Долги «хорошими» не бывают

На днях в Алматы прошел очередной круглый стол политиков и экономистов, рассматривающих вопросы продолжающегося банковского кризиса и его влияния на казахстанскую экономику.

На днях в Алматы прошел очередной круглый стол политиков и экономистов, рассматривающих вопросы продолжающегося банковского кризиса и его влияния на казахстанскую экономику.

По итогам круглого стола, организованного исследовательской компанией Zertteu DC Group совместно с Ассоциацией выпускников программы "Болашак" при поддержке Форума предпринимателей Казахстана и АРД "РФЦА", были выработаны конкретные предложения по улучшению схемы распределения транша, который государство планирует отдать на поддержку предпринимательства.

Суммы выделяются огромные, и многих интересует судьба денег налогоплательщиков. В работе круглого стола приняли участие представители банковского сообщества, перерабатывающего сектора и независимые эксперты.

Участники обсуждения сошлись во мнении относительно необходимости расширения использования такого инструмента государственной поддержки. В частности, предлагается распространить его использование на всю обрабатывающую промышленность и направить на эти цели не 5 млрд. тенге, а 50% планируемых средств. При этом, как отмечали представители бизнес-сообщества, расходы государства могут быть даже компенсированы компаниями через определенное время.

Предлагаемая мера произведет большой мультипликативный эффект - при снижении для конечного заемщика ставки по кредиту до 8%, охват компаний возрастает в 12 раз (!), по сравнению с простым рефинансированием всего кредита. Схема позволяет компаниям реального сектора улучшить свое финансовое состояние, банкам - повысить качество кредитного портфеля, а государству - поддержать занятость и налоговые поступления.

Также отмечалась высокая потребность производственных компаний в оборотном капитале. Для решения этой проблемы предлагается направить вторую часть транша на финансирование оборотного капитала компаний производственного сектора. Таким образом, считают эксперты, можно утверждать, что проводимая государством политика вовлечения бизнеса в процесс выработки решений в области экономической политики приносит все более ощутимый эффект.

На круглом столе обсуждались и меры преодоления основных проявлений банковского кризиса в Казахстане - базы фондирования и "плохих долгов".

Первая проблема заключается в закрытии кредитного окна для банков в ближайшие четыре-семь лет. У Казахстана останутся только внутренние источники финансирования, одними из которых могут стать средства недропользователей. Пример: закупки товаров, работ и услуг у казахстанских компаний и все налоговые платежи недропользователей в 2008 году составили 22,5 млрд. долларов, при объеме экспорта сектора в 68 млрд. долларов.

Аналитики Zertteu DCG предлагают ввести систему стабилизационных депозитов для недропользователей, которые обязуются направлять до 25% своей экспортной выручки в Национальный банк РК под вознаграждение Libor +1%. Нацбанк, в свою очередь, будет размещать тенговый эквивалент этих средств в коммерческие банки, используя механизм обусловленных депозитов под финансирование приоритетных для Казахстана отраслей или проектов. Эта мера будет стимулировать экономический рост и дедолларизацию страны как основу повышения ее устойчивости к внешним шокам.

При этом, как отметил управляющий директор АО "Казкоммерцбанк" Бейбит Апсенбетов, большой потенциал имеется в перенаправлении вложенных за границей средств пенсионных фондов во вложения внутри РК.

Кроме того, по словам руководителя центра экономического анализа "Ракурс" Ораза Жандосова, дополнительным источником средств являются страховые сборы, образующиеся в результате повышения ставки по социальному страхованию с 4 до 5% (порядка $1 млрд.). В частности, предлагается распространить требования по структуре активов накопительных пенсионных фондов на данные средства.

Второй проблемой является большая долговая нагрузка предприятий. Она сформировалась преимущественно из заемных средств, которые в период бурного роста привлекали казахстанские компании и холдинги для инвестиционных вложений внутри страны. Сейчас они столкнулись с обесценением своих приобретений - стоимость земли, к примеру, снизилась почти на 90%. Перерастание же финансового кризиса в экономический привело к падению продаж и снижению доходности производства и, как следствие, к невозможности обслуживания расходов по кредитам.

Расчеты по методике АФН или рейтинговых агентств, учитывающих реструктурированные займы, а также динамику экономических показателей, приводят к выводу, что неработающие кредиты могут достичь порядка 50% кредитного портфеля банков в ближайшие несколько кварталов. Если ничего не предпринять или ограничиться полумерами, то неизбежно следующее: сначала резкий всплеск безработицы и инфляции, потом спад производства, далее потеря большей части несырьевого производственного отечественного бизнеса. И в конечном итоге - банкротство банков.

Эксперты предлагают следующую схему реструктуризации "плохих долгов":

Отобранные системообразующие игроки обрабатывающей промышленности выводят все свои инвестиционные проекты/активы и взятые под них кредиты на баланс специально созданной компании (SPV или СФК);

Компании-учредители SPV обязуются, в случае реструктуризации их активов и обязательств по данной Программе, не сокращать численность работников в течение двух лет и не повышать цены на свою продукцию в течение года, и во второй год - не выше уровня инфляции по стране;

Банк обменивается с Фондом стрессовых активов (ФСА) неторгуемыми расписками на сумму кредитов данной SPV из соотношения 1:1 (ii) снижает ставку по данным кредитам до уровня стоимости фондирования (ориентировочно 8%) и замораживает выплаты основного долга;

ФСА выплачивает Банку 5% годовых по данным кредитам и еще 3% выплачивает SPV

или

4% годовых выплачивает ФСА, а еще 4% с повышающим коэффициентом (к примеру 1,5) автоматически конвертируются в долю в данных активах, т.е к концу действия программы (ориентировочно 5 лет) порядка 30% активов будет принадлежать Банку (или учрежденной им специализированной компании).

В конце действия Программы акционеры SPV (к примеру, 70% Компания и 30% Банк) выкупают у ФСА данные активы за 110% от номинала. При этом обязательство за выкупом активов у ФСА закрепляется за конечными акционерами - физическими лицами учредителями SPV.

Zertteu DCG предлагает государству провести временный выкуп инвестиционной части портфелей казахстанских производственных холдингов через Фонд стрессовых активов. Таким образом, издержки "кредитного бума" будут постепенно и равномерно распределены между всеми сторонами - предприятиями, банками и государством.

Оба решения означают сильную коррекцию существующей модели экономики Казахстана, поскольку увеличивается уровень взаимодействия сырьевого сектора (в котором заняты 5% населения) с остальной экономикой и закладываются основы устойчивости национальной финансовой системы.

При этом глава Resmi Group Кайрат Мажибаев отметил, что для более полного использования потенциала оздоровления казахстанских компаний необходим общественный контроль над проводимой реструктуризацией пассивов банков.

Надо отметить, что высказанные на круглом столе предложения являются только частью мер, разработанных Zertteu DCG и оформленных в антикризисную стратегию развития Казахстана на ближайшие годы, которая будет представлена в конце октября в ходе "National Business Forum - Осень 2009".

Аналитики Zertteu DCG упорно стучатся в двери правительства со своими весьма разумными и интересными предложениями. Но пока к ним не очень прислушиваются. А

25.09.2009

Руслан Искандеров, www.gazeta.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.