Без бумажки ты букашка!

Поддержка малого и среднего бизнеса в условиях финансово-экономических неурядиц заявлена одним из национальных приоритетов. На уровне Президента и Правительства не раз принимались принципиальные решения о снижении административного прессинга в отношении действующих и начинающих предпринимателей.

Издержки по открытию бизнеса измеряются миллионами.

Поддержка малого и среднего бизнеса в условиях финансово-экономических неурядиц заявлена одним из национальных приоритетов. На уровне Президента и Правительства не раз принимались bez_bumajki.jpgпринципиальные решения о снижении административного прессинга в отношении действующих и начинающих предпринимателей. С мая 2008 года утверждены несколько постановлений, снижающих административную нагрузку на МСБ. Министерствами индустрии и торговли и экономики и бюджетного планирования созданы экспертные и рабочие группы по выработке соответствующих изменений в законодательство. В ноябре прошлого года Кабинетом министров утверждена Концепция совершенствования разрешительной системы в РК на 2009 - 2011 годы. Но...

Вадим ШИРОКОБОРОДОВ Астана

По итогам 2008 года наша республика в рейтинге Всемирного банка DOING BISNESS заняла 63-е место. Согласитесь, не самая почетная позиция. По мнению зарубежных экспертов, мы ощутимо отстаем по части создания условий для международной торговли, строительства, открытия бизнеса и регистрации собственности. В том числе и поэтому в прошлогоднем Послании Главы государства в адрес Правительства прозвучали четкие поручения: максимально упростить разрешительные процедуры для открытия нового и развития существующего бизнеса.

И лед тронулся! МИиТ выступило инициатором упрощения порядка оформления разрешительных документов при проектировании и строительстве объектов предпринимательской деятельности. «Ранее эти процедуры занимали 187, а после введения постановления Правительства - 59 дней», - заверил тогдашний глава МИиТ Владимир Школьник. Затем Кабмин отказался от обязательной сертификации всех видов сервисных услуг. Следом подключилось Минэкономики и бюджетного планирования, которое выступает рабочим органом по реализации Концепции совершенствования разрешительной системы в РК на 2009 - 2011 годы, одобренной постановлением Правительства от 27 ноября 2008 года.

Это ведомство устами начальника управления политики регулирования в отраслях экономики Раушан Пердебаевой заявило, что в 2009 году количество разрешительных документов в области лицензирования, сертификации и аккредитации сократится в два раза. Что грядёт, мол, масштабная инвентаризация всех нормативно-правовых актов, регулирующих выдачу разрешительных документов. Тот самый обещанный предпринимателям и обществу «метод гильотины», который, похоже, пока так и не заработал.

Сокращение разрешительных процедур настолько, видимо, тяжелая тема, что дело быстро не делается. Пока в верхах составляют аналитические записки да проводят семинары и исследования, сотни простых предпринимателей ежедневно сталкиваются с административным прессингом при открытии бизнеса. Очевидно, дистанция между благими намерениями и конкретными результатами в нашей стране слишком велика. К тому же упавшие цены на энергоносители и обострившийся мировой экономический кризис отвлекают министров на решение иных насущных задач.

Интересно, а кто-нибудь калькулировал фактические затраты субъектов МСБ при открытии очередного объекта? Подсчитывали ли «в верхах» число разрешительно-контролирующих ведомств, которые нужно оббегать, чтобы оформить все бумаги? А также коррупционную ёмкость этих согласовательных процедур? Астанинские бизнесмены, кстати, в приватной беседе откровенно называют «тарифы», установленные в различных ведомствах. Минимальная ставка при получении необходимой визы - сто баксов. А если таковых десять и более?

Почему предприниматели должны тратить на бесчисленные согласования уйму драгоценного времени? Не логичнее ли организовать с этой целью единую приемную, работающую по принципу «одного окна»? Или решительно сократить, как об этом заявляло Минэкономики, количество разрешительных согласований с госинстанциями, утвердив стандарты и регламент для каждого документа? А где, спрашивается, обещанное внедрение в 2009 году уведомительной и дистанционной (через Интернет) систем получения разрешений, чтобы свести к минимуму контакт предпринимателей с госслужащими?

Мы не знаем также, что конкретно предпринимается сегодня ради реализации одной из важнейших задач упомянутой Концепции - внедрения альтернативных форм регулирования предпринимательской деятельности? Когда вместо виз и разрешений - уточнение механизмов гражданско-правовой ответственности бизнеса. А вместо обязательных процедур - добровольная сертификация продукции и аккредитация направлений деятельности. А ведь «реализация этих мероприятий позволит существенно снизить затраты бизнеса, а также создать предпосылки для его дальнейшего динамичного развития». Именно так выразилась еще в декабре 2008 года госпожа Р. Пердебаева, представляя официальную позицию Минэкономики.

Упрощение администрирования бизнеса не только сократит финансовое бремя при прохождении разрешительных процедур, но и сократит их коррупционную составляющую и пресловутый субъективный фактор. А в том, что таковые присутствуют во взаимоотношениях чиновников с бизнесом, сомневаться не приходится. Об этом же свидетельствуют и официальные данные Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью, предоставленные нашей газете.

Уверены, у самих предпринимателей в активе десятки и сотни примеров, когда при открытии своего дела им выкручивает руки и опустошает карманы когорта «уполномоченных» чиновников. Немало у бизнесменов и руководителей бизнес-ассоциаций конкретных предложений по устранению ненужных административных барьеров и процедур. Прислушается ли государство к мнению своих налогоплательщиков? Поможет ли не на словах, а на деле своим кормильцам?

25.09.2009

www.oko.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.