Аким и дороги

У каждого акима нашей области были свои пристрастия. Камалтин Мухамеджанов, например, очень любил строить. Не важно что, лишь бы много и быстро. Нурлан Нигматулин усиленно наводил порядок во дворах. На днях стало понятно, чем же намерен порадовать Серик Ахметов. Он намерен отремонтировать карагандинские дороги.

Серик Ахметов решил покончить с анекдотами про улицу Гоголя.

У каждого акима нашей области были свои пристрастия. Камалтин Мухамеджанов, например, очень любил строить. Не важно что, лишь бы много и быстро. Нурлан Нигматулин усиленно наводил порядок во дворах. На днях стало понятно, чем же намерен порадовать Серик Ахметов. Он намерен отремонтировать карагандинские дороги.

akim_i_dorogijpg.jpg

Нельзя сказать, что предыдущие акимы совсем уж не уделяли внимания дорогам. Уделяли. Проспект Бухар жырау так вообще через год ремонтировали. На других улицах в центре города дорожная техника появлялась чуть реже. А иногда ее видели и на окраинах. Про окраины сейчас ничего не скажу, а вот то, что по центру снова пойдут катки и асфальтоукладчики, совершенно точно. Дорожные планы нового акима области поистине грандиозны. В них он даже покусился на святое, пообещав навсегда покончить с анекдотами про улицу Гоголя. А в идеале Серик Ахметов хотел бы войти в историю Караганды как аким, который отремонтировал дороги один раз, и на десятилетия. Для этого глава региона намерен прибегнуть к новым технологиям, которые, может, и эффективны, но очень дороги. Впрочем, за ценой власть, судя по всему, в очередной раз не постоит. Так что либо у нас будут по-настоящему хорошие дороги, либо… появится еще один герой городских анекдотов. Что-нибудь из серии «Едет как-то раз Серик Ахметов по улице Гоголя».

НАМ ПОМОЖЕТ ШМА?

Впрочем, если серьезно, то в ремонте дорог Серик Ахметов должен разбираться профессионально. Не зря же он несколько лет проработал министром транспорта и коммуникаций. А раз так, то, akim_i_dorogijpg_2.jpgконечно же, знает: слова классика о двух бедах – дураках и дорогах – давно устарели. Ибо территорию оккупировала третья сила – дураки, которые портят дороги. Еще это бедствие называют коммунальщиками. В Караганде же коммунальщики и вовсе стали катастрофой. Стоит только дорожным службам положить новый асфальт, как тут же приезжает ремонтная бригада и с упоением начинает рыть. С этим новый аким области тоже намерен покончить. В отличие от своих предшественников, он прекрасно понимает: стучать кулаком по столу и требовать, чтобы все трубы, проходящие под проезжей частью, заменили на новые, с гарантийным сроком работы лет в пятнадцать-двадцать, бесполезно. Если коммунальщики есть, то они не могут не рыть. Просто надо сделать так, чтобы они копали свои траншеи, не повреждая дорожного полотна. Сказка, скажете вы? Будущим летом на улице Ленина ее обещают сделать былью.

- Коммуникации там в основном проходят по центру, – заметил г-н Ахметов. – Улица широкая. Поэтому нам следует середину оставить, может, как-то ее украсить. А с боков сделать по две полосы, и чтобы их больше не касались.

Для улицы Гоголя этот рецепт, к сожалению, не годится. Она не такая широкая, как Ленина, а загружена больше. К тому же коммунальщики любят ее своей извращенной любовью, как ни одну другую. Так что ремонт Гоголя «один раз и на долгие годы» станет серьезным вызовом администраторскому таланту нового акима. А вот проспект Бухар жырау хоть и подвергается набегу аварийных служб редко, но все равно асфальт там не залеживается. В этом дорожники привычно винят климат. Дескать, летом у нас слишком жарко, зимой слишком холодно, вот дорожное полотно и не выдерживает – трескается. А весной и осенью в трещины попадает вода и окончательно все гробит.

О том, можно ли справиться с этой напастью, Серик Ахметов спросил у нынешнего министра транспорта и коммуникаций Абельгазы Кусаинова, который на днях приезжал в Караганду. Оказывается, у министра есть подходящее средство. Называется оно ШМА. Это такое специальное дорожное покрытие, очень устойчивое и к влаге, и к перепаду температур. Широкого распространения ШМА пока не получило – слишком дорого стоит. Такое покрытие по карману разве что столицам. Но если учесть, что за последние пять лет в ремонт карагандинских дорог без особого толка вбухали пять с половиной миллиардов тенге, то, наверное, можно потратиться еще разок, лишь бы на этот раз был результат.

АЛМАТЫ СТАНЕТ БЛИЖЕ

Однако ограничивать себя ремонтом только карагандинских улиц Серик Ахметов не хочет. Все-таки он – аким области. А Карагандинская область не только самая большая в республике. Она еще и обладает самой большой сетью автомобильных дорог в стране, длинной в 12 тысяч километров. При этом две трети трасс и магистралей нуждаются в ремонте. Хотя бы ямочном. Своими силами регион такой объем не потянет. На республиканский бюджет надежды тоже мало – в других областях состояние дорог еще хуже. Но все-таки на какую-то помощь из столицы рассчитывать можно. В частности, в ближайшие годы Министерство транспорта и коммуникаций запланировало строительство нескольких новых дорог, которые пройдут по территории Карагандинской области. Это трасса Кызылорда – Жезказган, ее проложат в 2011-м. Жезказган – Петропавловск – в 2013-м.

И, конечно же, платный четырехполосный автобан Караганда – Астана.

- В ближайшее время проведем необходимые тендеры, а уже во втором полугодии 2010-го, думаю, приступим к строительству, – заверил министр Кусаинов. – У нас есть инвесторы, которые желают строить этот автобан. В дальнейшем мы намерены продолжить его в сторону Алматы.

Рассказывая об этом проекте, министр упомянул и мост, который хотят перекинуть через озеро Балхаш, разумеется, в самой узкой его части. Благодаря этому южная столица станет ближе к Караганде на 200 километров.

Вот только у акима области эти планы особого энтузиазма почему-то не вызвали. Может, министерское прошлое ему подсказало, что скоро сказка сказывается, да не скоро автобаны строятся? Как бы там ни было, Серик Ахметов прямо заявил, что предпочитает улучшить старую дорогу, чем ждать, пока появится новая.

- У нас очень остро стоит вопрос с участком Караганда – Темиртау, – сообщил он министру транспорта и коммуникаций. – Очень опасное место. В свое время мы давали деньги на освещение этого отрезка дороги. Стало лучше, но все равно аварий там происходит много. Скоростная дорога, нередки лобовые столкновения. Хорошо бы проложить посередине высокий разделительный бордюр. Мы подсчитали – это обойдется в 280 миллионов тенге. Если строительство новой дороги затянется – а надо честно говорить, там есть множество нерешенных проблем, – то лучше вложиться в бордюр.

Ну а так как все дороги все равно не отремонтируешь, а передвигаться людям надо, Серик Ахметов намерен уделить внимание развитию малой авиации. Чтобы жители Балхаша и Жезказгана могли летать и в Караганду, и в Астану, и в другие области Казахстана. Для этого в первую очередь надо отремонтировать аэропорт и взлетную полосу в Балхаше и выбить из бюджета дотации – чтобы билеты были не слишком дорогими. В ближайшие полтора-два года и то и другое может стать реальностью.

09.12.2009

Сергей Терещенко, www.nv.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.