А что союз грядущий нам готовит?

С 1 января 2010 года начнет действовать единый таможенный союз трех стран — Казахстана, России и Белоруссии. Пока эксперты спорят о плюсах и минусах таможенного соглашения для страны в целом, народ волнуют совсем другие, более приземленные вопросы: как эта таможенная реформа отразится на ценовой политике внутреннего рынка? И что придется сделать простым казахстанцам: затянуть поясок потуже или наконец-то расслабить его?

С 1 января 2010 года начнет действовать единый таможенный союз трех стран — Казахстана, России и Белоруссии. Пока эксперты спорят о плюсах и  минусах таможенного соглашения для tamogennyi_souz.jpgстраны в целом, народ волнуют совсем другие, более приземленные вопросы: как эта таможенная реформа отразится на ценовой политике внутреннего рынка? И что придется сделать простым казахстанцам: затянуть поясок потуже или наконец-то расслабить его?

Таможенные союзы, как правило, создаются для объединения государств примерно с одинаковым уровнем развития экономик, против стран, которые имеют перед ними преимущества на международных товарных рынках. К примеру, если Китаю с его дешевым ширпотребом дать полную свободу на нашем рынке, то казахстанская легкая промышленность попросту может разориться. Плюс от растущего уровня экономики страны, конечно, очевиден. Однако среди казахстанцев не утихают разговоры о том, что вступление Казахстана в Таможенный союз повлечет за собой увеличение таможенных пошлин на товары из третьих стран, а значит и цены на внутреннем рынке неизменно поползут вверх. О каких новых таможенных ставках идет речь и как именно на самом деле отразится нововведение на наших кошельках? С этими вопросами мы обратились к начальнику Управления таможенных доходов Департамента таможенного контроля по Карагандинской области Валентине Карабецкой.

— Валентина Константиновна, так что же будет представлять из себя пресловутый Таможенный союз?

— Таможенный союз предполагает функционирование зоны свободной торговли плюс применение единого таможенного тарифа и единой таможенной политики в отношении третьих стран, не входящих в таможенный союз. Будет единый таможенный тариф на товары из третьих стран. Он будет действовать на территории Казахстана, Белоруссии и России. На сегодняшний день таможенные ставки у наших государств пока разные, но с 1 января они будут одинаковыми. Проект тарифа принимается и уже на стадии подписания.

— О каких таможенных ставках идет речь?

— Изначально в Казахстане установлена наименьшая таможенная ставка среди трех государств. Сейчас же многие ставки будут приняты по российскому тарифу. К примеру, если таможенная пошлина на пальто была 5%, но не менее 1 евро за килограмм на все виды товаров, то теперь будет 20%, но не менее 3 евро за килограмм. Получается, что таможенная пошлина на некоторые виды верхней одежды возрастет! То же самое касается и многих видов продуктов. Вырастет ставка таможенной пошлины и на окорочка, и на апельсины и на другие продукты импортного производства.

— Получается, что и цены на этот товар сразу же взлетят вверх?

— Получается так. Сборы в доход бюджета увеличатся, но на потребителях в определенных отраслях это скажется отрицательно.

— Многих волнует, что станет с нашим автомобильным рынком.

— Что касается машин, ввозимых с территории России и, что важно — произведенных на ее территории, то ситуация не изменится. Автомобили российских марок пошлинами не облагались и не облагаются в рамках соглашения о свободной торговле. А вот с автомобилями, произведенными третьими странами, ситуация поменяется — таможенные пошлины будут подняты.

— На сколько, уже известно?

— Да, известно. Для примера, можем рассчитать размер таможенной пошлины для автомобиля с объемом двигателя 2300 кубических сантиметров. Если с даты выпуска прошло менее пяти лет, а в качестве средней стоимости автомобиля в одной из третьих стран возьмем 10825 долларов, сейчас взимается пошлина в размере 163-х тысяч тенге. По новой ставке пошлина будет равняться 408 тысячам тенге. Сегодня эта ставка равняется 10%, но не менее 0, 1 евро за кубический сантиметр, с 1 января 2010 года она будет составлять 25%, но не менее 0,55 евро за кубический сантиметр. Как видите, разница существенная. Но еще больше может не обрадовать автоперегонщиков новый размер таможенной ставки на автомобили, с даты выпуска которых прошло более пяти лет. Рассчитаем таможенную пошлину для машины с таким же объемом двигателя в 2300 кубических сантиметров. Ориентировочная цена такого автомобиля равняется 7200 долларов. В настоящее время ставка по нему также 10%, но не менее 0,1 евро за кубический сантиметр, по новой ставке будет 2,2 евро за кубический сантиметр. И если сегодня за растаможку автовладельцу придется заплатить 109 тысяч тенге, то уже после нового года эта сумма составит 1 миллион 140 тысяч тенге. И это без учета НДС…

