Кризис – подходящий период для начала бизнеса?

Аналитики пугают рынок второй волной кризиса, банки повышают требования к выдачам кредитов, а потребитель урезает свои траты, не зная чего ожидать завтра. В «РОЗНИЦА-KZ» основным негативным явлением для большинства компаний называют не сам кризис, а реакцию потребителей на него.

Аналитики пугают рынок второй волной кризиса, банки повышают требования к выдачам кредитов, а потребитель урезает свои траты, не зная чего ожидать завтра. В «РОЗНИЦА-KZ» основным негативным явлением для большинства компаний называют не сам кризис, а реакцию потребителей на него. В кризисный период люди стремятся не тратить, а вкладывать, что подтверждает и рост количества вкладов по депозитам. Таким образом, не происходит оборота денежных средств, а лишь их сбережение. Кроме того, здесь отмечают, что рост проблемного портфеля банков Казахстана привел к опасениям со стороны кредитных организаций в отношении выдачи кредитов, либо выдачи по условиям не совсем «привлекательным» для потребителей и предпринимателей, что, в свою очередь, также тормозит оборот денежных средств.

Тем не менее, малый и средний бизнес жив. Банки развития выделяют БВУ кредитные транши с целевым назначением – кредитование МСБ. Единый таможенный союз открывает перед казахстанскими предпринимателями рынок с населением более 168 млн. человек. Несмотря на сложности 2009 года, многие нашли этот период вполне подходящим для начала своего дела, хотя снижение объемов кредитования оказало свое негативное влияние на самые разные сферы предпринимательской деятельности. Предприниматель Ануар Мусабаев в числе сложностей, которые возникли в 2009 году на начальном этапе открытия бизнеса в сфере продаж, основной проблемой также считает отсутствие доступных кредитных средств для развития бизнеса. «Банки практически перестали кредитовать малый бизнес, так как он является более рискованным по сравнению с крупным, а госпрограммой в виде льготного кредитования по поддержке малого бизнеса я не смог воспользоваться по причине жестких условий выдачи займов», – отмечает г-н Мусабаев.

Однако можно назвать и ряд плюсов для начала бизнеса, которые напрямую связаны с кризисным периодом: снижение цен на некоторые виды товаров, готовность кредитных организаций предоставлять отсрочки по ранее выданным займам. «Благодаря реструктуризации своего кредита я смог завершить строительство объекта и запустить его в работу. Благоприятным фактором послужило и снижение цен на строительные материалы. Кроме того, в 2009 году на рынке труда увеличилось предложение со стороны квалифицированных специалистов, что сняло с повестки дня и вопрос о поиске сотрудников», – рассказывает Ануар Мусабаев.

Немало опасений со стороны участников рынка вызывают и вступившие в силу условия Таможенного союза. С одной стороны, перспектива огромного рынка сбыта для казахстанских предпринимателей, с другой стороны, возможное «нашествие» российского производителя. Да и повышение таможенных тарифов в отношении большой части импорта может отбить желание заняться предпринимательской деятельностью в 2010 году. По словам первого вице-премьера РК Умирзака Шукеева, Казахстан не включил 400 товарных позиций в единый таможенный тариф. По ряду позиций сохраняется необходимость импорта из третьих стран – для реализации новых проектов, из числа программы индустриального развития страны. 40% пошлин совпали у всех трех стран-участниц и были зафиксированы на прежнем уровне. Очевидны возможности для открытия совместных предприятий Казахстана, России и Беларуси, расширения рынков сбыта продукции, что не может не стимулировать оборот денежных средств между тремя странами.

Светлана Яковлева, управляющий партнер «РОЗНИЦА-KZ», считает, что начинать бизнес стоит всегда. «Наиболее перспективные отрасли развития – это, несомненно, все направления, связанные с новыми технологиями, также стратегически важное направление для Казахстана – сельское хозяйство», – считает г-жа Яковлева. По ее мнению, основной фактор для развития любого бизнеса – наличие финансов для его развития. Если денег не так много – то, безусловно, это сфера услуг, если их достаточно, то это торговля, ну а при внушительных объемах – экспортно-ориентированное производство. Нельзя забывать о том, что любой хороший бизнес – это хорошо продуманный бизнес.

Кризис действительно обнажил «слабые места» предпринимательской деятельности. Это же привело к вытеснению с рынка нестабильных и недобросовестных игроков, предоставив возможность развития остальным. Казахстанский предприниматель учится правильной «игре» в бизнес. Во время кризиса компании начинают значительно экономить на имиджевых вещах и больше акцентируют внимание на грамотном построении бизнес-процессов. Начинают правильно выстраивать менеджмент, а соответственно работать эффективнее.

«Мне кажется, казахстанскому предпринимателю нужно тщательнее подходить к планированию, а самое главное – найти достаточный объем финансирования. Раньше, во время бурного роста экономики, многие мелкие предприниматели практически не считали риски, не составляли бизнес-планы, открывали дело «наобум». Кризис показал, что нужно быть осмотрительней. Я считаю, что мелкий предприниматель должен постоянно повышать финансовую грамотность, изучать и применять инструменты менеджмента, маркетинга, внедрять в бизнес-процессы современные технологии. И тогда главные преимущества мелкого и среднего бизнеса – мобильность, маневренность, возможность быстрого принятия решений – приведут к успешному результату», – считает Ануар Мусабаев.

14.01.2010

Вероника Сабитова, www.kapital.kz

 


0 комментариев:

Обновить

Подписка на статьи
  • Отписаться от рассылки можно в каждом присланном письме.