнению председателя правления Нурбанка Марата Заирова, «сумма в 120 млрд тенге, которая была выделена на реализацию программы, – это капля в море. Минимальная потребность МСБ в кредитных средствах сегодня составляет 400 млрд тенге. Если выбросить на рынок порядка 600 млрд тенге, мы убьем сразу двух зайцев: поддержим банки и обеспечим подъем реального сектора». По оценке главы Народного банка Умут Шаяхметовой, банки могли бы освоить сумму как минимум вдвое большую, чем было выделено правительством на поддержку МСБ. Недостаток средств привел к тому, что многие хорошие проекты не были профинансированы в рамках программы.

Согласно условиям программы «Даму» 70% средств были направлены на рефинансирование существующих займов (это позволило снизить процентные ставки по ним примерно с 18 до 12%), 30% – на кредитование новых проектов. И если одни банкиры сочли это соотношение идеальным, то другие сетовали на ограничение свободы. Многие респонденты выразили мнение, что сейчас наиболее важно кредитовать действующее реальное производство. И только когда ситуация стабилизируется и начнется рост экономики, придет время новых проектов.

Помимо программы «Даму» один из респондентов – Умут Шаяхметова – выделила меры правительства по поддержке кредитования крупного бизнеса. Эти меры не так широко известны, как помощь МСБ. В частности, потому, что деньги на кредитование крупных проектов были выделены только двум банкам – Казкому и Народному. Как известно, правительство вошло в капитал двух этих банков, вложив в каждый из них по 120 млрд тенге. По словам г-жи Шаяхметовой, половину полученных средств (60 млрд) Народный направил на увеличение собственного капитала, вторую половину – на рефинансирование крупных клиентов. Казком на капитализацию направил только 36 млрд тенге, соответственно, на рефинансирование крупного бизнеса – 84 млрд. Г-жа Шаяхметова рассказала, что за счет полученных от государства денег Народный выдал займы ряду крупных производственных предприятий, а также «организациям, обеспечивающим население товарами народного потребления». По ее информации, данная программа предусматривала ряд ограничений. Так, банки не могли выдавать деньги тем отраслям, которые уже кредитовались по другим программам госфонда «Самрук-Казына» – например, зерновым компаниям, сектору недвижимости, строительству, нефтегазовой промышленности, торговле нефтепродуктами.

Все участники опроса отметили, что спрос на кредиты значительно превышал предложение. При этом, по словам г-жи Бахмутовой, «когда государственный кредит желает взять тысяча заемщиков, а средств выделяется только на сто заемщиков, это дает большие возможности для злоупотреблений. Точной статистики по этому поводу нет, но мы не раз сталкивались с такой практикой».

Чтобы ограничить практику «откатов» в банках за получение государственных кредитов, г-жа Бахмутова предложила последующие программы поддержки экономики реализовывать через различные механизмы государственно-частного партнерства. Если предложение руководителя АФН будет поддержано другими государственными ведомствами, курирующими экономику, то банки больше не получат деньги на кредитование приоритетных секторов экономики. «Полагаю, в дальнейшем банки могут участвовать в госпрограммах как операторы или как соинвесторы. Оператор выполняет строго определенные заказчиком операции и получает за это комиссионное вознаграждение. Соинвестор вкладывает часть средств в совместные проекты и разделяет риски с государством. Я думаю, нам надо уже сейчас по этому направлению идти», – заявила г-жа Бахмутова.

III

По поводу того, может ли государство взять на себя ответственность за погашение внешнего долга банков, мнения участников опроса разделились.

Считаете ли вы, что государство должно частично взять на себя прямые или условные обязательства по выплате внешнего долга банков?