— А что, если казахстанец захочет приобрести автомобиль у россиянина, который на своей границе уже заплатил таможенную пошлину. На границе с Казахстаном нашему гражданину придется платить повторно?

— Да, если машина была приобретена россиянином на территории одной из третьих стран. В настоящее время между Россией и Казахстаном действует таможенное оформление согласно соглашению о правилах определения страны происхождения. Раз товар произведен в третьей стране, то ничего не меняется. Но опять же, введение единых таможенных тарифов — это только первый этап. С июля 2011 года планируется установление единого таможенного пространства, когда оформление будет производиться по периметру границ. Сейчас решается вопрос по распределению бюджета. В этом случае платить пошлину на автомобиль на границе наших государств казахстанцу не придется.

— не повлечет ли за собой снижение импорта в наши страны увеличение пошлин на товары, произведенные на территории третьих стран?

— Не думаю. В любом случае торговля будет продолжаться, так как заключены контракты, сложились партнерские отношения. В этом году у нас снижен объем импорта на 45%, но это никак не связано с размером пошлин, это связано с кризисом.

Волги, лады, жигули… 

Не так давно в Астане прошло заседание комиссии по экономическому сотрудничеству между Россией и Казахстаном, в ходе которого обсуждался вопрос поставки в нашу страну российских машин. Попутно астанчанам презентовали автомобили известных российских производителей. Сделано это было не случайно, ведь казахстанский авторынок для России куда привлекательнее, нежели менее платежеспособные авторынки других союзных республик.

— За последние пять лет имеются успехи в реализации инвестиционной политики в сфере автомобильной промышленности в России. Более 5 миллиардов долларов инвестиций вложены в эту отрасль, — сказал в ходе презентации министр промышленности и торговли России Виктор Христенко. — Членам единого Таможенного союза, Казахстану и Белоруссии, станут доступны не только традиционные российские бренды, но и все другие мировые бренды автомобилей, которые начнут производиться на предприятиях России. Без всяких границ и без всяких ограничений и пошлин автомобили, собранные на наших заводах, будут доступны покупателям в Казахстане и Белоруссии.

Пересядут ли казахстанцы на автомобили российского производства, покажет время. Однако ни для кого не секрет, с каким скептицизмом относятся наши водители, привыкшие с комфортом ездить на иномарках из Японии, Германии и Кореи, к автомобилям российского производства. Хотя, учитывая, в какую «копеечку» в скором времени будет обходиться пригон в Казахстан импортных авто, начинаешь верить, что беспошлинные (а значит и «привлекательные») российские автомобили все же заполонят наш авторынок.

Совместное вхождение в ВТО отменяется

В июне этого года главы правительств России, Белоруссии и Казахстана приняли решение о присоединении к ВТО единой таможенной территорией. Тогда руководитель Всемирной торговой организации Паскаль Лами выразил свое недоумение, ведь за всю историю ВТО не было ни одного случая присоединения к ней нескольких стран в качестве единой территории. Надежды на снисхождение не оправдались: в ходе недельных переговоров в Женеве с представителями ВТО было принято решение о возврате к традиционной схеме ведения переговоров — индивидуальной. Как оказалось и шансы вступить в ВТО, у всех стран существенно разнятся. Россия, к примеру, достигла уже 90% договоренностей с ВТО, а Казахстан только около 60%.

Получается, что на кошельках простых потребителей таможенный союз скажется не самым лучшим образом. Зато для государства в целом он принесет только плюсы. К примеру, будут удалены административные барьеры во взаимной торговле, создана единая таможенная территория, единое экономическое пространство и многое другое. Остается только уповать на то, что укрепленная экономика, повысит благосостояние казахстанцев, а, значит, новые цены на импортный товар нам окажутся по карману.

27.10.2009

Наталья СЕЙДАМЕТОВА, www.avitrek.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.