Бег с барьерами

Государство оказывает посильную помощь предприятиям малого и среднего бизнеса даже в сегодняшних непростых условиях. И все же в сфере поддержки МСБ остается немало узких, проблемных мест.

Государство оказывает посильную помощь предприятиям малого и среднего бизнеса даже в сегодняшних непростых условиях. И все же в сфере поддержки МСБ остается немало узких, проблемных мест.

На недавнем заседании Делового совета в Алматы аким города Ахметжан Есимов акцентировал внимание на сегодняшнем положении дел. Глава города напомнил, что в апреле в ходе своего рабочего визита в Алматы Президент РК Нурсултан Назарбаев на встрече с активом города поручил создать благоприятный климат для развития предпринимательства, в том числе путем устранения различных административных барьеров.

– В этой связи, – сообщил Ахметжан Смагулович, – одной из антикризисных мер, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства, является Стабилизационная программа. По итогам трех траншей в Алматы освоено порядка 90 миллиардов тенге, что составило около 40 процентов всех выделенных средств. При этом было реализовано 1123 проекта, создано 2070 рабочих мест. В результате подписанных в январе этого года меморандумов между алматинскими товаропроизводителями и национальными компаниями заключено контрактов на общую сумму более 32 миллиардов тенге.

Особо градоначальник обратил внимание на то, что в настоящее время проводится аналогичная акция на следующий год. В соответствии с недавно подписанным меморандумом, фондом национального благосостояния "Самрук-Казына" предусматривается в планах закупок национальных компаний не менее 150 миллиардов тенге для алматинских товаропроизводителей.

– Для финансовой поддержки предпринимательства, – сказал Ахметжан Есимов, – планируется выделение не менее 40 процентов средств по таким программам, как "Даму-Өндіріс". А также кредитование инвестиционных проектов в сфере обрабатывающей промышленности Банка развития Казахстана. Решаются вопросы гарантирования субъектами малого и среднего предпринимательства исполнения своих обязательств перед кредиторами, субсидирования процентной ставки, а также возвратных сумм стабилизационной программы для городских субъектов предпринимательства.

Также на заседании были озвучены и решения, принятые за полтора года существования Делового совета. За этот период были максимально упрощены процедуры изменения целевого назначения земельных участков. На 40 процентов снижен поправочный коэффициент при определении стоимости земельного участка. Выработан комплекс предложений по преодолению административных барьеров.

Досталось на орехи

– Как известно, мораторий на проверки предприятий малого и среднего бизнеса в середине текущего года закончился, – напомнил Ахметжан Смагулович, – принят новый Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам частного предпринимательства". Он вступит в действие с 1 января 2010 года. А до этого срока, в так называемый переходный или, вернее, подготовительный период, действует старое законодательство.

В связи с этим градоначальник заявил, что, несмотря на принятые меры, после отмены моратория в переходный период особенно тяжело стало работать малым и средним предпринимателям. Не только из-за имеющего место сокращения совокупного потребительского спроса, но и в связи с неимением физической возможности уследить за всеми правовыми вопросами.

По информации главы города, этим сразу воспользовались нечистоплотные сотрудники государственных контрольно-надзорных органов.

– По таможенному ведомству, – сказал Ахметжан Смагулович, – по сей день индивидуальные предприниматели в большинстве своем не имеют необходимых таможенных документов, в том числе по происхождению товаров, прежде всего из Китая. Несмотря на то что бизнесмены завозят свой товар не бесплатно, они совершенно не защищены перед посягательствами правоохранительных органов на продукцию без документов происхождения. Начинаются посттаможенный аудит, проверки контрольно-надзорных госорганов. Кроме того, нередко практикуется изменение кода товаров, что дает удешевление по таможенно-тарифной сетке.

Отдельно градоначальник остановился на стоимости растаможивания по весу одного куба импортированного товара, которая за последние шесть лет увеличилась в пять раз, что привело к удорожанию продукции и росту цен.

