Куда уходит пресса

Кризисный прессинг не выдержали многие казахстанские СМИ. Резкое – до 50% – сокращение рекламных бюджетов вызвало цепную реакцию. Сплошные убытки и долговые ямы вынуждают отечественные издания идти на сокращение штатов либо вовсе прекращать свое существование.

Кризисный прессинг не выдержали многие казахстанские СМИ. Резкое – до 50% – сокращение рекламных бюджетов вызвало цепную реакцию. Сплошные убытки и долговые ямы вынуждают отечественные издания идти на сокращение штатов либо вовсе прекращать свое существование. Сектор нуждается в господдержке, констатируют участники рынка.

Тучи на казахстанском медиарынке сгущаются с каждым днем, и этот факт признают все его профучастники. По словам президента холдинга «Нур-медиа» Арманжана Байтасова, закрытие коммерческих медиапроектов напрямую отразится на качестве информации, подаваемой СМИ. «Чем меньше изданий, тем меньше у казахстанцев возможности получать объективные и разно¬образные сведения», – сказал он «&».

«Жирная точка в жизни казахстанских изданий, мне кажется, была поставлена еще в прошлом году», – говорит «&» глава Союза журналистов Казахстана Сейтказы Матаев. Первыми, по его словам, с рынка ушли гламурные издания, которые бесплатно распространялись в аэропортах и бутиках и зарабатывали на рекламе люксовых товаров. «В этом году многие издания проводят сокращение персонала, у некоторых появились проблемы с выплатой зарплат сотрудникам, – продолжает собеседник. – А в ряде регионов закрылись известные газеты. Так, в Алматы перестал выходить журнал «Континент», который существовал около 10 лет, в Караганде прекратили существование две газеты». Подобная тенденция, по мнению г-на Матаева, продолжится и в следующем году.

Г-н Байтасов также считает, что 2010 год окажется тяжелым для казахстанских СМИ. «Боюсь, что многие компании будут формировать свои рекламные бюджеты, заведомо готовясь к тяжелым временам, и поэтому бюджеты СМИ также окажутся сокращенными», – прогнозирует он.

По словам президента Казахстанского пресс-клуба Асель Карауловой, в Казахстане никогда не существовало конкурентного рынка СМИ и, по всей видимости, долго еще не будет. «Многие издания не работали и не работают как профессиональные бизнес-проекты, – сказала она «&». – Соответственно, с наступлением кризиса и падением рекламных доходов они не смогли внедрить грамотное антикризисное управление. По законам рынка выживают сильнейшие, и это справедливо. Но поскольку рынка нет, на плаву остаются те, у кого есть «крыша» или государственное финансирование. Это ведет нас к полной депрофессионализации, отсутствию конкуренции и тотальному контролю над контентом СМИ». По мнению г-жи Карауловой, ситуацию может несколько выровнять отстройка всех бизнес-процессов, то есть правильная стратегия, грамотный менеджмент, четкое понимание того, что такое СМИ и как они должны работать и зарабатывать, глубокое знание своей ниши и целевой аудитории, грамотный HR-подбор, тренинг и удержание лучших кадров.

Г-н Байтасов предлагает создать антикризисный совет медиаменеджеров Казахстана. По его словам, такая организация необходима для того, чтобы сначала оценить глубину проблемы, с которой столкнулись СМИ, а затем придумать, как ее решить. Один из вариантов спасения отрасли – снижение налоговой нагрузки. «Подобный опыт у Казахстана есть: в конце 1990-х был отменен НДС для теле – и радиокомпаний, и это послужило толчком к развитию отечественных традиционных СМИ. На днях я обратился через газету «Литер» с такой инициативой, и до сих пор не прекращаются звонки от руководителей средств массовой информации, которые интересуются текущей ситуацией со СМИ в стране», – сообщил г-н Байтасов. Казахстанским массмедиа необходима поддержка со стороны властей, соглашается г-н Матаев. «Государство в первую очередь должно увеличить госзаказ и больше внимания уделять освещению в прессе экономических вопросов, антикризисной программы, – говорит он. – Я этого пока не наблюдаю».

Что же ожидает казахстанские СМИ в обозримом будущем? Г-н Матаев предполагает, что развитие получат бесплатные печатные издания, которые будут содержаться за счет частных объявлений, а не за счет рекламы крупных компаний. При этом, добавляет он, возможно сокращение числа печатных изданий, поскольку многие из них, влючая и казахоязычные, уже переходят на онлайн-версию. «Все меньше компаний хотят публиковать рекламу в печатных СМИ, предпочитая Интернет. Это мировая тенденция. Даже такой крупный медиамагнат, как Руперт Мердок, сворачивает печатные проекты и уходит в Интернет. Жаль, конечно, если бумажных носителей у нас станет меньше», – сетует г-н Матаев.

18.09.2009

Сауле Ынтыкбаева, www.and.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.