А что союз грядущий нам готовит?

С 1 января 2010 года начнет действовать единый таможенный союз трех стран — Казахстана, России и Белоруссии. Пока эксперты спорят о плюсах и минусах таможенного соглашения для страны в целом, народ волнуют совсем другие, более приземленные вопросы: как эта таможенная реформа отразится на ценовой политике внутреннего рынка? И что придется сделать простым казахстанцам: затянуть поясок потуже или наконец-то расслабить его?

С 1 января 2010 года начнет действовать единый таможенный союз трех стран — Казахстана, России и Белоруссии. Пока эксперты спорят о плюсах и  минусах таможенного соглашения для tamogennyi_souz.jpgстраны в целом, народ волнуют совсем другие, более приземленные вопросы: как эта таможенная реформа отразится на ценовой политике внутреннего рынка? И что придется сделать простым казахстанцам: затянуть поясок потуже или наконец-то расслабить его?

Таможенные союзы, как правило, создаются для объединения государств примерно с одинаковым уровнем развития экономик, против стран, которые имеют перед ними преимущества на международных товарных рынках. К примеру, если Китаю с его дешевым ширпотребом дать полную свободу на нашем рынке, то казахстанская легкая промышленность попросту может разориться. Плюс от растущего уровня экономики страны, конечно, очевиден. Однако среди казахстанцев не утихают разговоры о том, что вступление Казахстана в Таможенный союз повлечет за собой увеличение таможенных пошлин на товары из третьих стран, а значит и цены на внутреннем рынке неизменно поползут вверх. О каких новых таможенных ставках идет речь и как именно на самом деле отразится нововведение на наших кошельках? С этими вопросами мы обратились к начальнику Управления таможенных доходов Департамента таможенного контроля по Карагандинской области Валентине Карабецкой.

— Валентина Константиновна, так что же будет представлять из себя пресловутый Таможенный союз?

— Таможенный союз предполагает функционирование зоны свободной торговли плюс применение единого таможенного тарифа и единой таможенной политики в отношении третьих стран, не входящих в таможенный союз. Будет единый таможенный тариф на товары из третьих стран. Он будет действовать на территории Казахстана, Белоруссии и России. На сегодняшний день таможенные ставки у наших государств пока разные, но с 1 января они будут одинаковыми. Проект тарифа принимается и уже на стадии подписания.

— О каких таможенных ставках идет речь?

— Изначально в Казахстане установлена наименьшая таможенная ставка среди трех государств. Сейчас же многие ставки будут приняты по российскому тарифу. К примеру, если таможенная пошлина на пальто была 5%, но не менее 1 евро за килограмм на все виды товаров, то теперь будет 20%, но не менее 3 евро за килограмм. Получается, что таможенная пошлина на некоторые виды верхней одежды возрастет! То же самое касается и многих видов продуктов. Вырастет ставка таможенной пошлины и на окорочка, и на апельсины и на другие продукты импортного производства.

— Получается, что и цены на этот товар сразу же взлетят вверх?

— Получается так. Сборы в доход бюджета увеличатся, но на потребителях в определенных отраслях это скажется отрицательно.

— Многих волнует, что станет с нашим автомобильным рынком.

— Что касается машин, ввозимых с территории России и, что важно — произведенных на ее территории, то ситуация не изменится. Автомобили российских марок пошлинами не облагались и не облагаются в рамках соглашения о свободной торговле. А вот с автомобилями, произведенными третьими странами, ситуация поменяется — таможенные пошлины будут подняты.

— На сколько, уже известно?

— Да, известно. Для примера, можем рассчитать размер таможенной пошлины для автомобиля с объемом двигателя 2300 кубических сантиметров. Если с даты выпуска прошло менее пяти лет, а в качестве средней стоимости автомобиля в одной из третьих стран возьмем 10825 долларов, сейчас взимается пошлина в размере 163-х тысяч тенге. По новой ставке пошлина будет равняться 408 тысячам тенге. Сегодня эта ставка равняется 10%, но не менее 0, 1 евро за кубический сантиметр, с 1 января 2010 года она будет составлять 25%, но не менее 0,55 евро за кубический сантиметр. Как видите, разница существенная. Но еще больше может не обрадовать автоперегонщиков новый размер таможенной ставки на автомобили, с даты выпуска которых прошло более пяти лет. Рассчитаем таможенную пошлину для машины с таким же объемом двигателя в 2300 кубических сантиметров. Ориентировочная цена такого автомобиля равняется 7200 долларов. В настоящее время ставка по нему также 10%, но не менее 0,1 евро за кубический сантиметр, по новой ставке будет 2,2 евро за кубический сантиметр. И если сегодня за растаможку автовладельцу придется заплатить 109 тысяч тенге, то уже после нового года эта сумма составит 1 миллион 140 тысяч тенге. И это без учета НДС…