– Поэтому предприниматели зачастую растаможивают грузы в Кыргызстане, – сообщил г-н Есимов, – обслуживая тем самым экономику соседнего государства. В результате образуется новая схема завоза товара со своими "издержками".

Исключить волокиту и препоны

Досталось от градоначальника и налоговому ведомству в связи с проблемой подтверждения постановки на регистрационный учет в качестве плательщика НДС. Тысячи предпринимателей не смогли получить подтверждение по налогу на добавленную стоимость.

Были озвучены и вопросы добровольной и принудительной ликвидации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

– Вместо положенных двух месяцев по уведомлению кредиторов плюс 10 рабочих дней по рассмотрению материалов в органах юстиции процедура добровольной ликвидации, состоящая из 17 этапов, тянется годами по различным причинам, – указал глава города. – При этом некоторые действия следовало бы вообще исключить из данного перечня. Это касается уведомления территориального органа юстиции, Налогового комитета о ликвидации. Они не влекут за собой юридически значимых последствий, но значительно затрудняют сам процесс. Следует исключить из перечня и проведение налоговой проверки, и выдачи справки об отсутствии задолженности перед бюджетом филиала, так как всю ответственность за филиал несет юридическое лицо.

По мнению акима Алматы, требуется также разобраться и с аудиторской проверкой. Ведь если для акционерных обществ этот пункт является нормой, то для товариществ с ограниченной ответственностью расходы на аудит составляют минимум 240–250 тысяч тенге, что очень накладно для небольших компаний.

Как сообщил Ахметжан Есимов, по имеющимся данным, в Алматы десятки тысяч, а по стране более 100 тысяч бездействующих предприятий, у которых давно истек пятилетний срок исковой давности. При этом теневая стоимость ликвидации предприятия доходит до 10 тысяч долларов и выше.

– Принудительная ликвидация налогоплательщиков, – сказал

г-н Есимов, – в соответствии со статьей 45 Закона "О введении в действие Налогового кодекса" так до сих пор не осуществлена, что является неисполнением закона со стороны налоговых органов. Таким образом, если зарегистрировать предприятие легко, то ликвидировать его ни в добровольном, ни в принудительном порядке практически невозможно.

Раскрыл градоначальник и схемы нарушений отдельными сотрудниками финансовой полиции, рассказал о неправомочных проверках участковыми сертификатов происхождения и качества товаров у субъектов малого бизнеса. Прошелся с критикой по органам ЧС, национальной безопасности и санитарно-эпидемиологического контроля.

Максимально учитывая мнение бизнес-сообщества

В завершение заседания Ахметжан Есимов пожелал Налоговому комитету МФ РК и Комитету государственного санитарно-эпидемиологического надзора МЗ РК, а также другим государственным контрольно-надзорным органам при доработке систем управления рисками максимально учитывать мнение бизнес-сообщества, те рациональные предложения и замечания, которые были озвучены на совете.

Градоначальник дал ряд поручений управлению предпринимательства и промышленности Алматы совместно с Деловым советом. Они должны обобщить и подготовить предложения для внесения их в системы управления рисками в Комитет государственного санитарно-эпидемиологического надзора МЗ РК и Налоговый комитет МФ РК.

Прокуратуре города следует продолжить работу по пресечению незаконных проверок субъектов МСБ контрольно-надзорными органами. Незаконной будет считаться любая проверка, если она не зарегистрирована в органах правовой статистики.

Поручения по упрощению процедур коснулись таможенной и налоговой деятельности, органов финансовой полиции и департамента внутренних дел.

– Впервые бизнес имеет уникальную возможность, – добавил глава города, – участвовать в обсуждении нормативов, по которым предстоит осуществлять свою деятельность, как государственным органам, так и предпринимательскому сообществу. В дальнейшем эффективность разработанных систем управления рисками мы будем рассматривать через призму основных экономических показателей, а именно: увеличение поступлений в бюджет за счет расширения налогооблагаемой базы, роста производимой продукции, улучшения качества товаров и услуг.

10.12.2009

Ирина СТУПАКОВ, ww.vecher.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.