Категорическое несогласие с тем, что государство могло бы прямо или косвенно (через механизм государственных гарантий) ответить по внешним долгам банков, выразила Елена Бахмутова. По ее словам, кредиторы банков – это высококвалифицированные институциональные внешние инвесторы. Когда они давали деньги нашим банкам, они знали структуру собственности и политику этих банков и наперед просчитывали собственные риски. Непонятно, почему ответственность за принятые ими решения должна ложиться на плечи казахстанских налогоплательщиков. Г-жа Бахмутова добавила, что при этом государство будет всемерно защищать интересы неквалифицированных инвесторов – физических лиц.

Глава АФН напомнила, что начиная с 2005 года регулирующие органы неоднократно указывали банкам на высокие риски чрезмерных внешних заимствований. Однако все попытки АФН оказать сдерживающее влияние на политику агрессивного роста банков встречали жесткое сопротивление банковского сектора. В то время регуляторов обвиняли в том, что они искусственно сдерживают экономический рост страны, ограничивая приток денежных ресурсов в экономику. Сейчас, по мнению г-жи Бахмутовой, государство уже оказало большую помощь банкам путем прямой капитализации и обеспечения дешевой ликвидностью для кредитования и рефинансирования заемщиков.

Мнения банкиров по этому поводу разделились. Так, представители одного из банков заявили, что, по их мнению, казахстанское правительство будет вынуждено взять на себя часть внешних обязательств отечественных банков. И, более того, что во время кризиса это необходимо сделать. Похожего мнения придерживается председатель правления АТФБанка Александр Пикер: «Я считаю, что государство может в определенной мере помочь банкам погасить их внешние долги. Потому что это вопрос внешней репутации Казахстана». В связи с этим г-н Пикер напомнил историю с крупнейшим американским банком Lehman Brothers. По его словам, банкротство Lehman Brothers повлекло за собой череду других крупных банкротств. В частности, на грани финансового краха оказалась крупнейшая страховая компания AIG. Для того чтобы избежать полного коллапса экономики вследствие сработавшего «эффекта домино», правительство США было вынуждено вложить несколько сотен миллиардов долларов в спасение AIG. После этого, оглядываясь назад, все поняли, что можно было потратить меньше денег на спасение Lehman Brothers и предотвратить дальнейшее расползание кризиса еще тогда. Эта история стала уроком для многих других правительств в мире.

С коллегами солидарна председатель правления Народного банка Умут Шаяхметова. Она считает, что если бы сейчас государство помогло банкам реструктурировать их внешние долги (например, предоставив государственную гарантию), то банки со своей стороны могли бы за счет высвобождающихся средств реструктурировать задолженности своих внутренних заемщиков. То есть, проще говоря, иностранные кредиторы дают отсрочку казахстанским банкам под гарантию правительства, а казахстанские банки дают отсрочку по выплате кредитов своим внутренним заемщикам. При этом в данной схеме должны участвовать только те банки и компании, которые имеют ликвидные активы, продолжают работать и имеют перспективы развития.

Г-жа Шаяхметова считает, что сейчас долговое бремя сильно ограничивает потребительский спрос населения и деловую активность предприятий. Реструктуризация долгов позволила бы, во-первых, активизировать потребительский спрос, что оказало бы позитивное влияние на торговлю и жизнеспособные отрасли отечественной перерабатывающей промышленности (например, пищевой). Во-вторых, освобождение от долгов хотя бы на время дало бы возможность предприятиям инвестировать освободившиеся средства в производство. Все это вкупе с мультипликативным эффектом дало бы толчок к скорейшему выходу экономики Казахстана из кризиса.

Кстати, некоторые участники опроса, которые изначально были категорически против какого-либо участия государства в погашении внешнего долга банков, меняли свою точку зрения после того, как им представляли схему, предложенную г-жой Шаяхметовой. Однако руководитель АФН Елена Бахмутова осталась при своем мнении. По ее словам, «банки должны сами заниматься реструктуризацией долгов своих заемщиков, потому что это их бизнес. И если они хотят и дальше продолжать этот бизнес, то должны сохранить ту корову, которая дает им молоко».

Подготовлено аналитической службой медиахолдинга Business Resource

11.09.2009

www.and.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.