— А что, если казахстанец захочет приобрести автомобиль у россиянина, который на своей границе уже заплатил таможенную пошлину. На границе с Казахстаном нашему гражданину придется платить повторно?

— Да, если машина была приобретена россиянином на территории одной из третьих стран. В настоящее время между Россией и Казахстаном действует таможенное оформление согласно соглашению о правилах определения страны происхождения. Раз товар произведен в третьей стране, то ничего не меняется. Но опять же, введение единых таможенных тарифов — это только первый этап. С июля 2011 года планируется установление единого таможенного пространства, когда оформление будет производиться по периметру границ. Сейчас решается вопрос по распределению бюджета. В этом случае платить пошлину на автомобиль на границе наших государств казахстанцу не придется.

— не повлечет ли за собой снижение импорта в наши страны увеличение пошлин на товары, произведенные на территории третьих стран?

— Не думаю. В любом случае торговля будет продолжаться, так как заключены контракты, сложились партнерские отношения. В этом году у нас снижен объем импорта на 45%, но это никак не связано с размером пошлин, это связано с кризисом.

Волги, лады, жигули… 

Не так давно в Астане прошло заседание комиссии по экономическому сотрудничеству между Россией и Казахстаном, в ходе которого обсуждался вопрос поставки в нашу страну российских машин. Попутно астанчанам презентовали автомобили известных российских производителей. Сделано это было не случайно, ведь казахстанский авторынок для России куда привлекательнее, нежели менее платежеспособные авторынки других союзных республик.

— За последние пять лет имеются успехи в реализации инвестиционной политики в сфере автомобильной промышленности в России. Более 5 миллиардов долларов инвестиций вложены в эту отрасль, — сказал в ходе презентации министр промышленности и торговли России Виктор Христенко. — Членам единого Таможенного союза, Казахстану и Белоруссии, станут доступны не только традиционные российские бренды, но и все другие мировые бренды автомобилей, которые начнут производиться на предприятиях России. Без всяких границ и без всяких ограничений и пошлин автомобили, собранные на наших заводах, будут доступны покупателям в Казахстане и Белоруссии.

Пересядут ли казахстанцы на автомобили российского производства, покажет время. Однако ни для кого не секрет, с каким скептицизмом относятся наши водители, привыкшие с комфортом ездить на иномарках из Японии, Германии и Кореи, к автомобилям российского производства. Хотя, учитывая, в какую «копеечку» в скором времени будет обходиться пригон в Казахстан импортных авто, начинаешь верить, что беспошлинные (а значит и «привлекательные») российские автомобили все же заполонят наш авторынок.

Совместное вхождение в ВТО отменяется

В июне этого года главы правительств России, Белоруссии и Казахстана приняли решение о присоединении к ВТО единой таможенной территорией. Тогда руководитель Всемирной торговой организации Паскаль Лами выразил свое недоумение, ведь за всю историю ВТО не было ни одного случая присоединения к ней нескольких стран в качестве единой территории. Надежды на снисхождение не оправдались: в ходе недельных переговоров в Женеве с представителями ВТО было принято решение о возврате к традиционной схеме ведения переговоров — индивидуальной. Как оказалось и шансы вступить в ВТО, у всех стран существенно разнятся. Россия, к примеру, достигла уже 90% договоренностей с ВТО, а Казахстан только около 60%.

Получается, что на кошельках простых потребителей таможенный союз скажется не самым лучшим образом. Зато для государства в целом он принесет только плюсы. К примеру, будут удалены административные барьеры во взаимной торговле, создана единая таможенная территория, единое экономическое пространство и многое другое. Остается только уповать на то, что укрепленная экономика, повысит благосостояние казахстанцев, а, значит, новые цены на импортный товар нам окажутся по карману.

27.10.2009

Наталья СЕЙДАМЕТОВА, www.avitrek.kz

 


Еще комментарии

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.