Малому бизнесу не нужны кредиты – ему нужны клиенты

Кредиты, конечно тоже, не помешают, однако ни один уважающий себя предприниматель в омут с головой к банку за подачкой не пойдет. На то он и малый бизнес.

Кредиты, конечно тоже, не помешают, однако ни один уважающий себя предприниматель в омут с головой к банку за подачкой не пойдет. На то он и малый бизнес.

Разумеется, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Только вот в казахстанских условиях это правило, к сожалению, не действует. Потому и приходится, даже если дела идут ой как славно, маскироваться под неудачника. Так ведь налогов меньше…

Из чего, собственно, формируется средний класс населения? Из предпринимателей, которые полностью собой довольны. То есть доходы от их бизнеса покрывают все их потребности. В нашем случае это как раз и есть малый бизнес: парикмахерские, магазины, небольшие производственные цеха, СТО и так далее.

Держат их на плаву, как правило, клиенты. Кредиты им как-то без надобности. Лишь когда эйфория нахлынет, тогда может быть. А на нормальном уровне кредиты им не нужны абсолютно. Лишь бы покупали произведенное, и пользовались услугами, которые те в силах оказать. Но с этим с каждым месяцем все сложнее и сложнее. Так или иначе, покупательская способность у населения падает.

– Раньше и товар закупали и зарплату продавцам выплачивали, и нам оставалось помимо пенсии прилично, – говорит Раушан Крыкбаева, владелица небольшого магазинчика в центре Алматы. – В последнее время едва сводим концы с концами. Думаем даже уволить уборщицу и ночного охранника. Люди стали очень экономить. Закупают продукты либо на рынках, либо в супермаркетах. Кулинария практически не идет. Колбасы, сыры и прочая снедь вовсе стала мертвым грузом на прилавках. Половину скоропортящейся продукции от прежнего уровня приходится сдавать торговым агентам.

И такие проблемы встречаются повсеместно. Даже лидер антикризисного бизнеса (согласно недавнему исследованию «ЛИТЕР-Недели») – станции техобслуживания автотранспорта – стали показывать признаки снижения доходов.

– Помял машину – так ездит. Что-то барахлит, ждет до последнего момента, когда машина совсем встанет, – говорит старший менеджер одного из самых уважаемых СТО южной столицы Андрей Караваев. – К нам приезжают, получается работы вдвое больше. Да и специалисты нужны уже более серьезные. Причем и на блочный ремонт уже не каждый соглашается. Многие спрашивают, можно ли починить сломавшуюся деталь. Но браться приходится. Нужны деньги. Каждый клиент на вес золота.

То есть с тех пор, как банки перестали подпитывать потребителей доступными кредитами, клиенты значительно поумерили свои аппетиты. Теперь телевизор – это серьезная покупка, а не очередная уступка капризам жены. То же самое с другими товарами народного потребления.

– В начале года председатель Нацбанка Григорий Марченко посоветовал казахстанцам экономить на средствах гигиены, – говорит менеджер супермаркета Кайрат Джургараев. – Не знаю, это ли подействовало на наших покупателей, но порошки, мыло, гели, средства для мытья посуды стали продаваться значительно хуже.

Одним словом, люди стали больше внимания уделять экономии. Покупать все больше дешевые товары, предпочтения отдавать где-то отечественному натуральному, а не импортному рекламированному. Такая тенденция не может не радовать. Однако есть такая черта, ниже которой потребительский спрос начнет утягивать за собой вниз всю казахстанскую экономику и в первую очередь малый бизнес.

С начала кризиса в стране прекратили свое существование более 2500 предприятий малого предпринимательства. Сейчас есть все шансы закрепить и преумножить этот «успех». Если изучить структуру кредитования малого и среднего бизнеса в рамках антикризисной программы с начала этого года, то выясняется, что до 70 процентов всех выделенных бюджетных средств ушло в сферу торговли. То есть на поддержку не производителей, а посредников. Последние в свою очередь делают все возможное, дабы усугубить ситуацию на внутреннем денежном рынке.

Уже год еженедельно Таможенный комитет публикует информацию о ценах после таможенной очистки импорта и его розничной стоимостью в розничной сети. Коэффициент, как правило, составляет 2–2,5. То есть рядовой покупатель тратит на тот же товар на рынке вдвое больше его реальной стоимости. Навар получается 100–150 процентов. Выходит, что именно их и поддержало государство в лихую годину кризиса, остальные остались за бортом. Причем не обязательно потому, что на борт их не пустили. Просто им так удобнее.

Они звезд с неба не хватают, а делают свое дело.

– На что мне брать кредит? – задает встречный вопрос владелец сварочного цеха Евгений Канн. – У меня все есть. Правда, раньше работы больше было. Мы варили заборы для строек, решетки для первых этажей новых квартир, двери делали. Сейчас штат пришлось сократить вдвое – работы нет. Было бы клиентов больше – жили бы лучше. Только вот у клиентов, похоже, денег нет…

Во времена Великой депрессии президент США Франклин Рузвельт принял на то время революционнейшее решение. Он стал поддерживать покупательский спрос населения посредством государственных пособий безработным, увеличением пенсий и так далее.

– При процентной ставке, которая складывается на рынке без дополнительного кредита, – рассказывает Александр Шведов, – создаваемого банковской эмиссией фидуциарных, то есть основанных на доверии, но не полностью обеспеченных средств обмена, прибыльными будут только те предприятия, для которых в экономике нашлись необходимые факторы производства по рыночным ценам. Другими словами, если предприятие стоящее и не дерет со своих потребителей три шкуры, то и кредит принесет пользу. В противном случае создается лишь, подобная молнии, иллюзия процветания. Если товар неконкурентоспособен, то и покупать его не будут, сколько бы его ни производили. Потому как в рамках антикризисных мероприятий бизнес у нас государство поддерживает, а вот потребителей, к сожалению, нет.

И лучшим подтверждением этих слов станет отказ правительства от внепланового повышения зарплат бюджетникам и госслужащим на четверть с нового 2010 года. Это мероприятие решили отложить на полгода. При этом никто не подумал, что это может стать еще одним или парой гвоздей в гроб малого бизнеса.

05.11.2009

Алексей ХРАМКОВ, www.liter

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.